Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой Тема: Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое развитие».
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания с опорой на мнемотаблицу;
- учить пересказывать художественный текст.
Развивающие:
- расширять знания детей о животных (мышь, олень);
-развивать самостоятельную, грамматически правильную фразовую и диалогическую речи в процессе обучения рассказыванию (навык употребления имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным;
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей, усидчивость;
- воспитывать у детей умение передавать интонации героев сказки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Тема:
Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое развитие».
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания с опорой на мнемотаблицу;
- учить пересказывать художественный текст.
Развивающие:
- расширять знания детей о животных (мышь, олень);
-развивать самостоятельную, грамматически правильную фразовую и диалогическую речи в процессе обучения рассказыванию (навык употребления имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным;
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей, усидчивость;
- воспитывать у детей умение передавать интонации героев сказки.
Методические приемы: игровой, наглядный, чтение сказки воспитателем, вопросы к детям, физминутка, поощрение детей, использование ИКТ.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе Севера.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов о животных Севера.
- Разучивание северных считалок, пословиц. Поговорок.
- Занятия по изобразительной деятельности на темы о Севере.
- Участие в конкурсе поделок из шишек «В лесу все прекрасно!»
- Обогащение словаря детей: хоркает, копытца, обессилел, кочка, мох.
Словарная работа: юркнул, обессилел.
Материал и оборудование: Книга И. Истомина «Ненецкие сказки»; портрет писателя; Макет тундры; игрушки – оленёнок и мышонок; макет волшебной книги; ширма, диск с музыкой «В гостях у сказки», голоса: «хорканье оленя», «писк мыши»; магнитная доска; интерактивная доска.
Ход организованной - образовательной деятельности:
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи |
Вводная часть (мотивационный момент) | В.: - Здравствуйте, ребята! Встаньте в кружок и послушайте меня внимательно! Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, и поэтому я хочу открыть вам одну тайну. Но для этого вначале надо отгадать загадки. Вы умеете отгадывать загадки? -Слушайте внимательно! В тундре он бродит большими стадами Словно короной, красуясь рогами Важен он в жизни полярных народов Транспорт надежный для дальних походов. -Где живет олень? -Покажите, как ходит по тундре олень. -А вот вторая загадка: Что за серенький зверек, Хвостик длинный, как шнурок, Только кошку увидал Сразу в норку убежал? -Правильно, а где живут мышата? | Дети становятся в круг Да (Северный олень) (на севере, в тундре) Дети имитируют походку оленя. (мышка) (Живут и под полом в домах, и в лесу, и в тундре). | обеспечение интереса и эмоциональности детей | |
Основная часть Физкультминутка | Включается аудиозапись «Хорканье оленя» Воспитатель убирает ширму, показывает игрушку оленёнка на макете «тундра» Включается аудиозапись «писк мыши» Воспитатель показывает, как прячется мышонок Воспитатель показывает макет Звучит музыка «В гостях у сказки» Чтение сказки. Беседа о прочитанном Пересказ по цепочке. | -А сейчас закройте все глаза и узнайте, чей это голос: В: -Да, это хоркал большой олень, а как мы назовем маленького, детеныша оленя? -Вот он какой. -Вам нравится оленёнок? -Какой он? -Как он бегает по тундре? -На что похожи рожки? -Закройте ещё раз глазки и послушайте, чей это голосок: -Кто пищал? -Где же он? Вот он где спрятался под мхом за кочкой! -Ребята, посмотрите, на что показывает моя волшебная палочка, и назовите, что это у мышонка? - А ласково? Глаза - глазки, Лапы - лапки. Хвост - хвостик Голова – головка Нос – носик Усы - усики -Когда мышонок быстро скрывается во мху или прячется за кочку, про него говорят «юркнул». Повторим слово. -Кто больше, мышонок или оленёнок? Правильно, посмотрите, по сравнению с маленьким мышонком олененок кажется очень большим, великаном. -Хотите поиграть? - Я скажу – «мышонок» – вы присядете - юркните и будете маленькими, маленькими, спрячьте руками глаза, а когда я скажу «олененок», вы станете большими, великанами, покажете рожки веточки.
-Молодцы! Ну, наконец – то, я вам открою тайну, которую обещала: вот волшебная книга «Ненецкие сказки» ее написал писатель Иван Истомин, он тоже жил на Севере и очень любил свой край, а детям говорил: «Без сказок скучно жить на свете. Люди придумали их для детей, чтобы дети знали и любили родной край, учились быть добрыми и умными». - Как только я открою волшебную книгу, мы сразу окажемся в сказке и узнаем, как однажды играли олененок и мышонок в тундре. -Хотите очутиться в сказке? -Ребята, а мышонка и оленёнка возьмём с собой? -Проходите, пожалуйста, тихо-тихо! Присаживайтесь! -А вот и настоящая книга, которую написал Иван Григорьевич Истомин, а это его портрет. Дети любят его сказки и называют дедушка Иван. -Понравилась сказка? -Посмотрите внимательно на иллюстрацию в книге, кто встретился в тундре? -Ребята, давайте отдохнём и поиграем: «Оленёнок в тундре жил, головой крутить любил. Оленёнок мох искал, снег копытом разгребал. А потом вдруг убежал». -Мышонок и Олененок будут очень довольны, если вы ответите на вопросы: 1.Почему мышонок еле успевал гнаться за оленёнком? 2.В какую игру предложил поиграть мышонок? 3.Как он сказал? 4.Кто первый спрятался? 5. Расскажите и покажите, что делал мышонок, пока олененок прятался? -Долго искал мышонок оленёнка, но найти не мог. Наконец обессилел совсем. 6.Ребята, что значит обессилел? 7.Что придумал мышонок, чтобы найти оленёнка? -Давайте вместе крикнем Олененку, как мышонок: «Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать». -Вскочил Олененок, чтобы рога спрятать, тут его мышонок и увидел. 8. А почему оленёнок не нашёл мышонка? Доскажите словечко: -«Эх ты, олененок, - сказал мышонок, - сам большой а… –«Я маленький, а… 9.Почему теперь олененок и мышонок никогда не играют вместе? 10. Кто вам больше понравился? 11. Почему? - Сейчас, я ещё раз вам прочитаю о том, как мышонок обхитрил оленёнка. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец! -А молодец будет тот, кто перескажет то, что я прочитала. А поможет вам таблица с картинками. | -Это хоркал олень. (олененок). Да (красивый, стройный) (Быстро) (На веточки дерева) (Мышонок) (Уши) (ушки) Дети повторяют, 2-3 раза Олененок Да Дети играют Да Возьмем Дети проходят через макет книги, усаживаются Дети внимательно слушают (мышонок и оленёнок) Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих, выполняя с воспитателем движения по ходу текста. (У оленёнка ноги больше, чем у мышонка) (В прятки) (Давай в прятки играть?) (Оленёнок) (Устал) (Обхитрить оленёнка) (Потому что мышонок юркнул в мох, и его не видно, а хитрить оленёнок не умел) а недогадливый» а тебя обхитрил!» (Олененок обиделся на мышонка) Пересказывают | Условия для развития интереса к художественной литературе Условия для оздоровления детей и двигательной активности: длительность в зависимости от степени утомляемости детей. Условия для закрепления нового материала. |
Заключительная часть. Оценка деятельности детей. | (Музыка «В гостях у сказки», выходим из волшебной книги). | В: -Какую сказку читали? Кто автор? -Понравилась волшебная книга? -Кто молодец? - Спасибо за внимание. До свидания! | Ответы детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей |
И. Истомин «Мышонок и олененок»
Бежит однажды Мышонок. Бежит, а навстречу ему Оленёнок.
Мышонок и спрашивает его: -Дружок Оленёнок, откуда ты и куда идёшь?
Услышал Оленёнок мышиный писк, пригнул голову пониже и отвечает: - Разве не видишь? За четырьмя ножками своими гоняюсь.
Тогда Мышонок засмеялся и сказал: -Ты, оказывается, тоже сам не знаешь, куда идёшь. Коли так, пойдём вместе! Оленёнок согласился: -Давай пойдём!
Пошли вдвоём. Мышонок еле успевает гнаться за Оленёнком. Много раз Оленёнок терял Мышонка из виду. А когда шли между кустами, чуть не наступил на Мышонка копытцами. Шли-шли, Мышонок и говорит: -Давай в прятки играть!
-Давай, -согласился Оленёнок, -ты маленький, ты и закрой глазки, а я спрячусь.
Мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза. Оленёнок побежал и спрятался за лежащим на земле деревом. Долго искал Мышонок Оленёнка, но найти не смог. Наконец обессилел совсем. Сел и начал думать, как же всё-таки найти Оленёнка. Долго думал. И додумался: "Ага, я этого великана хитростью возьму!"
Мышонок вдруг закричал: -Дружок Оленёнок! Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать!
Оленёнок подумал: "Эх, плохо я сделал! Правду Мышонок говорит!" Вскочил он, чтобы получше рога спрятать, тут его Мышонок и увидел.
- А теперь я спрячусь! - сказал Мышонок. Долго Оленёнок искал Мышонка, но найти не смог. Обессилел совсем и лёг отдыхать. Мышонок выбежал из-за кочки и смеётся: -Эх ты, дружок Оленёнок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький, а хитрее тебя! - И юркнул в мох. Фыркнул
Оленёнок от обиды и побежал в другую сторону.
С тех пор никогда не увидишь, чтобы Оленёнок с Мышонком вместе играли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории
Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова
Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение сказки К.И.Чуковского «Тараканище» для детей средней группы
Цель: Познакомить детей с произведением К.И.Чуковского «Тараканище».Задачи: - Закреплять знания о произведениях писателя.- Активизировать и обогащать словарь детей.- Продолжать учить отвеч...
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе «Чудо-дерево»
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в средней группе. Чтение произведения К.И. Чуковского «Чудо-дерево»....
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи/ознакомление с художественной литературой. Тема: Чтение украинской сказки "Колосок"
познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам....
Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
Занятие по знакомству с художественной литературой во 2-й младшей группе....
Конспект НОД по ознакомление художественной литературы. Тема: «Чтение русской народной сказкой «Волк и семеро козлят».
Познакомить детей с русской народной сказкой " Волк и семеро козлят"подвести к пониманию детей о первоначальных представления осторожности ,помочь детям избежать опасных ситуаций при контакт...
- Мне нравится (1)