"Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом интеграции детских видов деятельности"
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
При планировании воспитательно-образовательной деятельности педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными. Программные темы должны формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Основным элементом образовательной деятельности традиционно являлось занятие (НОД). С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Они не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:
- стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;
- рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;
- отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.
При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- овладевший необходимыми умениями и навыками.
Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка, средством повышения профессиональной компетентности педагогов. В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.
Воспитатели организуют, направляют деятельность, обучают детей, они выступают в роли ведущих, берут на себя сложные роли, активно включаются в подготовку развивающей среды (декорации, костюмы и др).
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной деятельности успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Использование интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста имеет большую актуальность и объясняется целым рядом причин.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях и используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Пример организации совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.
Конструирование – это процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.
Какие виды конструктивной деятельности используются в детском саду в работе с детьми?
- предметное
- по схеме
- графическое
- сюжетное
- из бумаги
- по замыслу (самостоятельное)
Задачи, направленные на формирование конструктивной деятельности, можно решать, через интеграцию их в данные направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физкультурно-оздоровительное.
В познавательно-речевое направление развития ребёнка входят такие образовательные области ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, чтение художественной литературы.
В области «Познание» задачи конструктивной деятельности интегрируют в решение задач формирования математических способностей детей. Для того чтобы научить детей конструировать, надо дать им знания о геометрических фигурах и телах. Интеграция задач конструирования также осуществляется и в задачи сенсорного развития ребёнка, где формируются понятия о цвете, форме, величине предметов, материале, из которого сделан предмет и т.д. Все эти познавательные умения ребёнка хорошо используются при организации игр направленных на развитие конструктивной деятельности.
Организовывать с детьми различные опыты, т.е. исследовательскую деятельность, когда дети знакомятся с предметами и учатся их сравнивать.
Проводить эксперименты со строительными материалами, знакомить с их свойствами (песок – сыпучий, если из него строить дом – он будет не прочным, камень прочный, но камень требует времени, что бы воспроизвести необходимую форму, кирпич же прямоугольной формы, устойчив, постройка будет устойчивая).
Экспериментирование по сказке «Заюшкина избушка». Детям после прочтения сказки, предлагается на прогулке построить на подносе избушку лисы из снега, а зайкину избушку из веточек, или бросового материала. Поднос с постройками принести в группу, зарисовать опыт. (Видим взаимосвязь конструктивной деятельности практически со всеми видами детской деятельности: чтение, игра, экспериментирование, конструктивная деятельность, художественно-творческая, трудовая)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель игры: на ощупь найти фигуру для постройки, которая указана на схеме или выбрать в мешочке предмет определённой формы, сравнить несколько предметов, определить, в чём различия, где можно использовать и т.п. Так, сравнивая шар и куб, дети узнают, что у куба есть углы, которые делают эту фигуру устойчивой, на неё можно поставить другую деталь, а на шар нельзя, но зато куб трудно прокатить, а шар можно катать и его часто используют в украшении фасадов зданий. Например, в Санкт-Петербурге есть много скульптур львов с шаром. Как вы думаете, зачем у льва под лапой шар? … По легенде: лев символизирует стражей города. Если лев начнёт засыпать, шар из-под лапы покатиться - лев проснется и опасность для города исчезнет.
Таким образом, в данной игре кроме задач конструктивной деятельности решаются задачи познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности, математического развития, формирования целостной картины мира.
Читая и разучивая стихи и сказки о геометрических фигурах и телах, конструирование тесно связанно с образовательной областью «Коммуникация». Например, после чтения сказки «Три поросёнка», предложить построить 3 домика из разных материалов как в сказке и посмотреть, почему же 2 домика развалились, а один был очень прочным. Предложить детям зарисовать свои постройки или придумать схему постройки своего домика для поросят.
Проведение викторин «Угадай словечко» с использованием загадок о геометрических фигурах и телах, составление описательных рассказов о своей постройке также тесно связывает коммуникативную деятельность детей с конструктивной.
Во время экскурсий закрепляются знания детей о конструктивных особенностях и закономерностях, знакомим детей со зданиями города - учить определять их форму, высоту, цвет зданий, из каких деталей состоят, сравнивать с соседними зданиями (блочный – кирпичный). После экскурсий проводить беседы, рассматривать альбомы с фотографиями различных построек, предлажить построить «Улицу нашего города» в группе из строительного материала. Одновременно обсудить с детьми безопасность постройки зданий, провести беседу о том, что рядом с домами можно построить проезжую и пешеходную дороги, какие правила должны соблюдать пешеходы и водители во время движения.
В социально - личностное направление входят такие образовательные области, как БЕЗОПАСНОСТЬ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Рассматривая фотоальбомы, иллюстрации с постройками, людьми строительных профессий, обратить внимание детей на то, как одеты строители, обговаривать, для чего нужна спецодежда и каска. Особо отметить, что детям ходить на стройку опасно и запрещено! При конструировании вспомнить, из какого материала сделаны детали конструктора, как с ним работать, если работаем с мелкими деталями или ножницами – повторить правила их безопасного использования. Во время постройки отметить высоту здания, говорить о том, что высокое здание неустойчиво, может упасть и навредить здоровью других детей или сломать постройку. Таким образом, прослеживать интеграцию задач конструктивной деятельности в образовательной области «Безопасность»
Уборка своего рабочего места, коллективный труд по уборке и мытью деталей, раскладывание конструктора по цветам, классификация конструктора по моделям, использование природного материала, собранного во время трудовой деятельности на прогулке способствует также решению задач конструктивной деятельности.
Об интеграции конструктивной деятельности в образовательную область «Социализация» позволяет говорить:
использование построек из конструктора при организации сюжетно-ролевых игр. В сюжетно-ролевой игре «Я - строитель» дети закрепляют знания о профессиях людей, работающих на стройке, учатся строить конструктивный диалог;
рассказы с использованием информационно-коммуникативных технологий об интересных исторических постройках (египетских пирамидах, Эйфелевой башни, Кремля, старинной башни…);
сравнение жилых строений древних и современных, разных народов (юрта, чум, изба, терем, шатер);
обсуждение с детьми, какой дом надежнее (деревянный, каменный); постройки из конструктора типовых объектов и объектов, имеющих индивидуальные отличия (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр, Военно-Морской музей).
В художественно – эстетическое направление развития ребёнка входят такие образовательные области, как ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
В художественном творчестве – это работа с бумагой – изготовление касок для строителей, лепка украшений – знакомство с лепниной, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов построек, аппликации архитектурных ансамблей, зарисовка построек, раскрашивание картинок, рисование по трафаретам, изготовление макетов...
В музыкальном творчестве – знакомство с музыкальными инструментами, их формой, материалами, из которых они изготовлены, музыкально – дидактические игры, подбор тематических музыкальных произведений (Например, при рассматривании фотографий, иллюстраций построек звучит специально подобранная музыка для усиления эмоционального восприятия, слайд-шоу с музыкальным сопровождением.
Музыкально - дидактическая игра в паре «Угадай и проиграй». Один ребёнок играет на музыкальном инструменте, а другой угадывает, на каком инструменте он играл и описывает его (форма, цвет, величина). Угадавший играет на этом инструменте не сложную мелодию, а первый выкладывает на ковролине или столе её ритмический рисунок в форме геометрических фигур. Мелодия должна звучать не громко, чтобы не раздражала слух детей. (В данной игре интеграция образовательных областей познание, социализация, коммуникация, здоровье).
В физкультурно – оздоровительное направление развития ребёнка входят такие образовательные области ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ.
Поскольку работу по развитию физических качеств личности осуществляет руководитель ФИЗО, то соответственно он совместно с воспитателем являются инициаторами осуществления интеграции задач конструктивной деятельности и физической.
Руководитель проводит эстафеты, целью которых является, помимо развития физических качеств, постройка из деталей конструктора какого-либо сооружения (можно по схеме или по замыслу), можно поставить обязательным условием построить крепкое здание, правильно подобрав детали.
Постройки из модулей широко используются для организации подвижных игр, а также для развития физических качеств – различные постройки, в которые можно подлезть, или проползти, или перелезть, или пройти в полный рост и т.п.
Задачи конструктивной деятельности в образовательной области «Здоровье» тесно взаимосвязаны с задачами области «Безопасность». Говоря о безопасности постройки, подразумевается сохранность здоровья.
Вот несколько игр и упражнений, направленных на усвоение детьми понятий геометрические фигуры, через игры с песком.
Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру», позволяет развивать ориентировку на плоскости, дети выкладывая по контуру мелкими предметами, рисуя песком, подготавливаются к решению задач конструирования. Также подготовительным этапом конструктивной деятельности является выкладывание по контуру бросовым материалом: дети рисуют пальчиком, например, прямоугольник, цветными крышками выкладывают стороны прямоугольника, считают, сколько крышек в каждой стороне и сравнивают длины сторон. Часто использую в своей работе дидактическую игру «Телеграф». Дети встают друг за другом, последний рисует на спине предыдущего загаданную геометрическую фигуру, следующий предыдущему и т.д. до первого, который в свою очередь рисует фигуру на песке, или выбирает её из предложенных и ставит первой и т.д. Дидактическое упражнение «Узор в геометрических фигурах», учит подбирать одинаковые предметы и располагать их в соответствии с количеством сторон, углов, …
В дидактическом упражнении «Чудесные раскопки» ребёнок с помощью широкой кисти ищет заранее спрятанные геометрические фигуры, затем составляет из них на песке свой рисунок или выполняет задание воспитателя – закончи цепочку..
Используя дидактическое упражнение «Чудесные следы», учить распознавать отпечатки на влажном песке - распознавать проекции объемных предметов на плоскости, упражнять в развитии пространственного воображения.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач конструктивной деятельности возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе режимных моментов «Подготовка к прогулке» с использованием художественного слова
Конспект совместной деятельности педагога с детьми «Подготовка к прогулке» с использованием художественного слова...
Реализация совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов с учетом принципов интеграции детских видов деятельности
Разнообразная и содержательная работа с детьми в течение всего дня способствует их гармоничному развитию и делает их пребывание в детском саду радостным и увлекательным....
Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.
Для ребёнка в детском саду, прогулка чрезвычайно ожидаемое и радостное событие. С самого утра дети многократно спрашивают воспитателя: «Когда мы пойдём гулять?».Для педагога прогулка - оди...
Организация совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах в рамках проекта: «Моя любимая игрушка» в младшей группе.
В данной методической разработке представлены ситуации общения, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации, проблемные ситуации, произведения художественой литературы, используемые в ...
Выступление на тему: «Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».
Совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов...
«Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».
Выступление на тему: «Развитие творческих способностей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»....
«Профилактика нарушения речи у дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов»
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование ...