Междисциплинарное взаимодействие учмтеля-логопеда и педагога-психолога в вопросах комплексной коррекции речи у дошкольников
консультация на тему

Наумова Инна Петровна

взаимодействие логопеда и психолога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdistsiplinarnoe_vzaimodeystvie_uchitelya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Междисциплиннарное

взаимодействие

 учителя-логопеда и

педагога-психолога

 в вопросах

комплексной коррекции тяжелых

нарушений речи у воспитанников

логопедических групп.

                                                                 Подготовила: педагог -                     психолог

                                                                                                 МБДОУ №68

Наумова  Инна  Петровна

г. Нижнекамск, 2015

       Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у дошкольников, является основой для взаимодействия специалистов. Современный взгляд на проблему помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья и развития предполагает именно целостный комплекс организации психолого-педагогической работы всеми специалистами междисциплинарного взаимодействия. Включение ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и здоровья в инклюзивную группу детского сада является чрезвычайно актуальной  проблемой. 

Очевидно, что такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения,  предусматривающих  сопровождение специалистами в дошкольном учреждении. Однако  в рамках создания этих условий первоочередным становится вопрос о ходе первоначальной адаптации таких  детей к ДОУ. Ведь не редко такие дети имеют и эмоциональные особенности  (повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения), которые порой становятся очень серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в группу. Это задача, которую можно осуществить только поступательно и с помощью взрослого.

Речь идет о выстраивании стратегии  индивидуальной психолого-педагогической работы с детьми, имеющими  тяжелые нарушения речи, всех специалистов в едином  коммуникативно-ориентированном алгоритме с использованием «средового» подхода. Под средовым подходом понимается создание цепочки развивающих, коммуникативно-познавательных сред, способствующих пробуждению собственной активности ребенка и расширению его социально-адаптивных возможностей.  Сама среда  понимается как «система устойчивых пространственно-временных эмоциональных и социальных отношений, задаваемых людьми с целью развертывания того или иного смысла». Так,   индивидуальные занятия и с учителем - логопедом, и с педагогом - психологом, а также  занятия в подгруппах с несколькими специалистами и со всей группой в кругу, так же как и другие виды организованной деятельности в саду, ‒ все это может рассматриваться как «среда отношений» для решения смысловых жизненных задач.

Психолого-педагогическая работа команды специалистов (педагога-психолога, учителей-логопедов)  нашего детского сада МБДОУ  №68  была специальным образом организована как коммуникативная среда разворачивания значимых смысловых отношений для адаптации к ДОУ  детей с тяжелыми нарушениями речи, особенностями эмоционально-волевой сферы в сочетании с другими множественными нарушениями здоровья и развития.

В логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения коррекционную работу мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего воспитатель но -образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями.

Практический опыт показывает, что помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны также и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом и познавательном развитии детей. Поэтому для успешной коррекции требуется  согласованность действий логопеда и других специалистов.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе психолога, логопеда и других специалистов детского сада.

В МБДОУ функционируют 13 групп, из них 9 логопедические, которые посещают дети, начиная со второй младшей группы. В группах имеются воспитанники, имеющие нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушения эмоциональной сферы и поведения. Помимо воспитателей, в группах работают учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. Все эти категории педагогов проводят занятия с детьми логопедических групп. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, было решено скоординировать свои действия и объединить их.

     На ПМПк  специалистов  нашего ДОУ были намечены три основных направления психолого-педагогической работы в русле «средового» подхода:

1. Формирование положительного пространственно-временного стереотипа взаимодействия с взрослым на основе пробуждения собственной активности ребенка.

2. Формирование значимых отношений с взрослым в структурированной среде.

3. Формирование взаимодействия со сверстниками в инклюзивной группе детского сада.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится логопедами и  психологом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка.  Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг друга, каждому из них предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Осень. Перелетные птицы», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.

Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения.  Игры и задания он также проводит в соответствии с данной темой. 

Один раз в месяц педагог-психолог и учитель-логопед проводят совместную интегрированную деятельность по определенной лексической теме.

Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у дошкольников логопедических групп.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.  Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физкультуре в нашем детском саду так же проводит диагностику и развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные и формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

Результативность и эффективность нашей работы отслеживается в сравнительном анализе диагностик всех специалистов в начале и в конце учебного года. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии

Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра  ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых мероприятий...

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...

Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"

Цель:  выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА...