Опыт работы по музейной педагогике
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике
«Мы входим в мир прекрасного»
на основании программы
«Здравствуй музей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_miheeva_m.e.docx | 44.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области |
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике
«Мы входим в мир прекрасного»
на основании программы
«Здравствуй музей»
воспитателя МДОУ «ЦРР –д/с «Росинка»
Михеева Мария Евгеньевна
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Содержание опыта | Стр. |
1. | Введение. Актуальность работы. | 3 |
2. | Цель опыта, задачи | 4 |
3. | Принципы работы | 4 |
4. | Педагогическая технология применения опыта | 5 |
5. | Результативность опыта | 8 |
6. | Выводы | 8 |
7. | Перспектива. Трансляция опыта на разных уровнях | 9 |
8. | Список используемой литературы | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
1. | Формы диагностики и примерные диагностические задания | |
2. | Диагностика | |
3. | Литература к упражнениям на выявление развития эстетических и творческих способностей детей | |
4. | Анкета для родителей | |
5. | Ориентировочный перечень методов и приёмов обогащения эстетического опыта старших дошкольников | |
6. | Игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей | |
7. | Ситуации, активизирующие творческие проявления детей и обыгрывание продуктов творческой деятельности | |
8 | Игры и упражнения, способствующие развитию умения различать виды и жанры искусства, выделять средства выразительности, «чувствовать» произведение | |
9 | Визуальный ряд для оформления выставки |
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
1. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Музей… Волшебный мир. Переступая порог, оказываешься в совсем другом мире, времени и пространстве. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, не могут различать народные промыслы.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС дошкольного образования в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
2. ЦЕЛЬ ОПЫТА. ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста, к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.
Реализация цели возможна через решение следующих задач:
- Создание условий для формирования у старших дошкольников проявлений эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, творческой деятельности.
- Активизирование проявления интереса к произведениям искусства разных видов и жанров и к средствам их выразительности, музейным памятникам. Обогащение опыта «насмотренности» разных произведений.
- Обогащение опыта посещения детьми музея.
- Обогащение представлений детей об окружающей среде.
- Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей и сенсорного опыта.
3.ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Программа основывается на дидактических принципах
- Культурологическая направленность. Изобразительное искусство рассматривается через разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.
- Принцип интеграции. Освоение представлений о культурных традициях, обычаях, исторических событиях;
- «Погружение» дошкольников в городскую и природную среду.
Данный принцип предполагает организацию экскурсий различные музеи и разного рода экскурсии по городу и на природу.
- Принцип последовательности и систематичности.
Реализация содержания программы предполагает также тематический принцип . Программный материал изучается по 4 тематическим блокам.
Блоки:
1 блок «Мой родной город» Знакомство с родным городом, достопримечательностями города, архитектурой, его природой.
2 блок «Человек и природа» дети знакомятся с художественными произведениями, картинами, скульптурой,
3 блок «Человек в социуме» раскрывает обычаи и традиции русского народа
4 блок «Загадочный мир вещей» знакомит детей с историей возникновения народного промысла, рассматривание предметов быта, создание интересных образов декоративном рисовании, лепке, аппликации.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА
Свою работу я начала с выявления у детей знаний по музейной педагогике и определила, что основная часть детей, очень мало знает о музеях, искусстве, своем городе - только его название (приложение 1).
Работу по приобщению детей к музейной педагогике я начала со старшего возраста.
Изучив программу, её содержание, при её реализации я использовала следующие формы организации детской деятельности.
Это различные классические и нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях создаётся образовательная ситуация, приобретение необходимого опыта, связанного с рассматриванием произведений и обсуждением средств выразительности; предусмотрена работа в тетрадях, альбомах, использование нетрадиционных техник изобразительного искусства. Также используются интегрированные занятия. занятие с использованием элементов фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз и т.п.
Часто применяются занятия с использованием ИКТ – технологий. Это – использование мультимедийных презентаций «Виртуальные музейные путешествия», организация онлайн – занятий. В ноябре для детей было проведено подобное занятие по теме «Хохломская роспись» .
Организация подвижных, сюжетно- ролевых игр, народных праздников.
Кроме занятий организуются образовательные прогулки по городу, которые знакомят детей с музейным подлинником, скульптурами , архитектурными сооружениями и памятниками. Экскурсии в музеи, направленные на максимально эффективное использование первого знакомства ребёнка с музеем, включая показ специально подобранных музейных предметов;
Вместе с детьми посетили мини - музей, имеющийся в детском саду, где рассказала о назначении различных предметов, вышедших из нашего обихода. Дети смогли соприкоснуться с предметами прошлого.
Посетили Нерехтский краеведческий музей, где нам показывали старинную русскую избу, рассказали о быте народа, назначении всей домашней утвари, традициях, праздниках нашего города. Дети посещали достопримечательные места нашего города, побывали на Лавровской фабрике игрушек, где им доступно показали и рассказали, откуда к нам пришла матрёшка. Дети участвовали в мастер- классе по росписи матрёшки.
Посетили музеи г. Костромы, это музей природы, где дети знакомились с обитателями лесов, лугов и водоемов Костромского края, их поведенческими особенностями и способами питания. Музей льна и бересты, дети увидели своими глазами процесс превращения льняной соломы в крестьянские рубахи. Не обделено вниманием и фабричное производство льняных изделий - в экспозициях выставлены образцы, как начала прошлого века, так и современные дни, мы увидели старинные берестяные изделия - поршней, лопатошников, лукошек, собранных в этнографических экспедициях по Костромской области. Музей деревянного зодчества - один из немногих музеев под открытым небом, здесь расположены памятники деревянного зодчества, целый городок напоминающий старый монастырский посад. У детей появляется интерес к истории своей малой Родине.
Условием эффективного художественно-эстетического развития детей средствами музейной педагогики является взаимодействие с родителями. С этой целью были проведены следующие мероприятия:
- Выступления на родительских собрания
- Анкетирование родителей
- Информация в папках-передвижках: «Что такое искусство», «Идём в музей!» и другие
- Совместные поездки родителей и детей на экскурсии.
По итогам каждого блока программы реализуется проектная деятельность совместно с родителями.
- Это проект «Путешествие в историю моего родного города»
- Проект « Мы – друзья природы»
- Проект « Мамочка любимая»
Вовлечение родителей в совместный с детьми творческий процесс
Это участие детей и родителей в конкурсах различного уровня. Конкурсы творчества «Осенний букет», «Экспонат в моём музее, «Символ Нового года», «Каждой пичужке – свою кормушку». В муниципальном конкурсе «Экспонат в моём музее» работы, выполненные семьями Алексеевых и Троицких заняли 1 место, а семья Платоновых – 2 место. На региональном уровне в этом же конкурсе работа семьи Троицкого Арсения «Волшебный туесок» набрала максимальное количество баллов и стали победителем.
В областном конкурсе «Каждой пичужке – свою кормушку» семья Егора Алексеева заняла первое место. Это кормушка «Хатка»
Реализация программы предполагает создание обогащенной предметно-развивающей среды. Поэтому в группе создан Центр творчества, который насыщен различными репродукциями, книгами об искусстве, предметами народных промыслов, фотографиями. Постоянно обновляется выставка (галереи) в Центре искусства.
Также в группе создан мини – музей, который постепенно пополняется экспонатами, принесёнными детьми и родителями.
Своим опытом я делилась с коллегами на педагогическом часе выступлением на тему:
5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
По данной программе я работала в течении 3 лет. В начале и конце каждого учебного года была проведена диагностика. На начало первого учебного года у детей низкий уровень знаний в области музейной педагоги.
За этот период мы вместе с детьми достигли следующих результатов
увеличилось количество детей, которые как в совместной, так и в самостоятельной деятельности проявляют интерес к произведениям искусства, грамотно отражают в речи свои впечатления,
владеют элементарными музейными терминами, способны развернуть сюжетно-ролевую игру («Экскурсовод», «Выставочный зал»…),
более осознанным, трепетным стало отношение детей к произведениям искусства, желанию познавать и узнавать новое. У родителей также замечен повышенный интерес к народным традициям и стали знакомить детей дома со своими семейными традициями, чаще посещать музеи, народные праздники, ярмарки.
6. ВЫВОДЫ
Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.
Таким образом, происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края.
Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
7. ПЕРСПЕКТИВА. ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ
В дальнейшем я планирую продолжать начатую работу с детьми. Подробней знакомить детей с достопримечательностями города, архитектурой, его природой, с художественными произведениями, картинами, скульптурой,
раскрывает обычаи и традиции русского народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Санкт-Петербург 2010
- Сазонова О.И «Музей в детском саду ка средство реализации национально- регионального компонента содержания дошкольного образования»: Сборник методических рекомендаций. Уфа, 2014
- Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова « Мини – музей в детском саду», Москва, «Линнка – пресс», 2008г.
- Шевкунова. Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы. Е.Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова – «Дошкольное воспитание»- 2009. - №4. С 59-65.
- Мень.Т.Е «Ребенок и кукла в современном мире»- Т.Е. Мень «Детское творчество и музей».- СПб., 2005.- с. 117- 122.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998
- Сайты:
http://center.rusmuseum.ru http://www.herzen.spb.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Опыт работы по музейной педагогике "Мини- музей камней" в средней группе.
Опыт работы по музейной педагогике "Мини- музей камней" в средней группе....
Опыт работы по теме "Развитие духовно-нравственных качеств детей через музейную педагогику"
Важно развивать в детях духовно-нравственные качества....
Перспективный план работы по музейной педагогике. Мини-музей «В стране сказок»
Перспективный план работы по музейной педагогике...
Опыт работы "Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьями воспитанников в коррекционно-логопедической работе"
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс музейной технологии способствует формированию и развитию гармоничной личности дошкольника. Это эффективное средство коррекции р...
Опыт работы " Основы парной педагогики в условиях билингвального обучения"
основные аспекты парной педагогики...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДНЯЯ ГРУППА №2 «КОЛОКОЛЬЧИК» 2023-2024учебный год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ...