Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»
консультация на тему
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.
Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается
«Арт- терапия» для дошкольников.
Данный метод заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические и психологические знания.
Любое творческое занятие благотворно влияет на внутренний мир ребенка. Ведь развитие происходит в деятельности, а именно это лежит в основе арт- терапевтического воздействия.
Широкое развитие получили разные виды арттерапии , но сегодня поделюсь опытом работы по ИЗОТЕРАПИИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_izoterapiya.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»
Выступление на методическом объединении:
«Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Горкина С.С.
первая квалификационная категория
2016 г. ноябрь
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.
Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается
«Арт- терапия» для дошкольников.
Данный метод заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические и психологические знания.
Любое творческое занятие благотворно влияет на внутренний мир ребенка. Ведь развитие происходит в деятельности, а именно это лежит в основе арт- терапевтического воздействия.
Широкое развитие получили разные виды арттерапии , но сегодня поделюсь опытом работы по ИЗОТЕРАПИИ.
Ознакомившись с методической литературой, пришла к выводу, что на сегодняшний день специалистами накоплен богатый опыт использования методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Изобразительная деятельность детей, имеющих нарушения в развитии, служит выражению чувств и настроения, которые, зачастую, ребенок не способен выразить словами.
Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии занимаются не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность изотерапии.
Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.
Таким образом, изотерапия позволяет:
- с одной стороны, как метод художественной рефлексии, обогатить и развить внутренний мир ребенка,
- с другой стороны, как технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику,
- с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Обратила свое внимание на два направления в изотерапии:
1) педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности;
2) практическое -применения техник изотерапии в образовании приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становиться терпимее, мудрее по отношению к другим.
Перед собой поставила цель и задачи в работе с дошкольниками, используя изотерапию:
Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Задачи:
- создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- обогащать индивидуального художественно-эстетического опыта;
- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения;
- поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
- формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим;
- воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
А также принципы (общепедагогические принципы):
-Принцип систематичности и последовательности;
-Принцип оптимизации и образовательного процесса;
-Принцип культуросообразности ;
-Принцип интереса.
Специальные принципы обусловленные использованием в работе изотерапии и нетрадиционных техник :
-Принцип обогащения сенсорно - чувственного опыта;
-Принцип естественной радости;
-Принцип эстетизации предметно - развивающей среды и быта в целом;
-Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
-Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
Основные этапы изотерапии:
1) свободная активность перед собственно творческим процессом - непосредственное переживание;
2) процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление;
3) дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения (интенциональность, интенция – устремленность, направленность сознания, мышления на какой-либо объект).
4) вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Первые шаги в своей деятельности я начала с предметно – развивающей среды в группе. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, среда без слов и назиданий формирует у него представление о красоте, вкусе, ценностных ориентаций. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность.
Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.
Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.
Занятие по изотерапии, я стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ребенок сохранил свою индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения видов изобразительного искусства.
Придаю большое значение разнообразии и вариативности работ с детьми на занятиях. Чем разнообразнее будут условие проведения занятия, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Основной путь развивающего обучения – это творческие задания и экспериментирования во время которых дети находят новое выражение своих чувств и мыслей, а также знакомятся со свойствами материалов, учатся комбинировать (соединять аппликацию с рисованием) совершенствуют навыки в своей деятельности.
Обучение детей на занятии строится, как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим.
Поэтому в своей работе я использую разные виды организации занятия:
- Занятие – драматизация (лесные животные рассказывают о своих впечатлениях о лесе, используются костюмы, атрибуты для подвижных игра).
- Занятие – путешествие («путешествие в зимний лес», «на поляне осенью»).
- Занятие – сказка («В гости к Старичку - Лесовичку», где дети получают знания о колорите осеннего леса, о разнообразии деревьев).
- Занятие – открытие (проблемное занятие).
- Занятие – эксперимент (исследование разных способов изображения).
Больше всего дети любят занятие – путешествие. На занятии мы отправляемся путешествовать вместе с Мудрой совой, которая помогает осуществлять желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть листок, облако. А также с помощью познавательных минуток дети познают, исследуют, наблюдают.
Используя в работе изотерапию, считаю целесообразным включать в занятие художественное слово. Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, играх – драматизациях. А музыка создает настроение и сюжет детской работы, а если необходимо, то может послужить моментом релаксации.
Новые подходы и пути в развитии художественной деятельности, позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как развитию личности ребенка, так и в целом творческому потенциалу ребенка.
Применяя в своем творчестве нетрадиционные техники, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать, а следовательно и арттерапевтический эффект от таких занятий выше .
В своей работе использую нетрадиционную технику – рисование песком, рисования на камнях, рисование пластилином и т.д.
Наиболее эффективно использовала прием: детского экспериментирования с различными материалами. Экспериментирование с различными материалами обогащают знание ребенка об их свойствах, возможностях применения.
В этой связи мною был выбран способ проявления творческих способностей детей в создании коллажей.
Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. Руководствуясь данными взглядами, разработала и внедрила в образовательный процесс цикл занятий с использованием нетрадиционных техник, для работы с детьми в кружковой деятельности.
В своей практической деятельности проводила занятия по изобразительной деятельности с применением изотерапевтических техник, с детьми имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений.
Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребенок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни, он приобретает дополнительный язык. Когда что - то трудно сказать словами, можно выразить изобразительными средствами.
Основной формой работы является игра: от дидактических упражнений до подвижных пластических имитаций. ("Изобрази березку на ветру", "Задумчивая веточка", "Загадочное облако", "Снежинка кружится в воздухе", и т д.). Игра способствует сохранению здоровья детей: снимает стресс, помогает наладить общение.
Посредством заданий, которые включают в себя много веселого, занятного, театрального: это развлечения, исследования, различные игры с цветом. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль и страх, удивление и восторг.
Постепенно результаты меняются: снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.
Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.
Коллективные формы организации изобразительной деятельности, детям очень нравятся:
- во-первых, потому что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту;
- во-вторых, результат – картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально затрагивающая детей.
Дети понимают, что от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, интереснее будет общая композиция. Поэтому, все дети стараются выполнить свою часть работы, как можно лучше.
Работа в данном направлении дает свободу творчества, предоставляет детям, как можно больше самостоятельности, свободы самовыражения, творчества, поисков передачи своих ощущений, чувств, переживаний.
Таким образом, считаю, что участие дошкольников в совместной деятельности дает возможность выявить и реализовать природные задатки и творческие способности, общая коллективная деятельность способствует выработке умения оптимально сочетать личные и групповые интересы.
Для успешного достижения ребенка необходимо согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, родителей.
Мое взаимодействие с родителями осуществляется через коллективные формы работы:
- Выставки семейного рисунка.
- Семейная гостиная (обсуждение проблем и вопросов нравственно-эстетического воспитания ребенка в уютной, «домашней обстановке»).
- Информационный стенд «Рубрика полезных советов и рекомендаций».
- Совместные досуги и праздники (налаживание эмоционального контакта).
- Проекты, походы выходного дня и т.д.
Важно и то, что отношение детей к искусству передается и родителям.
Организуя совместные занятия с детьми и родителями, можно отметить удачное сотрудничество: с одной стороны они учатся не расставаясь, а с другой, встречаются в непривычных ролях. Это уже и соперники, и одновременно помощники друг другу. Одни задания быстрее и интереснее получаются у детей, а другие у их родителей. Обе стороны обмениваются идеями, подсказывают друг другу решения.
В работе с дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:
-обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
-способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
-создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
-оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
-содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.
В процессе занятий мы получаем продукты детской деятельности: живописные картины, образные скульптуры, предметы декоративно - прикладного искусства.
Результаты работы показывают, как постепенно воспитанники не только учатся новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. В процессе использования изотерапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов.
Дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.
Работая в тесном взаимодействии с педагогами детских садов, Центром дополнительного образования, школой искусств над развитием воспитанников средствами "изотерапии", можно с уверенностью сказать: дети умеют разграничивать внутренние и внешние причины происходящего, начинают уверенно контролировать свои чувства. Ребята с большим желанием закрепляют полученные впечатления в свободной творческой деятельности, в группе.
А также воспитанники являются призерами муниципальных и всероссийских конкурсов; активно принимают участие с родителями в выставках, конкурсах .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....
Выступление на методическом объединении на тему: «Физкультурно – оздоровительная работа с детьми раннего возраста»
Физкультурное занятие-это основная форма обучения детей физическим упражнениям, т.е. оно носит учебную направленность....
нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста
организация активной мыслительной деятельности у дошкольников...
Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.
laquo; Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский....
Мастер - класс для педагогов на тему: Здоровьесберегающие технологии - нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста.
Мастер - класс "Удивительные камешки МАРБЛС"...
Выступление на педагогическом часе «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или сл...
Доклад НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА...