Методическая разработка "Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач»
(консультация для воспитателей)
Воспитатель:
Сеземина Наталья Николаевна
2017-2018 учебный год
п.г.т. Стройкерамика
«Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач».
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития не представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу, учитывают и закономерности развития, позволяют приспосабливаться и к особенностям индивидуума . поэтому современные ДОУ достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников.
Педагоги заметили, что стало труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. В решении этой задачи поможет использование игр, основанных на использовании приемов ТРИЗ . ТРИЗ – это теория изобретательских задач, наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии – технические системы возникают и развиваются «не как попало», а по определенным законам: эти законы можно использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает новые технические идеи в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Цель ТРИЗХ – научиться мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способных конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Г.С Альтшуллер создавал ТРИЗ как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ улучшает качества мышления, которое психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность… Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мыщления.
Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, потом появилась вторая ее часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
В настоящее время методы и приемы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, различного вида мышления: диалектного, творческого, абстрактного. ТРИЗ технологию называют РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален, поскольку это самый благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
В настоящий момент программа ТРИЗ носит актуальный характер. Так как все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоположные свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению, столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе и такими, на которые пока никто не знает ответы, необходимы формирующемуся уму, как витамины – растущему организму. С самого раннего детства можно учить ребенка думать, решать задачи творческого характера.
Как же используется ТРИЗ в развитии речи дошкольников? Всем известно, что в понятие «развитие речи» мы включаем такие компоненты как: звукопроизношение, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение…), связную речь.
Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи дошкольников, важно учитывать следующие дидактические принципы:
- принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора;
-принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими правильного решения). В условиях творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
- принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
-принцип обратной связи- воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого задания, что максимально позволяет использовать возможности , знания и интересы детей.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, то есть учет возрастного и индивидуального подхода.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. ( например, мяч- как можно использовать объект).
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что в нем хорошо и что плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. («хорошо-плохо»).
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных приемов. («Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, так как ее надо перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением состояния вещества – воды. Решение – перенести воду в решете в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача – научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. (придумать новую игрушку).
Следующий этап – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок, специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, продуктивную…
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок находит выход из любой ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, , из любой области человеческой деятельности. Дети используют экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения..
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому процесс по развитию речи необходимо начинать как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, важно своевременно сформировать у них активность достижения поставленной цели, используя технологию ТРИЗ.
Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их использовать свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь.
Больше всего малыши любят играть , поэтому нужно использовать игры ТРИЗ технологии для развития всех сторон речи. Эти технологии очень интересны малышам, успешно развивают их речь, мышление, логику, воображение. Играя в них, дети начинают правильно говорить.
Эффективно формирует словарь детей и другие стороны развития речи применение метода воображения. Можно использовать в играх с детьми какую-то постоянную игрушку, которая будет вместе с ними решать задачи.
В ходе ТРИЗ можно говорить все. Выслушивается каждый ребенок. Таким образом, дети познают и учатся сопоставлять природные и физические явления в такой форме, когда замечают, что учатся, им это интересно, их это увлекает. А добиться положительных результатов можно только в том случае, если интересно. Практика показывает, что в играх технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и его речевое общение.
Игры и упражнения .
«Поиск аналогов» - необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам (мяч-яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины).
«Поиск противоположного объекта» - необходимо назвать объект и как можно других объектов, ему противоположных (снег- шерсть, холодный-теплая), металл –легкий-тяжелый).
«Хорошо-плохо» -берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, называется как можно больше положительных и отрицательных сторон. (шарф – мягкий, теплый, красивый, можно зацепиться, рвется, колючий….)
Игра «Хорошо-плохо» (младший дошкольный возраст).
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры – ведущим называется любой объект, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
В: съесть конфету – хорошо. Почему?
Д: потому, что она сладкая.
В: съесть конфету – плохо. Почему?
Д: могут заболеть зубы.
Игра «Да – нет».
Игроки разгадывают « тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы можно было ответить «да-нет».
Ведущим было загадано слово – кошка.
-это слово обозначает предмет?
- да.
- это растение?
-нет.
-это что-то неживое?
-нет.
-это животное?...
Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
-- активизация познавательной деятельности детей;
-- создание мотивационных установок на проявление творчества;
--создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса );
-- повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;
--формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
--развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/17/picture-470003-1408220663.jpg)
Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-748682-1464622995.jpg)
Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-1359596-1635713303.jpg)
Мастер класс для педагогов "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Эффективные технологии речевого развития дошкольника»Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна, так как форм...
Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»
Применение инновационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в более доступной и привлекательной для детей, достигнуть высокого качест...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-628902-1481471757.jpg)
Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
из опыта работы воспитателя Коваленко Е.В.(выступление на методическом объединении педагогов)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1056300-1538502447.jpg)
Педсовет "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"
Проведение педагогического совета в форме аукциона....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/18/picture-1513027-1708276116.jpg)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ – ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР. ВЫПОЛНЯЕМ ДОМА ВМЕСТЕ.
Практикум для родителей в форме презентации....