ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
консультация по коррекционной педагогике
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_psihologov.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА РАЙОННОМ МАСТЕР - КЛАССЕ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ДОО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ
ДЕТЯМ ГРУППЫ РИСКА»
НА ТЕМУ:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ
ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА»
МАЛАХОВА
ЛЮДМИЛА ГРИГОРЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД
Г.О.КЛИН
18 МАЯ 2021 ГОДА
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога
в рамках ранней профилактики и коррекции детей группы риска
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, и их эмоционального благополучия. Поэтому основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.
Состояние системы образования требует тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. Ведь у таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив острую потребность современной практики, мы увидели крайнюю необходимость интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей, является основой для взаимодействия данных специалистов.
Взаимодополняемость позиций педагога -психолога и учителя - логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого - логопедической службы в детском саду. Психолого - педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью, нарушением психических функций. У детей при сохранном интеллекте наряду с тяжёлым нарушением речи, зачастую наблюдаются следующие проблемы в развитии:
- в познавательной сфере: объём запоминания и воспроизведения материала снижен, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня осмысления и обобщения действительности; затруднена развёрнутая связная речь;
- в эмоционально - волевой сфере: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, многократная смена настроения;
- в социально - коммуникативной сфере: трудности в общении и взаимодействии ребёнка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость.
Задачи логопедической работы сводятся не только в работе над нарушениями звукопроизношения, умением выразить свою мысль, развитием связной речи, но и способствовании социальной адаптации ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду сверстников.
Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и неречевых психических процессов и функций.
Целью сотрудничества учителя - логопеда и педагога - психолога в МДОУ являются:
- содействие личностному развитию ребёнка;
- определение психологических и логопедических причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ;
- своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития;
- разъяснение специальных психологических и логопедических знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей).
Не смотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога видна общая логика построения коррекционно - образовательного процесса, поэтому выделяются основные направления работы взаимодействия:
- диагностическое;
- коррекционно –развивающее;
- консультативное;
- просветительское.
При разработке коррекционно - развивающей программы учитель - логопед и педагог - психолог учитывают задачи, поставленные ФГОС дошкольного образования:
Задачи учителя - логопеда и педагога - психолога в
коррекционно - развивающей работе
Задачи работы учителя - логопеда | Задачи работы педагога - психолога |
Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной, связной, диалогической и монологической речи) | Развитие навыков общения ребёнка и его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи | Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т.д.) |
Развитие фонематического восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно - логического мышления | Развитие зрительной, слуховой произвольной деятельности и т. д. |
Развитие звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств |
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работ.
В соответствии с целями и задачами совместной работы в нашем МДОУ был разработан план, включающий следующие этапы:
Организационный (сентябрь - октябрь):
- заключение договоров или заявлений с разрешением родителей на обследование;
- психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей;
- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов;
- обсуждение результатов обследования на ПМПк МДОУ;
- заполнение индивидуальных карт развития ребёнка;
- информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми;
- создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи с учетом адаптированной образовательной программы для детей с ТНР;
- разработка рабочих программ, в которых отражено планирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей по результатам мониторинга.
Основной (ноябрь - февраль):
- решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах;
- проведение интегрированных занятий;
- осуществление логопедического и психологического мониторинга;
- психолого - педагогическое просвещение родителей;
- устранение или корректировка у детей отклонений в речевом и психологическом развитии;
- повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.
Заключительный (март - май):
- оценка результативности коррекционной работы с детьми;
- корректировка индивидуальных и групповых программ;
- отчет о проделанной работе;
- выявление проблем для построения работы на следующий учебный год.
Формы работы
Учитель - логопед | Педагог - психолог |
Диагностика, мониторинг | Диагностика, мониторинг |
Игры, игровые упражнения | Игры, упражнения, этюды |
Индивидуальные и подгрупповые занятия | Индивидуальные и подгрупповые занятия с элементами тренинга |
Элементы песочной терапии, элементы сказкотерапии, драматизация | Упражнения с элементами арт - терапии, музыкотерапии, сказкотерапии |
Психогимнастика, релаксация и другие | Работа в комнате психологической разгрузки |
Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, а также отследить динамику развития ребенка.
Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности крайне актуальна своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребёнку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Библиографический список:
- Грибанова Г. Психолого педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова. - 2002 год.
- Каралашвили Е.А., Малахова Н., Савчук О.В. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. Изд. Сфера 2007 год.
- Шипицына Л.М., Жданова М.А. Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова. - СПБ.: Детство-пресс, 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.
Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности детей подготовительной к школе группы
Тематическое планиерование по лексико-грамматическим категориям для воспитателя в подготовительной логопедической группе...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста.
В статье раскрывается подход к созданию единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп детей раннего (младшего) возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автором разработана нов...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста в процессе режимных моментов.
В презентации раскрывается единая система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп раннего (младшего) возраста....
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.
консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....