Опыт работы по формированию духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста через работу кружка по дополнительному образованию "Родной край"
материал
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста — это одна из важнейших задач современного образования. В раннем возрасте закладываются основы личности, формируется система ценностей, что определяет дальнейшее поведение и мировосприятие ребёнка. Учить познавать родной край знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potehina_i_rozhdestvenskie_chteniya.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Потехина И.А., воспитатель
МДОУ ЦРР «детский сад «Дружба»
Свердловская обл., г. Качканар
Опыт работы по формированию духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста через работу кружка по дополнительному образованию "Родной край"
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста — это одна из важнейших задач современного образования. В раннем возрасте закладываются основы личности, формируется система ценностей, что определяет дальнейшее поведение и мировосприятие ребёнка. Учить познавать родной край знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка.
Поэтому, приоритетным направлением работы с детьми и родителями стало создание кружка по дополнительному образованию туристско – краеведческой направленности «Родной край». Кружок "Родной край" ориентирован на развитие у детей любви к родной культуре, природе, историческому наследию, что способствует формированию их духовно-нравственных качеств.
Цели и задачи кружка "Родной край"
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
• Развивать у дошкольников интерес к родному городу: к улицам, достопримечательностям; к символике, традициям.
• Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
• Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
• Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение ко всему живому.
• Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
• Воспитывать здоровый образ жизни.
• Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
В работе использовала разнообразные методы и формы взаимодействия.
Через игры дети знакомились с традициями и обычаями своего народа, что позволило усваивать материал в непринужденной атмосфере.
Проведение «Театральных пятиминуток», участие в конкурсах : фотоконкурс «Край в котором мы живём» , конкурс авторской фотографии «Природа родного края», конкурс рисунков «Планета глазами детей», творческий конкурс «Война с блокадой жили рядом», «Светлая Пасха», создание коллективных проектов : «Письмо Деду Морозу», «Дружная семья», «Домашний ёж», «Красная книга», «Вторая жизнь хлама» способствовало развитию эстетического восприятия и креативности. Чтение детских книг о природе, культуре и истории родного края обогащало детское воображение и развивало навыки повествования.
Походы, поездки в музеи, парки, театры, стали формой организации семейного досуга. Дети узнавали новое, конкретизировали представления об окружающем мире в обществе родителей или представителей старшего поколения.
Наше знакомство с многообразием окружающего мира началось с посещения музея родного города, а затем и области. Во время посещения «Качканарского историко – краеведческого музея» , музея «ЕВРАЗ КГОка» ,музея « УВЗ» город Н-Тагил, частный музей Самоваров» город Н –Тура , детей сопровождал специалист-экскурсовод, который в доступной форме рассказывал интересные подробности о том или ином объекте, явлении, которое отображалось в экспозиции музея. В зависимости от вида музея в работе с детьми реализовались частные задачи. С целью приобщения родителей и воспитанников к традициям и обычаям родного края были организованы экскурсии: «Традиции русского чаяпития», город Н –Тура, «Гончарная мастерская» посёлок Таволги, «Масленица» посёлок Верх Ис .Выходы на природу с посещением «Фермы по выращиванию оленей и страусов» посёлок Висим; «Конно-спортивного комплекса "Викинг" город Качканар формировали у детей уважение к окружающему миру и желание его охранять . Посещение «Нижнетагильского кукольного театра» , студии керамики «Living clay» город Качканар, «Гончарной мастерской» посёлок Таволги способствовало сближению ребенка с семьей и воспитанию любви к искусству.
За время работы кружка "Родной край" отметила положительные результаты:
1. Дети активно участвуют в обсуждении тем, связанных с родной культурой и историей.
2. Формирование дружеских отношений.
3. Улучшение эмоционального фона: дети становятся более открытыми и дружелюбными друг к другу и окружающему миру.
4. Увеличение интереса к природе: дети начинают проявлять заботу о животных, растениях и их защите.
Работа кружка "Родной край" показывает, что через активные формы обучения возможно эффективное формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Дети осознают свою принадлежность к культуре и природе, что, в свою очередь, поможет им вырасти ответственными и осознанными гражданами. Таким образом, опыт кружка можно рассмотреть как успешный пример интеграции духовно-нравственного развития в образовательный процесс дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ "БОЖЬЕЙ ТРОПОЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА"
Практическое пособие «БОЖЬЕЙ ТРОПОЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА» составлено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через работу с ро...
Система работы по развитию духовно-нравственных и моральных качеств детей дошкольного возраста посредством организации работы со сказкой.
Задачи. методы и приемы. использованная литература....
Работа по самообразованию на тему: «Развитие личности детей дошкольного возраста через изобразительное творчество».
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возр...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....
План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...