Воспитание самостоятельности у детей с нарушением зрения.
презентация по теме
От того, умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть и т.д. зависит его положение в детском саду и в школе, атмосфера в семье, и восприятие его окружающими людьми, и его отношение к себе. Ребенка с нарушением зрения необходимо целенаправленно обучать культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самобслуживания, так как он не может овладеть ими по подражанию, как его видящие сверстники. Овладевая навыками самообслуживания слабовидящий ребенок становится более смелым. решительным, инициативным и независимым а, значит и более самостоятельным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_samostoyatelnosti_u_detey_s_narusheniem_zreniya.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность
Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути "психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста". Ошибочным является мнение, что, достигнув определенного возраста, ребенок всему научится сам. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с незнакомыми вещами. Взрослый для малыша - это человек, умеющий творить чудеса с зубной щеткой и полотенцем, ложкой и чашкой, а значит, он - пример для подражания.
От того, умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть и т.д., зависит и его положение в детском саду и школе, и атмосфера в семье, и восприятие ребенка окружающими людьми, и его отношение к себе Ребенка с нарушением зрения всему этому нужно учить- он не может овладевать действиями по подражению как его видящие сверстники
НАЧИНАЯ ОБУЧАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ КАКОМУ – ЛИБО ДЕЙСТВИЮ, ЛУЧШЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЁМЫ: Руки ребёнка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают их – пассивные действия. Вы берёте руки малыша в свои и стараетесь произвести действия совместно с ним – совместные действия. Позиция взрослого при обучении позади малыша и примерно на его уровне (родителям можно сесть на корточки или встать на колени).
ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО СЛЕДОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЁНКА: Не стремитесь научить ребёнка всему сразу. Разделите действия на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой операции. Обучая ребёнка, опирайтесь на его сохранные органы чувств (слух, осязание, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Активно включайте в свои занятие речь: объясняйте ребёнку всё подробно, стремитесь к тому, чтобы ребёнок также оречевлял свои действия. Не забывайте поощрять ребёнка, хвалить его даже за маленькие успехи.
Ребёнок должен уметь самостоятельно обслужить себя (одеваться и раздеваться), следить за своей одеждой (повесить, расправить).
Не забывайте, что ребёнок должен чувствовать себя в одежде свободно, раскованно. Поэтому, покупая одежду и обувь для ребёнка, подумайте: будет ли она удобно для малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ощупь, может ли ребёнок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным). Большие сложности для вашего ребёнка представляют застёжки на спине, крючки, разъёмные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках.
Важно научить ребёнка легко распознавать свою одежду. Для этого нужна какая- нибудь оригинальная деталь: кармашек, вышивка, воротничок, бантик и прочее.
Даже возможности маленького, например, годовалого ребёнка, нужно использовать. В этом возрасте ребёнок уже понимает обращённую к нему речь, может выполнить определённые действия. Старайтесь, чтобы ребёнок не был ватной куклой в ваших руках. Сопровождайте каждое действие словами. Учите ребенка быть внимательными в одевании. Учите его обследовать одежду
Обучая ребенка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату, удобно ли вашему ребенку. Если необходимо, поставьте устойчивую широкую скамейку. Купите ребенку яркие умывальные принадлежности и расположите их в доступном месте.
СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ У РЕБЕНКА СФОРМИРОВАЛАСЬ ЧЕТКАЯ СХЕМА ДЕЙСТВИЯ УМЫВАНИЯ: Вымыть руки с мылом. Почистить зубы, прополоскать рот. Вымыть лицо, шею, уши. Вытереться полотенцем Привести в порядок умывальные принадлежности
Начинать обучать ребенка с нарушенным зрением самостоятельности в еде необходимо уже в 2-3 года. Начинать советуют с обучения питью из кружки. Сначала учат держать кружку двумя руками, затем за ручку Более сложный процесс- овладение ложкой. Следует начинать с более вязкой пищи, например каши. Из-за боязни пронести ложку мимо рта, расплескать пищу, дети сильно наклоняются к тарелке. Приучайте находиться на нормальном расстоянии от тарелки и не спеша, осторожно подносить ложку ко рту
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ Не отказывайте малышу в своей помощи, даже если вы очень заняты. Помните, что дети очень ценят свою самостоятельность, и если ребенок все же обратился к вам, значит решить данный вопрос он не в состоянии. Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он слушается, убирает игрушки, съедает кашу и т.д. Чаще хвалите малыша, называйте его своим помощником, просите о помощи и не забывайте говорить спасибо. Давайте понять, что без него вы не справились бы с этой сложной задачей.
Приучение ребенка к самостоятельности - это долгий процесс, требующий терпения. Одно из главных правил - последовательность во всем. Если родители начали прививать ребенку определенный навык, то необходимо, не раздражаясь, объяснять малышу, что у него уже получилось, а что еще нет. Не следует быстро сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда-то не умели делать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование в самостоятельной деятельности детей с нарушением зрения
Статья в сборнике ДОУ "Играю сам"...
Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения
В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....
Роль учителя-дефектолога в воспитании и образовании детей с нарушенным зрения.
В статье расскрыты вопросы воспитания и обучения детей с нарушением зрения....
Роль семейного воспитания в развитии детей с нарушением зрения
Консультация для родителей...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через совместную со взрослым и самостоятельную творческую деятельность
Представлены рекомендации по развитию творческих способностей у детей раннего возраста. В приложении даны рекомендации как развивать индивидуальность ребенка, как узнать о сколонностях (талантах) ребе...
Организация самостоятельной двигательной активности в группе № 12 детей с нарушенным зрением
Материал содержит опыт работы нашей группы в г. Карпинске, МАДОУ детский сад №17 "Серебряное копытце" на разновозрастной группе детейтстнарушением зрения по развитию двигательной активности детей....
Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения
Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения включает следующие разделы: умственное, эстетическое, нравственное, физическое, семейное воспитание. В статье рассматривается направление кор...