Основные подходы в воспитательно - образовательном процессе с детьми раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Основные направления в воспитательном процессе с детьми 3-х летнего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_podhody.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Любите детство, поощряйте его игры и забавы, не форсируйте его развития,
обращайтесь с ребенком соответственно его возрасту».
Ж – Ж. Руссо.
Основные подходы в воспитательно – образовательном процессе с детьми раннего возраста.
Третий год жизни — важный этап в развитии ребенка. В этом возрасте в ходе совместной деятельности со взрослым у детей развивается понимание речи. Дети продолжают осваивать названия предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Для этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с интификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Работая с детьми третьего года жизни, поставила перед собой цель: обеспечение своевременного и полноценного развития каждого малыша в воспитательно-образовательном процессе. Для ее реализации наметила следующие задачи:
1 . Укреплять и сохранять здоровье детей.
2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
3. Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
4. Развивать речь детей, расширяя их словарный запас.
5. Воспитывать нравственное отношение к окружающему миру.
Культурно-гигиенические навыки немаловажны в жизни человека, а у детей раннего возраста особенно.
В связи с этим уделяю большое самостоятельности детей. Учу детей мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Формирую навык пользования платком, салфеткой,
Расческой. А также обучаю детей порядку одевания и раздевания. Для этого вначале учу отдельным действиям, подробно показывая и объясняя, как их нужно выполнять. При этом уделяю внимание чередованию объяснения и показа. Усилия детей часто не достигают результата (туфелька не надевается, обе ноги попадают в одну штанину), но дети стараются, я оказываю им помощь и хвалю за трудолюбие.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляю посредством рассказывания стихотворений, потешек. Например, «Чистая водичка моет Ване личико, Машеньке - ладошки, а пальчики - Илюше». Или, «Ладушки, ладошки, с мылом моем лапушки. Чистые ладошки, вот хлеб и ложки».Такое сопровождение создает у детей хорошее настроение, желание выполнять действия самостоятельно. Прививаю у детей навыки самообслуживания с помощью игровых приемов, игрушек. Например, раздеваю куклу Машу, которая гуляла вместе с детьми, и сопровождаю свои действия словами: «Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкафчик на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки- и положат их в свои шкафчики на верхние полочки». В процессе обучения поощряю детей, оказываю своевременную помощь, поддержку. Это стимулирует их активность, вызывает радость, удовлетворение от собственных усилий. Сравнительный анализ по привитию культурно-гигиенических навыков 2008-2009 уч.г. показал, что в начале высокий уровень детей составлял — 43% , средний уровень — 44% , низкий — 13%; на конец учебного года результат стал выше: высокий — 53%, средний уровень — 47%, низкий уровень - 0%.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Стараюсь развивать речь у детей как средство общения. Если ребенок хочет заговорить со мной, то своим поведением я даю ему понять, что рада и готова его выслушать. Тем самым привлекаю его к желанию общаться. Разговариваю с детьми в игре, умывании, рассматривании книг, одевании и раздевании, укладывании в постель. Обращаюсь к детям во время экскурсии по детскому саду. Например, рассказываю разные истории о детях, взрослых, животных. Вовлекаю детей в разговор на определенную тему. В беседе с ребенком спрашиваю, чем он занимался в выходные дни, или какие у него дома игрушки. Кроме таких кратких разговоров предусматриваю плановые разговоры. Например, «Что сегодня нового в уголке природы?» в такие разговоры вовлекаю и молчаливых детей путем обращения к ним.
Помогаю детям вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками. Для этого даю им разнообразные поручения, которые позволяют общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи: «Загляни в приемную и скажи мне кто пришел». «Узнай у Светланы Ивановны ...», «Позови Диму» и др. Для развития начальных форм речи организую совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Часто использую задания типа «Найди зеленый карандаш»; «Покажи, как поливают цветы из лейки». Такие задания позволяют мне выяснить, понимает ли ребенок обращенную к нему речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Исходя из диагностических данных по обследованию детей в развитии речи процент высокого уровня детей на начало уч. года составлял — 27%, среднего — 37%, низкого — 26%; на конец года высокий уровень детей повысился - 43%, средний уровень детей составил -48%, с низким уровнем - 9%
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, пестушек, считалок и др. Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируются наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
В нашем детском саду создана для занятий фольклором создана «Русская изба». Она оформлена с учетом всех требований и рекомендаций программы О.Л.Князевой и М.Д. Махневой «Приобщение детей к истокам русской культуры».
Занятия с использованием русского фольклора рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.
Особенность этих занятий заключается в затейливом настроении,
шаловливом веселье, а иногда и некоторого баловства. В ознакомлении с произведениями фольклора использую различные формы работы:
Игры;
Занятия; Самостоятельная творческая продуктивная деятельность; Элементы театральной игры;
Досуги;
Календарные праздники.
Применяю следующие методические приемы:
Показ пальчиковой гимнастики;
Использование игрового персонажа (курочки, ошечки);
Речевые приемы (процесс проговаривания)
Инсценирование (элементы игры драматизации);
Действенное соучастие дете (привлечение к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развития их фантазии).
Знакомлю детей с малыми жанрами фольклора, доступными их восприятию – это песенки, потешки, прибаутки.
Например, при умывании;
Буль - будь - буль журчит водица,
Все ребята любят мыться.
Льется чистая вода, руки моем мы всегда.
При одевании:
Хоть и в школу не хожу, я уже не маленький
Сам ушанку завяжу, сам надену валенки.
При кормлении:
Крошки на пол не роняй, одежду каше не марай,
А рот салфеткой вытирай.
или:
Я сыта и весела, каша вкусная была.
Для утренней зарядки: Малыши-крепыши вышли на площадку,
Малыши-крепьши делают зарядку.
Если ребенок плачет: Не плачь, не плачь, куплю калач.
Не хнычь, не ной, куплю другой. Слезы утри, дам тебе три.
Потягушки после сна:
Тяги, тяга, потягушеньки, на детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая, как яблонька садовая!
А в ручках хватушки! А в роток говорунок!
А в головку разумок!
Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Сорока-белобока кашу варила», «Этот пальчик — дедушка ...». Малыш уже ждет момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова «Вместе дружная семья...».
Знакомя детей с такими потешками, как «Наши уточки», «Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушка» побуждают детей к подражанию животных.
Потешки, прибаутки развивают у ребенка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно, приучают к режимным моментам.
Большие возможности для речевого общения представляют сюжетно-ролевые игры детей, В них они закрепляют навыки разговорной речи, В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Игры детей этого возраста характеризует несложный сюжет. Однако интересы малышей неустойчивые, часто переключаются с одной роли на другую. В жизни детей младшего дошкольного возраста большую роль играет подражание. Очень эффективно, когда я в игровой ситуации показываю действия с игрушками, предметами-заместителями. Мои советы помогают поддерживать интерес малышей к действиям друг друга, организовывать совместную игру. В играх я беру на себя главную, ведущую роль. Ребенок, исполняя свою роль вместе со мной, подражает мне, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.
Детям этого возраста нравится сооружать постройки, поэтому я формирую необходимые умения и интерес к конструированию. Для этого подбираю строительный материал, распределяю задания. В завершении использую обыгрывание постройки. Использую методы и приемы, направленные на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый мог проявить свои способности, умения устанавливать эмоционально положительные контакты со сверстниками. К концу 2008-2009 учебного года у детей возросло стремление подражать игровым действиям сверстников, повысился интерес в общении друг с другом, дети научились организовывать совместные игры.
Основной задачей физического воспитания детей 2-3 лет является формирование умения действовать совместно на основе подражания. Для этого использую игровые приемы и поручения: «Покажи, как летает птичка» «Положи мячик в сетку» и др.
Для полноценного физического развития малышей поддерживаю их двигательную активность в подвижных играх. Организуя подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Охотники и обезьянки» исполняю роль ведущего.
На протяжении всей игры поощряю каждого ребенка и подсказываю, что и как надо делать. Подвижные игры подбираю со знакомым материалом. При объяснении хода игры использую сюжетный рассказ, включая в него сигнал и правило игры: «Маленькие веселые воробышки летали по дорожке, размахивали крылышками, клевали зернышки, а когда уставали, присаживались отдохнуть. Вдруг кто-то громко хлопнул в ладоши
«хлоп!» - воробышки быстро улетели в свои «домики».
Такое объяснение игры вводит малышей в образ, воздействует на их фантазию, подстегивает интерес к игре. После объяснения говорю детям: «Какие у меня маленькие хорошие птенчики. Расправляем крылышки, полетели» и т.д. Малыши с удовольствием подражают моим действиям.
В своей работе я также применяю различные методы оздоровления, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей
В системе использую фитотерапию, закаливающие мероприятия, процедуры, упражнения на профилактику правильной осанки и плоскостопия, не исключая природные факторы - ходьба босиком (летом), обливание рук до плеча, полоскание горла, точечный массаж. Проведение в комплексе оздоровительных мероприятий позволило выйти на стабильный уровень посещаемости детей.
Созданию праздничного настроения, доброжелательной атмосферы, устойчивого положительного настроя детей, эмоционально-насыщенного общения с каждым ребенком способствует взаимодействие со специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию). При организации праздников, развлечений, досугов, игровых и сюрпризных моментов, например, неожиданные встречи детей с Мишкой - топтыжкой, Дедом Морозом, Матрешкой, Лягушкой — попрыгушкой и др. вызывают всплеск эмоций у детей.
Для достижения наибольших результатов в воспитании и обучении детей устанавливаю доверительно-деловые отношения с родителями: провожу индивидуальные и групповые беседы на темы: «Умываюсь и ем сам», «Культура поведения за столом», консультации: «Нравственное воспитание в семье», «Если малыш часто болеет», родительские собрания: «Игрушка и ее роль в жизни ребенка», «Как справиться с детскими капризами».
Работа с детьми становится успешной благодаря взаимоотношениям «детский сад — родитель», которые складываются на основе доверия, взаимопонимания, взаимопомощи и делового партнерства.
Анализируя свою педагогическую деятельность, убедилась, в том, что для обеспечения своевременного и полноценного развития каждого малыша необходимо повышение своего профессионального уровня, создание предметно-развивающей среды в группе, как фактора развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников и внедрение полученных знаний в воспитательно-образовательный процесс с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.
Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...
Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста на прогулке
Планирование образовательного процесса на проглуках с детьми раннего возраста...
Современные подходы при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации
Основная цель при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации - создание благоприятных условий для наиболее безболезненного привыкания ребенк...
Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 3 Даниелян Е.К. 24.10.2019г.
Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила:воспитатель М...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с детьми от 1 до 2 лет на 2020-2021 год. Детский сад "Светлячок" Группа "Капитошка"
Программа предназначенна для воспитателей детского сада, и является основным руководящим документом воспитательно-образовательного процесса на 2020-2021 год, Вы, уважаемые родители, можете ознакомитьс...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с детьми от 1 до 2 лет на 2020-2021 год. Детский сад "Светлячок" Группа "Капитошка"
Программа предназначенна для воспитателей детского сада, и является основным руководящим документом воспитательно-образовательного процесса на 2020-2021 год, Вы, уважаемые родители, можете ознакомитьс...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста с детьми от 1 до 2 лет на 2021-2022 год. Детский сад "Светлячок" Группа "Капитошка"
Программа предназначенна для воспитателей детского сада, и является основным руководящим документом воспитательно-образовательного процесса на 2021-2022 год, Вы, уважаемые родители, можете ознакомитьс...