Нравственное развитие у детей дошкольного возраста в средней группе.
консультация (средняя группа) на тему
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке» В.Г. Белинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrav.vospit.4-5.docx | 16.97 КБ |
nrav-vospit.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное развитие у детей дошкольного возраста в средней группе.
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как можно научить ребенка быть добрым к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям?
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке»,—подчеркивал В.Г. Белинский.
Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности. В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.
Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести? Иными словами, создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением. Знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.
В этом возрасте созданы наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.
В поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные качества, которые, укрепляясь, создают основу доброжелательности, деликатности, правдивости, организованности.
У детей 4-5 лет развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости, смелости, щедрости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
В эмоционально – чувственной сфере ребенок учится понимать переживания свои, других людей или литературных персонажей.
Дети 4-5 лет обычно эмоционально оценивают поступки сверстников, героев литературных произведений. Они улыбаются, смеются при оценке положительных поступков или возмущаются, размахивают руками, когда видят отрицательный поступок.
В сфере развития нравственного поведения продолжается формирование умений, навыков и привычек культурного поведения, которые проявляются в умении считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть вместе общими игрушками, регулярно участвовать в труде, самостоятельно выполнять порученное дело, трудиться в природе.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Вежливое, внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, умение правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое поведение в общении со сверстниками. В этом возрасте формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Постепенно дети начинают понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый». В средней группе рекомендуется провести ряд НООД по темам: «Человек и его поступки», используя наглядный материал с иллюстрациями, «Настоящие мальчики и девочки», «Разные настроения», «Этикет». Сделать тематическую подборку книг, стихотворений, рассказов для чтения и пересказа: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Е. Пермяк «Самое страшное», Е. Серова «Нехорошая история», Г. Остер «Сказка с подробностями», Л. Толстой «Два товарища»; «Девочка — ревушка».
Для беседы о воспитании можно использовать демонстрационные картинки «Мы друг другу помогаем» автора Р. С. Буре. А также можно подобрать тексты для пересказа, стихи, а затем их анализировать, например,
Подружки
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки -
Весь поцарапали.
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели — нет игрушки
Сели и заплакали
А. Шибаев
Или,
Ссора
Два котенка разругались,
Раздружились, отвернулись,
Но украдкой обернулись
И во всю
Расхохотались!
Л. Яковлев
Сравнение стихотворений дает возможность понять, как можно поступить, а как нет. Выучить много пословиц о дружбе, таких как:
«Друга ищи, а найдешь, береги»
«Добро помни, а зло забывай»
«Друг за друга стой, выиграешь бой»
«Новых друзей наживай, а старых не забывай»
Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть, только если у ребёнка накоплен положительный опыт. Даже если у него нет опыта положительных переживаний, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно». Поэтому со средней группы на занятиях, в повседневной жизни, в игре, во всех видах деятельности необходимо накапливать опыт доброжелательных отношений в обществе, согласовывая требования, предъявляемые в детском саду с требованиями родителей в домашних условиях, иначе у ребенка появляется чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому нужно постоянно держать родителей в курсе событий в группе, знакомить с работой детского сада на открытых НООД и мероприятиях, оформлять информацию в уголке родителей. Постепенно дети начинают понимать суть понятий: вежливый, аккуратный, заботливый, справедливый, честный. Отрицательные поступки сопровождаются оценкой: «Это стыдно» — и объяснением почему. Дети понимают, что стыдно обижать другого, обманывать, дразнить; гордятся тем, что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я послушный», «Я честный». Следовательно, они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми. « Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь когда высказать участие. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает «желание быть хорошим» — стремление к нравственному самосовершенствованию».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке » В.Г. Белинский
Механизм нравственного становления личности:
Задачи нравственного воспитания Формирование положительной самооценки , уверенности в себе Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание ценностного отношения к окружающей среде Знакомство с семейными ценностями Формирование почтительного отношения к старшим Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости Обучение в соответствии с нормами поведения Воспитание нравственных чувств и этического сознания Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Условия реализации нравствннного воспитания накапливать опыт доброжелательных отношений в обществе, в повседневной жизни, в игре, во всех видах деятельности эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка; в заимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического; о рганизация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций ( изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.); сотрудничество с семьей!!!
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра – как средство нравственного развития у детей дошкольного возраста ».
Одной из важных составляющих развития государства является нравственное воспитание детей. Педагоги имеют возможность влиять на воспитание ребенка. И поэтому целью педагогов и родит...
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста второй младшей группы»
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраставторой младшей группы»...
Влияние физического развития детей дошкольного возраста в средней группе.
Влияние физического развития детей в средней группе для воспитателей. Взаимосвязь физической нагрузки и работы головного мозга....
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста второй младшей группы»
Доклад«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраставторой младшей группы»« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с ...
Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)
Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)...
Открытый урок: Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в средней группе. Название «Играем вместе с Чебурашкой»
Открытый урок: Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в средней группе.Название «Играем вместе с Чебурашкой»...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в средней группе «Гномик» Тема: «Коноша – моя малая Родина!»
Конспект занятия содержит материал по ознакомлению детей среднего возраста с понятиями "Родина" , "Малая Родина", а также способствует формированию чувств любви к родному краю, пос...