Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой Тема: Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мурадова Нарине Васильевна

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое развитие».

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания с опорой на мнемотаблицу;

- учить пересказывать художественный текст.

Развивающие:

- расширять знания детей о животных (мышь, олень);

-развивать самостоятельную,  грамматически правильную фразовую и диалогическую речи в процессе обучения рассказыванию  (навык употребления имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным;

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей, усидчивость;

- воспитывать у детей умение передавать интонации героев сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе  по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Тема:

Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое развитие».

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания с опорой на мнемотаблицу;

- учить пересказывать художественный текст.

Развивающие:

- расширять знания детей о животных (мышь, олень);

-развивать самостоятельную,  грамматически правильную фразовую и диалогическую речи в процессе обучения рассказыванию  (навык употребления имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным;

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей, усидчивость;

- воспитывать у детей умение передавать интонации героев сказки.

Методические приемы: игровой, наглядный, чтение сказки воспитателем, вопросы к детям, физминутка, поощрение детей, использование ИКТ.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе Севера.
  2. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов о животных      Севера.
  3. Разучивание северных считалок, пословиц. Поговорок.
  4. Занятия по изобразительной деятельности на темы о Севере.
  5. Участие в конкурсе поделок из шишек «В лесу все прекрасно!»
  6. Обогащение словаря детей: хоркает, копытца, обессилел, кочка, мох.

Словарная работа: юркнул, обессилел.

Материал и оборудование: Книга И. Истомина «Ненецкие сказки»; портрет писателя; Макет тундры; игрушки – оленёнок и мышонок; макет волшебной книги; ширма, диск с  музыкой «В гостях у сказки», голоса: «хорканье оленя», «писк мыши»; магнитная доска; интерактивная доска.

Ход организованной - образовательной деятельности:

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть

(мотивационный момент)

В.: - Здравствуйте, ребята! Встаньте в кружок и послушайте меня внимательно!

Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, и поэтому  я хочу  открыть вам одну тайну. Но для этого вначале надо отгадать загадки. Вы умеете отгадывать загадки?

 -Слушайте внимательно!

         В тундре он бродит большими стадами

          Словно короной, красуясь рогами

       Важен он в жизни полярных народов

          Транспорт надежный для дальних походов.

-Где живет олень?

-Покажите, как ходит по тундре олень.

-А вот вторая загадка:

         Что за серенький зверек,

          Хвостик длинный, как шнурок,

          Только кошку увидал

          Сразу в норку убежал?

-Правильно, а где живут мышата?  

Дети становятся в круг

Да

(Северный олень)

(на севере, в тундре)

Дети имитируют походку оленя.

(мышка)

(Живут и под полом в домах, и в лесу, и в тундре).

обеспечение интереса и эмоциональности детей

Основная часть

Физкультминутка

Включается аудиозапись «Хорканье оленя»    

Воспитатель убирает ширму, показывает игрушку оленёнка на макете «тундра»

  Включается аудиозапись «писк мыши»    

 Воспитатель показывает, как прячется мышонок

Воспитатель показывает макет

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Чтение сказки.

Беседа о прочитанном

Пересказ по цепочке.

-А сейчас  закройте все глаза и узнайте, чей это голос:

В: -Да, это хоркал  большой олень, а как мы назовем маленького, детеныша оленя?

-Вот он какой.

-Вам нравится оленёнок?

-Какой он?

-Как он бегает по тундре?

-На что похожи рожки?

-Закройте ещё раз глазки и послушайте, чей это голосок:

-Кто пищал?

-Где же он?  Вот он где спрятался под мхом за кочкой!

-Ребята, посмотрите, на что показывает моя волшебная палочка, и  назовите, что это у мышонка?

- А ласково?

Глаза - глазки,

Лапы - лапки.

Хвост - хвостик

Голова – головка

Нос – носик

Усы - усики

-Когда мышонок быстро скрывается во мху или прячется за кочку,  про него говорят «юркнул». Повторим слово.

-Кто больше, мышонок или оленёнок?

Правильно, посмотрите, по сравнению с маленьким мышонком олененок  кажется очень большим, великаном.

-Хотите поиграть?

- Я скажу – «мышонок» – вы присядете - юркните и будете маленькими, маленькими, спрячьте руками глаза, а когда я скажу «олененок», вы станете большими, великанами, покажете рожки веточки.

               

-Молодцы! Ну, наконец – то, я вам открою тайну, которую обещала: вот волшебная книга «Ненецкие сказки» ее написал писатель  Иван Истомин, он тоже жил на Севере и очень любил свой край, а детям говорил: «Без сказок скучно жить на свете. Люди придумали их для детей, чтобы дети знали и любили  родной край, учились быть добрыми и умными».

-  Как только я  открою волшебную книгу, мы сразу окажемся в сказке и узнаем, как однажды играли олененок и мышонок  в тундре.

-Хотите очутиться в сказке?

-Ребята, а мышонка и оленёнка возьмём с собой?

-Проходите, пожалуйста, тихо-тихо! Присаживайтесь!  

-А вот и настоящая книга, которую написал Иван Григорьевич Истомин, а это его портрет. Дети любят его сказки и называют дедушка Иван.

-Понравилась сказка?

-Посмотрите внимательно на иллюстрацию в книге, кто встретился в тундре?

-Ребята, давайте отдохнём и поиграем:

«Оленёнок в тундре жил, головой крутить любил.

Оленёнок мох искал, снег копытом разгребал.

А потом вдруг убежал».

-Мышонок и Олененок будут очень довольны, если вы ответите на вопросы:

1.Почему мышонок еле успевал гнаться за оленёнком?

2.В какую игру предложил поиграть мышонок?

3.Как он сказал?

4.Кто первый спрятался?

5. Расскажите и покажите, что делал мышонок, пока олененок прятался?                  

-Долго искал  мышонок оленёнка, но  найти не мог. Наконец обессилел совсем.

6.Ребята, что значит обессилел?

7.Что придумал мышонок, чтобы найти оленёнка?

     -Давайте вместе крикнем Олененку, как мышонок: «Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать».

-Вскочил Олененок, чтобы рога спрятать, тут его мышонок и увидел.

8. А почему оленёнок не нашёл мышонка?

Доскажите словечко:

-«Эх ты, олененок, - сказал мышонок, - сам большой а…

–«Я маленький, а…

9.Почему теперь олененок и мышонок никогда не играют вместе?

10. Кто вам больше понравился?

11. Почему?

- Сейчас, я ещё раз вам прочитаю о том, как мышонок обхитрил оленёнка.

 Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!

-А молодец будет тот, кто перескажет то, что я прочитала. А поможет вам таблица с картинками.

-Это хоркал олень.

(олененок).

Да

(красивый, стройный)

(Быстро)

(На веточки дерева)

(Мышонок)

(Уши)

(ушки)

Дети повторяют, 2-3 раза

Олененок

Да

Дети играют

Да

Возьмем

Дети проходят через макет книги, усаживаются    

Дети внимательно слушают

(мышонок и оленёнок)

Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих, выполняя с воспитателем  движения по ходу текста.

(У оленёнка ноги больше, чем у мышонка)

(В прятки)

(Давай в прятки играть?)

(Оленёнок)

(Устал)

(Обхитрить оленёнка)

(Потому что мышонок юркнул в мох, и его не видно, а хитрить оленёнок не умел)

а недогадливый»  

а тебя обхитрил!»

(Олененок обиделся на мышонка)

Пересказывают

Условия для развития интереса к художественной литературе

Условия для оздоровления детей и двигательной активности:

 длительность в зависимости от степени утомляемости детей.

Условия для  закрепления нового материала.

 Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

(Музыка «В гостях у сказки», выходим из волшебной книги).

В:  -Какую сказку читали? Кто автор?

-Понравилась волшебная книга?

-Кто молодец?

- Спасибо за внимание. До свидания!

Ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей

И. Истомин «Мышонок и олененок»

Бежит однажды Мышонок. Бежит, а навстречу ему Оленёнок.
Мышонок и спрашивает его: -Дружок Оленёнок, откуда ты и куда идёшь?
Услышал Оленёнок мышиный писк, пригнул голову пониже и отвечает: - Разве не видишь? За четырьмя ножками своими гоняюсь.
Тогда Мышонок засмеялся и сказал: -Ты, оказывается, тоже сам не знаешь, куда идёшь. Коли так, пойдём вместе! Оленёнок согласился: -Давай пойдём!

Пошли вдвоём. Мышонок еле успевает гнаться за Оленёнком. Много раз Оленёнок терял Мышонка из виду. А когда шли между кустами, чуть не наступил на Мышонка копытцами. Шли-шли, Мышонок и говорит: -Давай в прятки играть!

-Давай, -согласился Оленёнок, -ты маленький, ты и закрой глазки, а я спрячусь.

Мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза. Оленёнок побежал и спрятался за лежащим на земле деревом. Долго искал Мышонок Оленёнка, но найти не смог. Наконец обессилел совсем. Сел и начал думать, как же всё-таки найти Оленёнка. Долго думал. И додумался: "Ага, я этого великана хитростью возьму!"

Мышонок вдруг закричал: -Дружок Оленёнок! Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать!

Оленёнок подумал: "Эх, плохо я сделал! Правду Мышонок говорит!" Вскочил он, чтобы получше рога спрятать, тут его Мышонок и увидел.

- А теперь я спрячусь! - сказал Мышонок. Долго Оленёнок искал Мышонка, но найти не смог. Обессилел совсем и лёг отдыхать. Мышонок выбежал из-за кочки и смеётся: -Эх ты, дружок Оленёнок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький, а хитрее тебя! - И юркнул в мох. Фыркнул

Оленёнок от обиды и побежал в другую сторону.

С тех пор никогда не увидишь, чтобы Оленёнок с Мышонком вместе играли.

09-16-nodmnemo_3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение сказки К.И.Чуковского «Тараканище» для детей средней группы

Цель: Познакомить детей с произведением К.И.Чуковского «Тараканище».Задачи: - Закреплять знания о произведениях писателя.- Активизировать и обогащать словарь детей.- Продолжать учить отвеч...

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе «Чудо-дерево»

Конспект интегрированной НОД  по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе. Чтение произведения К.И. Чуковского «Чудо-дерево»....

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи/ознакомление с художественной литературой. Тема: Чтение украинской сказки "Колосок"

познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам....

Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»

Занятие по знакомству с художественной литературой во 2-й младшей группе....

Конспект НОД по ознакомление художественной литературы. Тема: «Чтение русской народной сказкой «Волк и семеро козлят».

Познакомить детей с русской народной сказкой " Волк и семеро козлят"подвести к пониманию детей о первоначальных представления осторожности ,помочь детям избежать опасных ситуаций при контакт...