Методическая разработка "Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Сеземина Наталья Николаевна

 

Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_konsultatsiya.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 «Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач»

(консультация для воспитателей)

Воспитатель:

Сеземина Наталья Николаевна

2017-2018 учебный год

п.г.т. Стройкерамика

 «Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач».

В современном образовании основной задачей является  воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе  развития не  представить  без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу, учитывают и закономерности развития, позволяют приспосабливаться  и к особенностям индивидуума . поэтому современные ДОУ достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников.

Педагоги заметили, что  стало труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. В решении этой задачи поможет использование игр, основанных на использовании приемов ТРИЗ . ТРИЗ – это теория изобретательских задач, наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.

Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер. Главная идея его технологии – технические системы возникают и развиваются  «не как  попало», а по определенным законам: эти законы можно использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ  превращает новые технические идеи  в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Цель ТРИЗХ – научиться мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способных конкретному практическому воспитанию у детей качеств  творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Г.С Альтшуллер создавал ТРИЗ как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ улучшает качества мышления, которое психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность… Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мыщления.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми  на станциях юных техников, потом появилась вторая ее часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время методы и приемы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, различного вида мышления: диалектного, творческого, абстрактного. ТРИЗ технологию называют РТВ (развитие творческого воображения).  Дошкольный возраст уникален, поскольку это самый благоприятный период для раскрытия творческого потенциала  каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволяет  воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

В настоящий момент программа ТРИЗ носит актуальный характер. Так как все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоположные свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению, столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе и такими, на которые пока никто не знает ответы, необходимы формирующемуся уму, как витамины – растущему организму. С самого раннего детства можно учить ребенка думать, решать задачи творческого характера.

Как же используется ТРИЗ в развитии речи дошкольников? Всем известно, что в понятие «развитие речи» мы включаем такие компоненты как: звукопроизношение, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение…), связную речь.

Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи дошкольников, важно учитывать следующие дидактические принципы:

- принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора;

-принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать  с открытыми задачами (не имеющими правильного решения). В условиях творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

- принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

-принцип обратной связи- воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций в  новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого задания, что максимально позволяет использовать возможности , знания и интересы детей.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности  обучения ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает  необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, то есть учет возрастного и индивидуального подхода.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. ( например, мяч- как можно использовать объект).

Следующий этап – это «тайна двойного»  или выявление противоречий  в объекте, явлении, когда что в нем хорошо и что плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. («хорошо-плохо»).

Следующий этап – разрешение противоречий.  Для разрешения противоречий  существует целая система игровых и сказочных приемов. («Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, так как ее надо перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением состояния вещества – воды. Решение – перенести воду в решете в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача – научить детей искать  и находить свое решение. Изобретательство детей  в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий.  (придумать новую игрушку).

Следующий этап – это решение сказочных задач  и придумывание новых сказок, специальных  методов. Вся эта работа включает в себя  разные виды детской деятельности – игровую, речевую, продуктивную…

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок находит выход из любой ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, умственный и творческий потенциалы.  Ситуации могут быть разные, , из любой области человеческой деятельности. Дети используют экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения..

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому процесс по развитию речи необходимо начинать как можно раньше.  Ранний возраст – это наиболее благоприятный период речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, важно своевременно сформировать у них активность достижения поставленной цели, используя технологию ТРИЗ.

Применение данной технологии  обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению  детьми замкнутости, робости, учит их использовать свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь.

Больше всего малыши любят играть , поэтому нужно использовать игры ТРИЗ технологии для развития всех сторон речи. Эти технологии очень интересны малышам, успешно развивают их речь, мышление, логику, воображение. Играя в них, дети начинают правильно говорить.

Эффективно формирует словарь детей и другие стороны развития речи применение метода воображения. Можно использовать в играх с детьми какую-то постоянную игрушку, которая будет вместе с ними решать задачи.

В ходе ТРИЗ можно говорить все. Выслушивается каждый ребенок.  Таким образом, дети познают и учатся сопоставлять природные и физические явления в такой форме, когда замечают, что учатся, им это интересно, их это увлекает. А добиться положительных результатов  можно только в том случае, если интересно. Практика показывает, что в играх технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и его речевое общение.

Игры и упражнения .

«Поиск аналогов» - необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам (мяч-яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины).

«Поиск противоположного объекта» - необходимо назвать объект и как можно других объектов, ему противоположных (снег- шерсть, холодный-теплая), металл –легкий-тяжелый).

«Хорошо-плохо» -берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, называется как можно больше положительных и отрицательных сторон. (шарф – мягкий, теплый, красивый, можно зацепиться, рвется, колючий….)

Игра «Хорошо-плохо»   (младший дошкольный возраст).

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры – ведущим называется любой объект, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

В: съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: потому, что она сладкая.

В: съесть конфету – плохо. Почему?

Д: могут заболеть зубы.

Игра «Да – нет».

Игроки разгадывают « тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы можно было ответить «да-нет».

Ведущим было загадано слово – кошка.

-это слово обозначает предмет?

- да.

- это растение?

-нет.

-это что-то неживое?

-нет.

-это животное?...

Таким образом,  использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

-- активизация познавательной деятельности детей;

-- создание мотивационных установок на проявление творчества;

--создание условий для развития образной стороны речи  детей (обогащение словарного запаса );

-- повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;

--формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

--развитие гибкости аналитико-синтетических операций  в мыслительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способно...

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста...

Мастер класс для педагогов "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Эффективные технологии речевого развития дошкольника»Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна, так как форм...

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»

Применение инновационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в более доступной и привлекательной для детей, достигнуть высокого качест...

Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

из опыта работы воспитателя Коваленко Е.В.(выступление на методическом объединении педагогов)...

Педсовет "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"

Проведение педагогического совета в форме аукциона....