Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада
консультация
Консультация для педагогов дошкольного учреждения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска»
Консультация для педагогов
Автор: Ахмадеева Татьяна Викторовна, воспитатель
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей
к условиям детского сада
Цель консультации: повышение компетентности педагогов по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо создать следующие условия:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
2. Организовать работу с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
#1055;равильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
4. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:
- какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом..
- как называют ребенка дома…
- чем больше всего любит заниматься ребенок…
- какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
5. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
6. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным
7. Уточнить правила в общении с родителями:
- детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
- родители могут забирать ребенка в удобное для них время.
8. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
9. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.
10. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим,
приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
11. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....
Нетрадиционные техники в период адаптации детей к условиям детского сада
Известно, что когда маленький ребёнок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды воспринимаются насторо...
Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада
Понятие адаптации Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...
Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада
Понятие адаптации Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...
Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада
Понятие адаптации Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затра...
Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада
Адаптация ребенка к ДОУ – это не просто расставание с близкими ему людьми на какой-либо период времени, это сложный процесс вхождения ребенка в совершенно новые для него условия жизнедеятел...
Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада
Приучайте ребенка к самостоятельности. Замечено, что лучше адаптируются те дети, у кого развиты навыки самообслуживания....