нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
организация активной мыслительной деятельности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsion.formy_raboty_s_detmi.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста широко использую нетрадиционные формы. Считаю, что детей просто необходимо научить логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребёнок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путём открытия нового. Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных процессов. Для того, чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные занятия.
Можно выделить такие нетрадиционные формы: *Игры- соревнования ( выстраиваются на основе соревнования между детьми Кто быстрее назовёт? (найдёт, определит, заметит и т.д.) *КВН ( предполагает разделение детей на две подгруппы и проводится как математическая, экологическая и литературная викторина ). *Театрализованные игры ( разыгрываются минисценки, несущие детям познавательную информацию). *Сюжетно-ролевые игры (Педагог входит в сюжетно- ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения). *Игры-путешествия. Сказки. *Игры по взаимообучению (Ребёнок- консультант обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать). * Игры типа «Поле чудес» ( для читающих детей). *Игры викторины (проводятся с ответами на вопросы: Что? Где? Когда? )
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Например, в игре»Палочки Кюизенера» дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счёт, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивание палочек по сумме. В подготовительной группе - дети закрепляют состав числа из двух меньших, учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры. Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки. Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы? Что общего между лисой и стулом? Почему летит мыльный пузырь? И т. д . И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан , помидор, апельсин . Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни- Пух – не красное? Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов. Животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.Это такие игры: «Танграм», «Пифагор»,»Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Дети учатся анализировать способы расположения и планировать ход составления. Игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой. Из всего многообразия головоломок, дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.е дети составляют фигуры из определённого количества палочек , изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают. Детям старшего дошкольного возраста очень интересны: *методы экспериментирования и занимательные опыты, например: Эксперимент «Как вода исчезает» с использованием различных предметов (губка, газета, кусок ткани, полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце) с фиксацией в Дневнике наблюдений и многие другие. *Метод проектирования Практические виды деятельности доступны ребёнку: сравнение, классификация, преобразование, воссоздание, измерение, комбинирование, моделирование и др. В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учётом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Ребята сами определяют старшего в группе и распределяют роли. При таком подходе и работают активно, и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль, и по необходимости, консультация детей перед выходом на защиту проекта Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки. Метод проектов может использоваться по любой теме. Каждый проект соотносится с определённой темой и разрабатывается в течение нескольких дней. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные задачи», задачи из жизни группы, познавательные задачи и т.д. Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством. Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод: Использование нетрадиционных форм в работе с детьми помогает привлечь к работе всех детей, можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль, способствует умению работать самостоятельно, в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы-партнёры).
Центр развития ребёнка – Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 291 г. Омска.
Нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Подготовила: Степанова И.Л.
23 ноября 2017г. В группе « Теремок» ко Дню Матери проведён досуг:
«Кафе для любимой мамочки». Ребята смогли проявить свои творческие
таланты: читали стихи, пели песни, танцевали, приготовили подарочки
для мам. Мамочки со своими детьми танцевали так задорно и эмоциональ-
но, что так и хотелось пуститься с ними в пляс. Очень приятно, что мамы
и бабушки с огромной радостью принимали участие в различных конкурсах.
Праздник удался! Море положительных эмоций, улыбок и горящих глаз.
Это лучшая награда для воспитателя.
Воспитатель: Степанова Ирина Леонидовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста
Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....
Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять дидактические подходы к процессу воспитан...
Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста.
Коллеги, сдесь вы узнаете о моем опыте работы. Я с удовольствием с вами поделюсь....
Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.
laquo; Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский....
Мастер - класс для педагогов на тему: Здоровьесберегающие технологии - нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста.
Мастер - класс "Удивительные камешки МАРБЛС"...
Доклад НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА...