Программа по сотрудничеству с родителями "Приобщение дошкольников к художественной литературе и чтению"
рабочая программа по теме
Программа по сотрудничеству с родителями "Приобщение дошкольников к художественной литературе и чтению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sotrudnichestvu_s_roditelyami_2016-2018.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 г. Вязьмы Смоленской области
ПРОГРАММА
сотрудничества с родителями
«Приобщение дошкольников
к художественной литературе и чтению»
(2016-2018)
Разработчик:
Денисова Л. В., воспитатель
Содержание программы
1.Пояснительная записка…………………………………..
2.Цели и задачи программы………………………………..
3.Принципы взаимодействия с родителями……………….
4.Направления работы с родителями
5.Формы работы с родителями………………….
6.Перспективный план взаимодействия с родителями
7. Показатели результативности работы с родителями
8.Список литературы
1.Пояснительная записка
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Работа по приобщению дошкольников к художественной литературе невозможна без привлечения родителей, очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге.
Программа рассчитана на 2 учебных года.
- Цели и задачи программы
Цель: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
- Формирование представлений у родителей о роли детской художественной литературе в развитии детей; повышение педагогической культуры родителей.
- Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой.
- Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей.
- Организация совместной проектно- игровой и продуктивной деятельности родителей и детей.
- Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
- Принципы взаимодействия с родителями:
· Принцип позитивного безоценочного принятия. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
· Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, учитывать личный опыт родителей.
· Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
· Динамичность. Педагог должен учитывать образовательные потребности родителей и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы педагога с родителями.
4.Направления работы с родителями
· Просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической культуры в вопросах семейного чтения (памятки для родителей, групповые и индивидуальные беседы, выставки творческих работ).
· Развивающая деятельность, направленная на создание условий для совместной деятельности детей и родителей (открытые занятия, мастер-классы, практикумы).
5.Формы работы с родителями
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- презентации;
- открытые занятия;
- читательские вечера;
- практикумы;
- разработка памяток.
- Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
2016-2017 учебный год
Период работы | Форма и тематика работы |
Сентябрь | Родительское собрание «Направления работы на 2016-2017 учебный год» Консультация «Возрастные особенности детей в плане восприятия произведений художественной литературы» |
Октябрь | Анкетирование родителей «Семейное чтение» Индивидуальные беседы по итогам анкетирования |
Ноябрь | Консультация «Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской литературой» |
Декабрь | Выставка детских книг «Читательские интересы группы» |
Январь | Памятка для родителей «Организация книжного уголка дома» |
Февраль | Презентация «Сказка в жизни ребенка» |
Март | Консультация «Советы родителям по обсуждению и обыгрыванию художественных произведений» |
Апрель | Практикум «Как использовать книгу для развития связной речи» |
Май | Родительское собрание «Наши успехи» |
2017-2018 учебный год
Период работы | Форма и тематика работы |
Сентябрь | Родительское собрание «Направления работы на 2017-2018 учебный год» Экскурсия в детскую библиотеку |
Октябрь | Консультация «Читающие родители – образец для подражания» |
Ноябрь | Привлечение родителей к изготовлению персонажей сказки Сутеева «Под грибом» |
Декабрь | Инсценировка сказки Сутеева «Под грибом» |
Январь | Практикум «Учим стихи» |
Февраль | Вечер стихов |
Март | Консультация «О чем и как беседовать с детьми после прочтения книги» |
Апрель | Выставка «Книжки-малышки своими руками» |
Май | Родительское собрание «Чему мы научились» |
7. Показатели результативности взаимодействия с родителями:
- понимание родителями роли произведений художественной литературы в развитии ребенка;
- готовность родителей к взаимодействия по вопросам приобщения детей к художественной литературе и чтению;
- наличие детской библиотеки в семье;
- как часто читаются ребенку книги;
- знание родителями произведений детских писателей и поэтов.
8.Список используемой литературы
- Арнаутова Е. П. « Планируем работу ДОУ с семьей»
- Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект»
- Скуридина, Ю. Если не рассказывать сказки...: семейное чтение как духовное развитие ребенка.
- Сокольская, Л.В. Материнское чтение: научно-практическое пособие
- Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением
Приложение
Анкета для родителей «Семейное чтение»
1.Читаете ли Вы ребёнку книги, по чьей инициативе и как часто?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Проводите ли вы беседы после чтения?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
3.Стремится ли ребёнок пересказать прочитанное, выделить то, что ему больше всего понравилось?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
- Делится ли ребёнок своими впечатлениями, полученными от чтения, с членами семьи?
Да
Нет
- Обращает ли внимание только на содержание или также на форму произведения?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
- Играете ли Вы дома с ребёнком в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений, продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов?
Да
Нет
- Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг?
Да
Нет
- Имеется ли у ребенка дома место для книг, игрушек?
Да
Нет
9. Имеется ли в доме библиотека?
Да
Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Отчет по проекту "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок"
Материал для педагогов...
Проект "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок"
Материал для педагогов...
Консультация на тему "Приобщение дошкольника к художественной литературе через чтение сказок"
даны рекомендации родителям о пользе семейного чтения...
Творческий проект "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок"
Творческий проект "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок" для детей 3-5 лет...
Консультация для родителей «Формирование интереса старших дошкольников к художественной литературе и чтению книг»
консультация...
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой Тема: Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
Образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», ...