Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике
Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения включает следующие разделы: умственное, эстетическое, нравственное, физическое, семейное воспитание. В статье рассматривается направление коррекционной работы каждого раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12._soderzhanie_vospitaniya_i_obucheniya_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения
Подготовила: Ушкалова Т. В.
Раздел | Направления коррекционной работы (кратко) |
Умственное воспитание | 1. Сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание ребенка – это развитие и воспитание его восприятий. Задачи: - научить детей оценивать восприятия, полученные посредством различных анализаторов, и соотносить их с предметами, выделяя существенные и характерные качества последних. Содержание работы: 1. Развитие осязающей руки (ощупывание предметов, форм, материалов). 2. Применение действий с предметами, предметных манипуляций. 3. Развитие предметно-пространственной ориентировки. 4. Знакомство с различными простейшими объемными, плоскими формами. 5. Развитие осязания. 6. Классификация предметов. 7. Развитие слуховых восприятий, их оценка. 8. Воспитание умения слушать и слышать (пересказывание рассказов по частям (один начинает, другой заканчивает). 9. Музыкальное воспитание. 10. Развитие голоса детей. 11. Развитие обоняния и вкуса. Методы работы: 1. При показе и объяснении новых предметов педагогу следует обратить внимание детей на последовательность знакомства с предметами, планомерность их обследования. 3. Объяснения и рассказы педагога должны быть развернутыми, практический показ – последовательным. 2. Развитие речи дошкольников. Подготовка к обучению чтению и письму. Задачи: - предотвращение формализма при употреблении слов; - накопление словаря; - развитие монологической речи. Содержание работы: - составление рассказов о предметах (описание внешних признаков предметов); - развитие фонематического слуха; - различение и воспроизведение звуков окружающей действительности; - анализ звукового состава речи; - развитие осязающей руки; - знакомство с прибором Брайля, шеститочием; - знакомство с предметами ближайшего окружения; - «оречевление» (сопровождение своих действий словесными объяснениями;
3. Формирование дочисловых понятий и представлений, выработка навыков счёта. Задачи: - развитие начальных математических понятий; - развитие понятий о величине, форме, положении; - обучение сравнению предметов по величине, форме, количеству; - развитие пространственных представлений. Содержание работы: - сравнение предметов по величине (длинный - короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый-тонкий); - работа по конструированию (понятия «право – лево»); - ориентация в пространстве; - сравнение количеств предметов (сравнение понятий «один-много», «столько же»); Методы: - занятия аппликацией, лепкой, конструированием; - привлечение большого количества наглядного материала; - проведение занятий в игровой форме; - использование дидактических игр; - эмоциональное, чёткое, динамическое изложение материала; - рациональная смена форм деятельности; - индивидуальный подход к каждому ребёнку;
|
Эстетическое воспитание | Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс достижения определённой степени эстетического развития чувств детей, сознания, поведения, и деятельности, что включает в себя формирование таких свойств личности, как эмоционально-чувственная отзывчивость к прекрасному и безобразному, возвышенному и низменному, героическому и пошлому; комическому и трагическому в искусстве, в жизни, в природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами. Задачи: - формирование совокупности представлений и знаний по основам этики; - формирование способности понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; - развитие потребностей, интересов и способностей к художественно-творческой деятельности; - выработка опыта организации среды обитания с учётом эстетических норм и ценностей; - формирование эстетических идеалов. Методы работы: - опора на все сохранные анализаторы воспитанников, используя рельефные наглядные пособия и тифлотехнические средства (лупы, бинокли, монокли и др.); - заполнение досуга детей кинофильмами, занятиями лепкой, рисованием, выпиливанием, вышиванием, вязянием и др.); Содержание работы: - музыка воспитание, овладение навыками пения (развитие музыкальных способностей, слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, увеличение запаса слуховых представленией); - прослушивание художественных произведений (восприятие словесных образов, вызывание живых и ярких эмоций); - обучение выразительному чтению, пересказу (понимание текста, акцентные ударения, ритм); - труд, бытовые поступки; - экскурсии и беседы после них; - участие детей в украшении помещения; - сервировка стола, поддержание порядка в группе, создание уюта, ежедневные дежурства; - охрана природы, уход за домашними питомцами; - вслушивание в звуки природы, пение птиц, шелест листвы и т.д.
|
Нравственное воспитание | Нравственное воспитание – это формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения. Задачи: - формирование нравственного идеала, этических ценностей, норм и оценок; - развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, доброта, стыд, товарищество и т.д.); - формирование опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и трпдициями, выработка нравственных привычек; - преодоление пассивного отношения к жизни и труду. Принципы нравственного воспитания: - целенаправленность всей жизни и деятельности детей и воспитательной работы с ними; - воспитание в коллективе; - учёт возрастных, индивидуальных и специфических особенностей , обусловленных утратой зрения; - требовательность и уважение к личности ребёнка; - системность и последовательность требований, единство требований педагога и всего педагогического коллектива; - упражнения в нравственных поступках. Содержание работы: - формирование нравственности в повседневных отношениях (выбор, принятие решения, совершение поступков); - создание системы отношений ребёнка к окружающему миру (к труду, к людям, к себе самому) под влиянием всей окружающей его жизни; - знакомство с окружающей жизнью во время экскурсий и прогулок; - знакомство детей с характерами и моральным обликом людей; - оценка благородных поступков, отношений, наблюдаемых явлений; - приучение в повседневной жизни к организованному культурному поведению, ответственному отношению к своему труду, обязанностям, требованиям коллектива; - выработка привычки к совместным действиям в детском коллективе; - воспитание вежливого общения. |
Физическое воспитание | Физическое воспитание – формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенствование и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их сообщество сверстников. Задачи: - определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности; - воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни; - формирование физической и социальной готовности к обучению в школе; - коррекция недостатков физических и личностных качеств детей с нарушением зрения. Формы работы: - индивидуальные и групповые занятия по развитию навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др. Содержание работы: - основная гимнастика (утренняя гимнастика); - гимнастика для глаз; - ритмическая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - корригирующая гимнастика; - тренажёрная гимнастика; - пальчиковая гимнастика. Методы работы: - разработка специального оборудования для коррекции двигательных функций; - введение пропедевтических курсов в процессе овладения сложными видами движений; - проведение специальной коррекционной гимнастики и игр; - проведение коррекционно - педагогической работы во взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом. |
Семейное воспитание | Задачи семейного воспитания: - формирование у детей с нарушением зрения таких качеств личности, которые помогут ребенку достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на его жизненном пути; - развитие интеллекта и творческих способностей; - формирование первичного опыта трудовой деятельности; - нравственное и эстетическое формирование; - развитие эмоциональной культуры; - формирование физического здоровья ребёнка; - воспитание навыка самообслуживания. Содержание семейного воспитания: - оречевление своих действий и действий ребёнка; - установление связи названия предмета с самим предметом (назвали и дали в руки для изучения); - обучение малыша обследованию окружающих предметов не только с помощью зрения, но и осязания, от основных частей к деталям; - обучение ребёнка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы; - обращение внимания ребёнка на различные признаки и качества предметов; - упражнение в различении предметов по форме, цвету, величине; -воспитание у ребёнка привычки выполнять различные действия в определённой последовательности; - обучение игре; - развитие мелкой моторики рук ребёнка; - обучение ориентировки на собственном теле; - обучение применению средств общения (мимика, жесты, настроение). - обучение ребёнка ориентировки в микропространстве; - научение ребенка навыкам самообслуживания, личной гигиены; - воспитание уверенности в себе, применяя поощрение, ласковые слова, положительную оценку действиям ребёнка; - обучение культуре поведения; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения
В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....
Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения
В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения.
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми матер...
Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.
В данной статье родители могут найти для себя полезную информацию по воспитанию детей с нарушениями зрения....
« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»
В данной работе описана роль развития познавательной активности и исследовательского поведения у детей с нарушением зрения в особой, специально организованной...
Рекомендации от тифлопедагога для родителейпо воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения
Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Доклад "Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения"
В данном докладе представлен опыт работы и организация психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения...