Междисциплинарное взаимодействие учмтеля-логопеда и педагога-психолога в вопросах комплексной коррекции речи у дошкольников
консультация на тему
взаимодействие логопеда и психолога ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdistsiplinarnoe_vzaimodeystvie_uchitelya.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Междисциплиннарное
взаимодействие
учителя-логопеда и
педагога-психолога
в вопросах
комплексной коррекции тяжелых
нарушений речи у воспитанников
логопедических групп.
Подготовила: педагог - психолог
МБДОУ №68
Наумова Инна Петровна
г. Нижнекамск, 2015
Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у дошкольников, является основой для взаимодействия специалистов. Современный взгляд на проблему помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья и развития предполагает именно целостный комплекс организации психолого-педагогической работы всеми специалистами междисциплинарного взаимодействия. Включение ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и здоровья в инклюзивную группу детского сада является чрезвычайно актуальной проблемой.
Очевидно, что такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения, предусматривающих сопровождение специалистами в дошкольном учреждении. Однако в рамках создания этих условий первоочередным становится вопрос о ходе первоначальной адаптации таких детей к ДОУ. Ведь не редко такие дети имеют и эмоциональные особенности (повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения), которые порой становятся очень серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в группу. Это задача, которую можно осуществить только поступательно и с помощью взрослого.
Речь идет о выстраивании стратегии индивидуальной психолого-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, всех специалистов в едином коммуникативно-ориентированном алгоритме с использованием «средового» подхода. Под средовым подходом понимается создание цепочки развивающих, коммуникативно-познавательных сред, способствующих пробуждению собственной активности ребенка и расширению его социально-адаптивных возможностей. Сама среда понимается как «система устойчивых пространственно-временных эмоциональных и социальных отношений, задаваемых людьми с целью развертывания того или иного смысла». Так, индивидуальные занятия и с учителем - логопедом, и с педагогом - психологом, а также занятия в подгруппах с несколькими специалистами и со всей группой в кругу, так же как и другие виды организованной деятельности в саду, ‒ все это может рассматриваться как «среда отношений» для решения смысловых жизненных задач.
Психолого-педагогическая работа команды специалистов (педагога-психолога, учителей-логопедов) нашего детского сада МБДОУ №68 была специальным образом организована как коммуникативная среда разворачивания значимых смысловых отношений для адаптации к ДОУ детей с тяжелыми нарушениями речи, особенностями эмоционально-волевой сферы в сочетании с другими множественными нарушениями здоровья и развития.
В логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения коррекционную работу мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего воспитатель но -образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями.
Практический опыт показывает, что помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны также и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом и познавательном развитии детей. Поэтому для успешной коррекции требуется согласованность действий логопеда и других специалистов.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе психолога, логопеда и других специалистов детского сада.
В МБДОУ функционируют 13 групп, из них 9 логопедические, которые посещают дети, начиная со второй младшей группы. В группах имеются воспитанники, имеющие нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушения эмоциональной сферы и поведения. Помимо воспитателей, в группах работают учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. Все эти категории педагогов проводят занятия с детьми логопедических групп. Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, было решено скоординировать свои действия и объединить их.
На ПМПк специалистов нашего ДОУ были намечены три основных направления психолого-педагогической работы в русле «средового» подхода:
1. Формирование положительного пространственно-временного стереотипа взаимодействия с взрослым на основе пробуждения собственной активности ребенка.
2. Формирование значимых отношений с взрослым в структурированной среде.
3. Формирование взаимодействия со сверстниками в инклюзивной группе детского сада.
Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится логопедами и психологом ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг друга, каждому из них предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Осень. Перелетные птицы», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.
Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов, снятие тревожности, эмоционального напряжения. Игры и задания он также проводит в соответствии с данной темой.
Один раз в месяц педагог-психолог и учитель-логопед проводят совместную интегрированную деятельность по определенной лексической теме.
Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, а также закрепление лексических тем, что благоприятно влияет на формирование речевых функций у дошкольников логопедических групп.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физкультуре в нашем детском саду так же проводит диагностику и развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные и формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.
Результативность и эффективность нашей работы отслеживается в сравнительном анализе диагностик всех специалистов в начале и в конце учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии
Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых мероприятий...
Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушен...
Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...
Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"
Цель: выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА...