Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми. В настоящее время такая работа актуальна, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считают важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3_proekt_ya_patriot.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»
Авторы проекта воспитатели ГБОУ «Школа №842» Доценко М.А., Шубина А.С.
2016 г.
От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.
Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества.
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.
В.В.ПУТИН
По результатам наблюдений и проведенного мониторинга в начале проекта выявили, что дети не владеют конструктивными способами взаимодействия друг с другом, нередко бывают вспышки агрессии.
Дети не проявляют эмпатии к положительным поступкам героев, не умеют увидеть положительных качеств героев сказок.
По результатам анкетирования родителей нами была выявлена низкая читаемость, в том числе сказок детям. На вопрос «Анализируют ли поступки героев прочитанных сказок?» Большинство родителей ответили отрицательно. Родители объясняют это загруженностью на работе и дома, усталостью.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми. В настоящее время такая работа актуальна, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считают важными и зачастую вызывают лишь недоумение. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.
В связи с этим нами разработан проект по развитию духовно-нравственных качеств.
В нашей работе главной целью являлось:
Развитие духовно ценностного потенциала и нравственного самовыражения дошкольников, через организацию деятельности всех компонентов социально культурного комплекса.
Основные задачи, которые перед нами стояли в начале проекта:
- Воспитывать у детей любовь к своему краю, Родине, желание знать и изучать историю, обычаи, традиции, культуру;
-Развивать у дошкольников здоровое нравственное чувство, желание меняться и совершенствоваться;
-Воспитывать детей в незыблемых духовных началах: любви, радости, мудрой толерантности, милосердии, вере;
-Развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
-Взаимодействовать с семьей и общественными структурами для обеспечения грамотного и духовно нравственного становления личности.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня
-комплекс сказкотерапии по Зинкевич
- знакомство с календарными православными и народными праздниками
- тематические выставки детского творчества,
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в историко-краеведческий музей с целью ознакомления с особенностями истории,
- экскурсии на природу
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),
Сначала люди учатся любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинали с воспитания любви к матери посредством:
- анкетирования по выявлению сформированных знаний у детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка» Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- игр: «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,
- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов.
- совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимали связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печорской лавры. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.
Тема защитников Отечества была бы не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.
Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.
В процессе работы у детей начинают сформировываться гражданские навыки:
- умение работать, действовать индивидуально и в коллективе;
-знание своих прав и обязанностей, умение их использовать по ситуации;
-умение принимать и защищать свои решения;
-готовность к участию в общественных делах;
-готовность к образованию.
Сформировано осознанное отношение к базовым ценностям:
-патриотизм и любовь к Родине, культуре, народу;
-права свободы человека и гражданина;
-национальное самосознание;
-уважение чести и достоинства других граждан. снижение уровня неблагополучного поведения в среде дошкольников;
-сохранение патриотического и культурного наследия;
-возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании;
-воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
Важность нравственно-патриотического воспитания огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагогов ДОО – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом, в котором он живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"
Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...
Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общес...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я патриот!»
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным ос...
Парциальная программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Маленький патриот»
Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...
Педагогический проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем патриотов".
Педагогическая разработка "Воспитываем патриотов" позволит создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников....