Организация психотерапевтической деятельности педагога – воспитателя с детьми в доме ребенка
статья (младшая группа) на тему

Эффективность и результативность психотерапевтических методов в работе педагога-воспитателя.

Игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, анималотерапия как действенные методы воздействия на состояние ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_psioterapevticheskoy_deyatelnosti.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Организация психотерапевтической деятельности педагога – воспитателя с детьми в доме ребенка.

Составил: педагог – воспитатель

Каменцева Татьяна Анатольевна

Тюмень


Организация психотерапевтической деятельности педагога – воспитателя с детьми в доме ребенка.

Термин «психотерапия»  в переводе с греческого означает «уход за душой», т. е. заботу о душевном равновесии человека, его настроении, чувствах, переживаниях.  Д. А. Белухин, отмечает: « Суть психотерапевтической  деятельности заключается в оказании вербального (словесного) и не вербального воздействия на эмоции, суждения самосознания человека».        В настоящее время существует множество направлений         и методических приемов психотерапии, их по праву относят к инновационным технологиям коррекционно – реабилитационного процесса. Изучая литературу и личный опыт коррекционно – реабилитационной работы позволяет говорить о том, что в работе педагога – воспитателя с детьми в доме ребенка эффективно и результативно использовать психотерапевтические методы.  Психотерапевтические воздействия может оказывать не только  профессиональный психотерапевт, но и педагог – воспитатель, осуществляющий  коррекционную или социально – педагогическую деятельность. Психотерапевтическое воздействие педагога – это содействие благоприятному состоянию ребенка.

        Игротерапия –это источник развития и цель всех игр состоит, в первую очередь в снятие избытка торможения, скованности, страха.  В игротерапии  используются разные виды игр.  Это могут быть игры в образах, игры  основанные  на сказочных  героях. Так как ведущий наиболее привлекательной деятельностью детей является игра, то в занятия целесообразно включать много игровых упражнений. По мнению Л.С. Выгодского, именно игра является источником развития, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода детей от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому что уже умеет делать в сотрудничестве со взрослыми.

        Играя  дети,  создают благоприятные условия для личностного роста, изменяется отношение к своему «Я». Играя в свободную игру  часто возвращаются к стрессовым ситуациям, которые пережили дома в семье. Ведь не секрет, что многие дети попавшие в дом ребенка это дети из социально запущенных семей. И они еще долго будут возвращаться, воспроизводить в памяти эти ситуации, пока не успокоятся, станут менее тревожными, и только тогда можно переносить их желания на другой уровень или объект, чтобы они узнали об адекватном поведении. В игре я использую материалы которые провоцируют детей на выражения собственных желаний и овладению социальных навыков. Играя куклами, укладывая их спать, наряжая, дети учатся сопереживать, возникает желание  заботиться о ком-то, оружие выражает агрессию, телефон поезд, машина способствуют развитию коммуникативных навыков. Игра для детей – ведущая деятельность и возможности этой деятельности велики в плане коррекционно – педагогического воздействия. Через игры мы воспитатели помогаем детям воспитывать положительные межличностные качества, нравственно – эстетические основы, развивать психические функции (внимание, воображения, речь).

        Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими детьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». И этот  хорошо прослеживается  на примере нашей группы. Наша группа разновозрастная. Ребенок овладевает игрой, как бы втягиваясь» в мир игры, в мир играющих детей. Естественным образом такое втягивание» в игру происходит, когда ребенок  ходит в разновозрастную группу, включающую несколько поколении детей- от младших, овладевающих « азами» игры, до детей старшего возраста, умеющих хорошо играть. Постепенно дети накапливают игровой опыт. Становясь старше, они уже сами становятся носителями игры, передающими ее в такой непосредственной форме другому поколению младших детей.                                  

Одним из эффективных и любимых методов психокорекционной работы является – сказкотерапия. В сказке используются – язык жестов, тела, движения, звуки.  Её любят особенно дети младшего возраста. Сказка позволяет детям фантазировать, в сказочной форме постигается  взрослый мир чувств и переживаний. Как у всякого метода у сказкотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных, сказочные герои, рисунки, игрушки.

 Это особенно важно при работе с нашими детьми, они не имеют достаточных навыков умений, выражать свои переживания, радости, волнения.  Развивающие и  обучающие сказки, позволяют ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правила поведения в различных ситуациях. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: поддержки, взаимопомощи, сопереживания, ответственности.

Например, обыгрывая сказку «Репка» вижу как наши дети сопереживают, стараются помочь героям. Они видят, что помогая друг другу можно добиться многого.

Со сказочными персонажами мы учим детей различать  добро и зло, храбрость и трусость верность и предательство, щедрость и скупость. С другой стороны, посредствам ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы  из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивная поддержка их возможностей  и веры в себя. При этом дети отождествляют себя с положительным героем. Происходит это не потому, что они так хорошо разбираются в человеческих взаимоотношениях, а потому, что этот герой более привлекателен по сравнению с другими персонажами. Это позволяет усваивать моральные нормы и ценности.

 Данный вид терапии создает условия для работы с детьми, имеющий поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально – волевом развитии. Сказка – игра развивает то, от чего в последствии  будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, а самое главное успешность его социализации.

Музыкотерапия – источник особой детской радости.

        Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции их переполняют. Они начинают двигаться, звукоподражать, подпевать.

Музыкальная деятельность имеет место не только на занятиях, но и вне занятий, в культурно – досуговых  формах работы (праздниках, развлечениях).        В своей работе я использую музыкотерапию как источник эмоционального всплеска. Включая детские песни знакомые им, мы с детьми подпеваем и стараемся двигаться в такт музыке. Любимая песня наших детей, песня крокодила Гены. Пусть не все слова понятно и разборчиво звучат из уст детей, но те эмоции и движения которые воспроизводят дети (имитируют игру на гармошке, вертолет ) говорят о многом. Слушая музыку, песни, танцуя, пробуя «бренчать» различными музыкальными инструментами. Под звуки музыкальных инструментов, на которых играют дети я организовываю танцы или выполнения специальных упражнений ( ходьба на на носочках, ходьба с высоко поднятыми коленями и т. п.) Я не ставлю задачу развивать музыкальные способности детей. Моя цель этих занятий развить у детей слуховое внимание, чувство ритма, коррекцию движения.

Анималотерапия – созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи детям через взаимодействие с животными.

        Анималотерапия тесно связана эффективными методами психокореккции – сказкорепией, игротерапией, куклотерапией и другими. Как у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные общение с которыми не безопасно. В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным домашним животным » лошадям, курам, кошкам, собакам, свинкам – всем кто научился прилично везти себя в человечком обществе. Замкнутым, робким, нерешительным детям они не редко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать. Ребенок четко улавливает настроение животного, так как оно всем видом: позой, движениями, взглядом – его показывает. Такие наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, страх. Наблюдая за животными и взаимодействия с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, необходимых для успешной адаптации в социуме. Находя сходство в строении ,поведении животных и человека, ребенок убеждается в том, что все животные требуют питания, ухода, растет и развивается. Получая знания об этом через общение с животными, ребенок учится общаться, сопоставлять и сравнивать.

        В своей работе я использую анималотерапевтический метод в комплексе с музыкотерапией и игротерапией. Включая звуковоспроизводящие записи голосов животных и птиц, дети стараются повторять и подражать им. Учим повадки, позы  домашних животных, например к нам приходит в гости кошка: я показываю детям позы доброй, сердитой, ласковой кошки, как она умывается дети с удовольствием и большим желанием повторяют за мной. Для снятия телесных зажимов, мы с детьми играем в петушиные бои. Ходим в воображаемый зоопарк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.

Для ребёнка в детском саду, прогулка чрезвычайно ожидаемое и радостное событие. С самого утра дети многократно спрашивают воспитателя: «Когда мы пойдём гулять?».Для педагога прогулка - оди...

СЕМЕЙНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН "СИДИМ ДОМА - НЕ СКУЧАЕМ" Проект «Дистанционная работа с семьями воспитанников. Помощь родителям в организации образовательной деятельности и досуга с детьми».

СЕМЕЙНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН "СИДИМ ДОМА - НЕ СКУЧАЕМ" Проект «Дистанционная работа с семьями воспитанников. Помощь родителям в организации образовательной деятельности и до...

Технологическая карта организации совместной деятельности педагога-психолога с детьми в рамках технологии деятельностного метода «Подружись с Лунатиком».

Форма НОД: Игровая, технология деятельностного метода «Ситуация», эмоционально-чувственного погружения....