«Современное методическое обеспечение образовательного процесса с детьми раннего возраста»
рабочая программа на тему

КАЛЬБОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
В первые годы жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.    
Становление этих важнейших качеств и способностей требует участия взрослого и определённых педагогических воздействий, которые ребёнок далеко не всегда может получить в семье. В связи с этим воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях, где с детьми занимаются квалифицированные педагоги, можно считать оправданным и целесообразным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современное методическое обеспечение образовательного процесса с детьми раннего возраста»
 

          В первые годы жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.        

Становление этих важнейших качеств и способностей требует участия взрослого и определённых педагогических воздействий, которые ребёнок далеко не всегда может получить в семье. В связи с этим воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях, где с детьми занимаются квалифицированные педагоги, можно считать оправданным и целесообразным.

Однако ранний возраст – это не только важный и ответственный этап развития человека, это ещё и очень трудный возраст для педагога. В это время ребёнок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой, трудно привыкает к новой обстановке, бывает «неуправляем», к нему не применимы многие приёмы и методы воспитания и обучения, которые используются в работе с дошкольниками. Объяснения, инструкции, указания взрослого часто не действуют, фронтальные, организованные занятия не достигают своей цели, малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого и пр. Словом, для детей раннего возраста необходима особая педагогическая программа, которая отвечает потребностям и возможностям ребёнка и способствует его полноценному развитию.

Именно такая программа была разработана психологами Московского городского психолого-педагогического университета.

Программа «Первые шаги» создана с опорой на возрастные особенности детей раннего возраста.

Цель данной программы заключается в том, чтобы создать условия для полноценного проживания раннего детства, которое предполагает с одной стороны разностороннее развитие ребёнка, а с другой – его эмоциональное благополучие в детском учреждении.

Программа «Первые шаги» направлена прежде всего на развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.

Главным принципом, на котором построена программа, является принцип деятельности, в которой формируются и мотивационная сфера ребёнка (т.е. его интересы, желания что-то делать, участвовать в жизни), и его практические возможности (умения и способы действия). Формирование конкретных навыков и умений – моторных, сенсорных, речевых, в отличие от многих других программ, не является самостоятельной целью, а выступает побочным результатом деятельности ребёнка. Например, если ребёнок любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми, у него в этой деятельности развиваются и восприятие, и речь, и мелкая и крупная моторика, и пр. А главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Однако сам маленький ребенок не всегда способен найти или придумать такое занятие, которое отвечает его возможностям и развивает его способности. Обрести и реализовать свою активность, а следовательно нормально развиваться, ребенок может только в совместной деятельности со взрослым. Главным условием и основным источником развивающих видов деятельности безусловно является взрослый, а в детском учреждении – педагог. Ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является ещё одним принципом данной программы. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры и занятия, и в этом смысле вести за собой.

По своему содержанию программа «Первые шаги» является комплексной. Она охватывает все стороны воспитания ребёнка – физическую, умственную, художественно-эстетическую и социально-личностную.

Программа включает семь частей.

В первой, вводной, представлены теоретические и методические основания программы, её общая характеристика и методические рекомендации по адаптации ребёнка к детскому учреждению, по работе с родителями, по организации жизни малышей в ДОО и пр.

При этом в программе «Первые шаги» ставятся конкретные задачи

• развитие предметной деятельности и познавательных способностей

• развитие игровой деятельности;

• развитие общения со сверстниками;

• приобщение детей к художественно-эстетической деятельности;

• физическое развитие.

В соответствии с целями и задачами Программы разработаны специальные игры, занятия и методические рекомендации по их организации для каждой образовательной области. Картотеки включают более 400 игр и игровых занятий с детьми раннего возраста.

«Первые шаги» включает в себя подробное описание игр и занятий с детьми по вышеуказанным направлениям развития. Педагог, работающий по данной программе, имеет возможность выбирать, варьировать игры и занятия. Это позволяет внести элемент творчества в деятельность педагога, а также создает адекватные психолого-педагогические условия развития ребенка.

В программе «Первые шаги» имеется раздел, посвященный организации режимных моментов. В него включены рекомендации, которые помогают педагогам более полно реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении. Делается акцент на вовлечении детей в разные виды деятельности, избегая принуждения; разрешении конфликтных ситуаций; формировании у ребенка положительного самоощущения и установлении доверительных отношений между педагогом и детьми.

         Ценным является наличие специального раздела программы, который посвящен педагогической работе с детьми в период адаптации. В данном разделе разбираются трудности, возникающие в период адаптации ребенка к детскому саду. Рассматриваются факторы, определяющие ход первых шагов адаптационного процесса. В программе делается акцент на педагогических приемах, помогающих ребенку привыкнуть к яслям.

(Журнал предназначен для организации взаимодействия воспитателя

с родителями воспитанников группы раннего возраста.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная

деятельность.  Предметный мир раннего возраста – это не только игрушки, но и вся окружающая ребёнка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей. 

          Поэтому в программе «Первые шаги» акцент делается на организации педагогом развивающей предметной среды.  

В пособиях рассматриваются основные требования к развивающей среде, приводятся критерии выбора материалов и оборудования для обеспечения разностороннего развития детей  в соответствии с ФГОС ДО.

 В программе содержатся рекомендации по организации развивающей предметной среды в помещении детского сада, в группе и на участке.

Игровое оборудование представлено в виде игровых комплектов и наборов для организации различных видов деятельности с детьми раннего возраста. Каждый комплект объединяет несколько игровых пособий, имеющих одинаковую развивающую функцию.

Игровое оборудование отличает:

•высокое качество и безопасность игровой продукции;

•развивающий потенциал игровых действий игрушек и игровых материалов;

•привлекательность игрушек и материалов, задающих мотивационную основу игры и стимулирующих активность детей;

•связь игрушки с культурными традициями народа;

•эмоциональный комфорт и возможность самовыражения детей.

          Также приводится перечень оборудования, игрушек, предметов и пособий для каждого направления развития ребенка.

         Авторы программы «Первые шаги» подробно описали содержание педагогической работы по разным направлениям развития ребенка, уделяя основное внимание предметной деятельности малыша.

В этой области развития авторами выделено несколько направлений

развития:

  Развитие культурно-нормированных, специфических и орудийных

действий. Педагог должен научить детей пользоваться различными предметами: правильно есть ложкой и пить из чашки, рисовать     карандашом, застегивать пуговицы и т.п. Помимо обучения бытовым процедурам, педагогу в работе с детьми следует организовывать игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками, специально созданными для детей раннего возраста.

 Развитие познавательной активности и познавательных способностей. С помощью действий с различными предметами ребенок решает мыслительные задачи. Однако, согласно программе «Первые шаги», задача воспитателя состоит не в том, чтобы показать ребенку правильный способ действия (подсказать решение задачи), а в том, чтобы вызвать и стимулировать познавательную активность ребенка.

  Формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Педагог должен помогать маленькому ребенку «удерживать» цель,

направлять его на достижение результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки (пирамидки, мозаики, пазлы и т.д.).

Важной задачей, по мнению авторов «Первых шагов», является развитие речи детей раннего возраста. При этом в программе большое внимание уделяется развитию активной, коммуникативной речи ребенка в диалоге со взрослым. Здесь важно, чтобы педагог создавал потребность у ребенка в собственных высказываниях, поощрял речевую активность малыша.

Следующей линией речевого развития является совершенствование пассивной речи, то есть понимание речи взрослого. Этому способствует чтение произведений художественной литературы, которое сопровождается выразительной деятельностью педагога (жесты, интонации, демонстрация игрушек).

Также в программе «Первые шаги» особое внимание уделяется развитию регулятивной функции речи, что означает развитие регуляции поведения ребенка посредством речевых инструкций взрослого. Действие по инструкции несет в себе возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Поэтому педагогу в общении с ребенком следует использовать

поручения, постепенно наращивая их сложность.

Серия «Отгадай, поиграй!».

В книгах представлены весёлые загадки в стихах и пазлы-отгадки. Книги-загадки стимулируют у детей речевую и двигательную активность, воспитывают умение слушать и воспринимать сюжет.

Авторы программы «Первые шаги» разработали методические рекомендации, игры и занятия, чтобы помочь педагогам в проведении работы

о развитию общения ребенка со сверстниками. При этом педагог в первую очередь должен стремиться создавать благоприятный эмоциональный климат в группе малышей, помогать детям налаживать взаимодействие друг с другом. (Пособие «Играем, дружим и растем»

В пособии представлены игры для детей 2-3 лет по всем направлениям развития ребёнка).

Несмотря на ранний возраст детей, на которых направлены «Первые шаги», авторы не ограничиваются развитием у малышей предметных действий, овладением речи и игровой деятельностью. По их мнению, все это может служить базой для приобщения детей к разным видам художественно-

эстетической деятельности.

Диски «Времена года»

Содержат:

-музыкальные произведения;

-картины, фотографии в качественном художественном исполнении;

-рассказы, сказки, художественно и эмоционально озвученные профессиональными дикторами.

Дети раннего возраста испытывают особую потребность в движениях, поэтому важной составляющей программы является физическое развитие малышей. Чтобы помочь педагогам решить эти задачи, авторы разработали ряд игр и занятий.

Авторы программы «Первые шаги» смогли охватить широкий спектр направлений развития ребенка, при этом предоставив педагогам свободу творческого выбора игр и занятий с учетом индивидуальных интересов и потребностей детей.

Таково основное содержание развивающих игр и занятий. Программа «Первые шаги» имеет не директивный, а рекомендательный характер. Авторы стремились максимально полно представить игры и занятия, соответствующие возможностям и интересам детей раннего возраста.

Такой способ представления содержания оставляет за педагогом возможность выбора и самостоятельного планирования своей работы, что создаёт возможность творческого подхода к организации педагогической работы.

 «ТЕРЕМОК» – комплексная образовательная программа для детей от рождения до трех лет. «Теремок» - современная образовательная программа для детей от рождения до трех лет. Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи. Программа имеет комплексный характер, описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое». Программа «Теремок» описывает систему психолого-педагогических условий и принципы проектирования развивающей предметно-пространственной среды.

Предлагает модель развития взаимоотношений педагога с детьми, технологию интегрированного планирования и методику построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Программа обеспечена современными учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Учебно-методическое пособие «Портрет педагога раннего детства: особенности профессии». В книге представлен современный «портрет» -обобщенная характеристика профессии и личности педагога раннего детства, описана специфика его теоретической и практической готовности к образовательной деятельности с детьми от двух месяцев до трех лет, даны конкретные методические рекомендации, приведены задания для самоконтроля и самообразования.

Учебно-методическое пособие «Взаимодействие педагога с родителями». В книге описаны психолого-педагогические основы гармонизации взаимодействия педагога и родителей детей раннего возраста. Проанализированы базовые потребности ребенка и условия их удовлетворения в детском саду и семье. Представлена авторская технология организации взаимодействия взрослых в образовательном пространстве. Предложены критерии совместного мониторинга процессов развития  ребёнка раннего возраста. Даны вопросы и задания для самоконтроля и самообразования педагогов.

Учебно-методическое пособие «Первые игры и игрушки. Игровая среда». Книга отвечает на самые острые вопросы, связанные с организацией «умной» игровой среды для детей от рождения до трех лет в условиях вариативного образования. Входит в базовый учебно-методический комплект, сопровождающий комплексную образовательную программу «Теремок». Авторы раскрывают особенности развития детей первого, второго и третьего года жизни. Дают четкие критерии выбора игрушек и оценки игровой среды. Предлагают конкретные перечни развивающих игрушек и игрового оборудования. Описывают в динамике игровые действия и первые игры. Делают историко-культурологический обзор классических игрушек для педагогов и родителей.

Учебно-методическое пособие «Адаптация в детском саду». Она поможет  создать оптимальные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к новым формам и условиям социальной жизни. Авторы раскрывают основные термины, дают характеристику современных подходов к организации образовательной среды, уровней и стилей адаптации, форм взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Дают конкретные рекомендации педагогам и родителям для поддержки ребенка в период адаптации. Приводят план вхождения ребенка в группу детского сада, пример дневника индивидуального развития, технологию формирования навыков самообслуживания, карту сигналов для невербального общения.

          Учебно-методическое пособие «Адаптационные игры для детей раннего возраста» Автор Е.Е. Кривенко описывает проверенные практикой антистрессовые игры для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Эти же игры можно использовать более широко: для преодоления негативных реакций (успокоения во время плача, агрессии, гнева, страха) и гармонизации психического состояния малышей. Для удобства выбора игры представлены четырьмя блоками: игры-забавы, подвижные (моторные) игры, сенсорные игры, релаксационные игры.

В книге "Познание окружающего мира в раннем детстве" описаны содержание, методика и диагностика познавательного развития детей от рождения до трех лет. Драгоценное время первых лет детской жизни насыщено познавательным содержанием. Восприятие окружающего мира, его осознание и обобщение тесно связаны с развитием мышления и речи. Малыш учится, двигаясь, ощупывая и разглядывая предметы, пробуя их на ощупь и вкус, совершая различные действия с ними, испытывая, какие звуки они издают. Оперирование вещами. отношениями, эмоциями и словами становится основой интеллектуальных процессов. Книга дает ответы на вопросы, как создать оптимальные условия для познания малышом окружающего мира и самого себя.

Пособие «Дидактические игры для детей раннего возраста»

В методическом пособии обосновано значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста и описаны серии дидактических игр, систематизированные по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Представлены классические и авторские игры, широко апробированные в группах раннего возраста с детьми второго и третьего года жизни.

В методических пособиях описана система образовательной работы по речевому развитию детей, основанная на результатах многолетних исследований известного ученого Оксаны Семеновны Ушаковой. Автор дает общую характеристику речевого развития, приводит конкретные методические рекомендации и 32 конспекта развивающих занятий. Книги входит в базовый учебно-методический комплект для реализации комплексной образовательной программы «Теремок».

Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 1-3 лет в изобразительном искусстве. Формирование эстетического отношения к миру. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-3лет "Цветные ладошки" представляет авторский вариант проектирования образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы.

Парциальная программа «Умные пальчики». Программа предлагает инновационный вариант реализации задач познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на основе принципа культуросообразности. Конструирование позиционируется как универсальная деятельность - созидательная, преобразующая, творческая, в которой каждый ребенок приобретает опыт самореализации, самовоспитания, саморазвития. Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества: "Как человек изобрел колесо, соорудил дороги и транспорт", "Как зернышко прошло путь от поля до каравая", "Как люди приручили и где поселили огонь", "Где живет вода, и как она приходит в наш дом", "Где хранится семейная память", "С чего начинается Родина" и др. 

Книги серии помогут день за днем, шаг за шагом уточнять и расширять представления ребенка об окружающем мире, развивать его мышление и речь. А еще они поддержат интерес малыша к освоению важных жизненных умений и навыков: умываться, чистить зубы, одеваться, быть опрятным, внимательным, приветливым, дружелюбным и т.д. И самое главное – герои книжек Мишка и его верные друзья покажут малышу, как хорошо играть, дружить и общаться. Все задания носят игровой характер. Некоторые из них связаны с иллюстрациями (найди, покажи, назови, сравни, угадай и т.д.). Другие направлены на освоение конкретных предметов в реальных ситуациях.

Дидактические комплекты «Курочка-рябушечка», «Кисонька-мурысонька», «Сорока-белобока» и другие входят в методическое сопровождение авторской программы развития и воспитания детей раннего возраста «Теремок». Каждый комплект содержит картонные карточки с иллюстрациями к сюжетам народных потешек и развивающими беседами СС детьми 2-4 лет. Иллюстрации доступны восприятию малышей и привлекают своей яркостью. Красочностью, добротой. Беседы направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом его индивидуальности, дают основы ОБЖ. Включают различные вопросы и творческие задания. Степень сложности содержания может варьироваться в зависимости от образовательных задач, возрастных особенностей детей, индивидуального запроса ребенка. Материал может быть адаптирован к запросу ребенка.

Арт-методики для развития малышей" (под ред. И.А. Лыковой).

В книге убедительно обосновано понятие «арт-методика», системно описаны 14 классических и авторских арт-методик, адаптированных для успешного развития детей младенческого и раннего возраста. Каждая методика описана по следующему алгоритму: название и соответствующий вид художественной деятельности, образовательные цели и задачи, материалы и оборудование, содержание совместной деятельности педагога и ребенка (или группы детей), возможные затруднения, методические рекомендации, потенциал методики для развития особого ребенка. Фольклор и детский театр, разные виды свободного рисования (акварелью по мокрой бумаге, на песке, с помощью лоскутов цветной ткани), техники лепки и скульптуры (из соленого теста, плавающего пластилина, многослойная лепка, музыкальное движение и др. виды сотворчества взрослого и детей в образовательной среде.

Идея данной книги будет иметь продолжение и развитие в виде серии наглядно-дидактических пособий с цветными иллюстрациями и фотографиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы в воспитательно - образовательном процессе с детьми раннего возраста.

Основные направления в воспитательном процессе с детьми 3-х летнего возраста....

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста на прогулке

Планирование образовательного процесса на проглуках с детьми раннего возраста...

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Реферат "Дидактические игры в образовательном процессе с детьми раннего возраста"

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. Воспитательный процесс протекает наиболее плодотворно, когда используются специальные дидактиче...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

программно-методическое обеспечение образовательного процесса второй группы раннего возраста

программно-методическое обеспечение образовательного процесса второй группы раннего возраста...

АНАЛИЗ использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе с детьми раннего возраста

В современном мире информационные технологии прочно вошли в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Интернет изменил трудовую мою деятельность воспитателя: он помог мне сделать уч...