Привитие нравственных ценностей через приобщение дошкольников к отечественной культуре
презентация на тему
"Задача современноного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, чтот несет ему окружающий мир, а с другой стороны - быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нрвственную сисиему ценностей". (Митрополит Илларион)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия Культу́ра Росси́и — культура русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествовавших современной Российской Федерации; совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических , интеллектуальных, гражданских и т. д.) в России. Нравственные ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения. В христианском обществе регулятивами являются 10 заповедей , данных Богом. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах.
Актуальность Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Дети, подростки и молодые люди в наши дни нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем. Необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. Из этой национальной базисной культуры произрастает национальные ценности, которые формируют как личность, так и общество.
Приобщение к Отечественной культуре позволяет решать следующие задачи: Формировать уважительное отношение к культуре своей страны; воспитывать чувство законной гордости предками и созданной им культуры. Формировать у детей представления о себе как о будущих гражданах России , достойных продолжателях и хранителях ее культурных традиций. Формировать нравственные ценности и идеалы с опорой на святоотеческие традиции. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие литературы, произведений искусства и явлений природы. Способствовать своевременной и гармоничной социализации ребенка, развитию навыка продуктивного сотрудничества со взрослыми и умения строить партнерские отношения со сверстниками.
Основные направления воспитательной работы «Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать» Знакомство с православной культурой. Введение детей в мир богатырской силы и славы Древней Руси. Знакомство с героями-освободителями своей Родины. Ознакомление детей с русской и марийской литературой, фольклором, житиями святых, произведениями изобразительного искусства и музыки. Знакомство с традиционным русским бытом и семейным укладом.
Основные формы работы 1.Познавательные беседы. (На ООД по ознакомлению с окружающим, развитию социально-бытовой ориентировки и факультативных занятиях по ознакомлению с основами православной культуры). 2. Коррекционные упражнения, обучающие конструктивному разрешению конфликтов и навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, на формировании волевой регуляции поведения. 3. Посещение краеведческих музеев. 4. Оформление в детском саду мини- музея (русской избы), выставки картин русских художников, творческих работ детей и родителей. 5.Экскурсии, целевые прогулки по улицам города, к храмам, памятникам и т.п. 6.Творческая продуктивная, трудовая, игровая и театрализованная деятельность детей. 7. Чтение и анализ литературных произведений, житий святых. 8. Проведение сезонных музыкально-игровых праздников в т. ч. духовно-нравственного содержания. 9. Просмотр видеофильмов. 10. Разучивание русских народных хороводов, песен, рождественских колядок и т.д. 11. Слушание классической и духовной музыки, колокольного звона, аудио записей музыкально-литературных постановок, рассказов, сказок. 12.Детская благотворительность.
Православная культура «В России жить - Бога любить» « В течение многих веков православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека». Митрополит Илларион Главными задачами цикла «Православная культура» являются воспитание интереса и уважения к православной культуре. Дети знакомятся с началами духовно-нравственного учения, заповедями, которые дал нам Бог. Заповеди помогают человеку разобраться в своих поступках, в своем поведении, понять, где добро, а где зло. Самая главная заповедь, которую нам дал Иисус Христос, — это заповедь любви.
Кружок «Свечечка» Ознакомление с избранными историями Нового и Ветхого завета. Утренники, посвященные православным праздникам: «Рождество Христово», «Воскресение Христово». Знакомство с Христианской литературой, житиями святых. Динамические паузы с христианской составляющей. Участие в православных конкурсах.
Знакомство с историей России «Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое есть настоящая школа русского характера». И. Ильин. Задачами данного направления являются обогащение знаний детей о предках, славянах, русичах ; о поселениях, трудностях жизни; о внешнем виде и внутренней жизни, проявляющейся в мудрости, высокой чести, беспримерной храбрости, силе духа, глубокой вере в Бога. Дети получают представления о возникновении Российского Государства, о первых князьях; о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о национальных особенностях характера и быта наших предков. Патриотическая тематика формирует представления о себе как о будущем гражданине России, достойном продолжателе и хранителе ее культурных традиций.
Семейный уклад «Каковы матушки, таковы и ребятушки » Знакомим детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни православной семьи. Особенности мужских и женских обязанностей исторической христианской семьи помогают формировать понимание своего места в семье и необходимость посильного участия в домашних делах. Это ориентирует мальчиков на мужественный образец поведения, воспитывает ответственность за свои дела и поступки, пробуждает потребность служить на благо Отечества. У девочек закрепляется образ труженицы, умелой хозяйки, заботливой матери.
Традиционный быт Игры в «русской избе», беседы, напевание колыбельных песен, воспитывают уважение к матери, к семье как основе судьбы человека, влияющей на формирование личности и характера ребенка. Формируются знания об устройстве русской избы и быте крестьян, об истории русского костюма. У детей расширяется и обогащается словарный запас, растет интерес к изучению истории своего народа.
Родная природа Обращается внимание на красоту, разнообразие и богатство родной природы. Формируется экологическое сознание - понимание ребенком своего места в природе, необходимость сохранения и приумножения человеком красоты мира.
Литература «Умели дитя родить, сумейте и научить» На примере литературных героев сказок, рассказов, житий святых показываем нравственные действия и поступки. Анализ литературных произведений учит отличать добро от зла и творить добро, дает представления о нравственной свободе человека, помогает увидеть красоту нравственных поступков.
Азбука нравственности «Кто деткам во всем потакает, тот потом слезы проливает» Имитационные, интерактивные игры, социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации), где ребенку обеспечивается зрительное восприятие непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений. Занятие «Прощеное воскресение» Главная цель проведения занятий, – это воспитание у детей делать выбор в пользу добра, проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником, научится принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации, научить использовать приемлемые в обществе способы разрешений конфликтов, сформировать христианское отношение к ближним. Дети должны понять, что в основе общения в православной традиции лежит любовь к другому человеку.
Родной язык «Гнилое слово пуще стрелы летит» Содействовать формированию ценностно-смысловой сферы детей через освоение социокультурной категории «слово». Занятие «Радуга слов» развивает способность детей слышать слово, - внимательно относиться к слову в речи; относиться к слову как к ценности; соотносить слово и образ; относиться к языку, родной речи как к богатству. Слова для Радуги слов Бог, мама, Богородица, Ангелы, святые, семья, отец, жизнь, храм, Родина, икона, молитва, милосердие, благородство, сострадание, послушание, трудолюбие, кротость, смирение, терпение, радость, мудрость, истина, добро, красота, великодушие, мужество, верность, усердие, красна девица, добрый молодец, ясный сокол, белая лебёдушка, путь-дороженька, земля-матушка, море синее, тёмна ноченька, солнце красное, душа русская, мама, папа, сынок, дочка, бабушка, внук, дедушка, внучка, забота, благодарность, спасибо, прости, пожалуйста, друг, помощь, не расстраивайся, ты – молодец, мир, лад, согласие.
Искусство «Не от еды дитя растет, а от радости» Знакомство с иконописью, изобразительным искусством, театром и кино, музыкой России . Театрализованная деятельность – это особый вид игры, поскольку ребенку с дефектом зрения приходится осваивать новую социальную роль, вырабатывать у себя новые социально-психологические качества. Впоследствии эта освоенная роль может быть воплощена в жизни. Мини-спектакли позволяют объяснить некоторые духовно-нравственные состояния, например: смирение и кротость, милосердие и терпимость, потребность и готовность сострадания и сорадования . Обращение к фольклору позволяет в игровой форме накопить знания об истинном смысле жизни.
Работа с родителями «Любовь, да совет – на том стоит белый свет» Разрушение семьи — это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Доверительные партнерские отношения детского сада с семьей, объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей, знакомство с православной педагогикой формируют у семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, правильные жизненные установки. В результате такой работы растет понимание семьи, что такие духовные ценности как способность сопереживать, любить и понимать других людей и себя, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим людям, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь, могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.
Достижения наших соотечественников – результат труда людей в разных сферах. Конкурс "Мастер презентаций" - 2012 http//www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой — быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.
Литература Вишневская В. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».- М.: Аркти , 2004. Зедгинидзе В. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников - М.: «Айрис- пресс», 2006. Ильин И. Путь духовного обновления. М.: - « Альта-принт », 2006. Нравственные ценности и будущее человечества. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на ХХ Международных Рождественских чтениях. Шишова Т. Чтобы ребенок не был трудным. – М.: «Лепта книга», 2006 Журнал «Дошкольное воспитание», 2002 г. №9, - ст. Потаповская О. Методические рекомендации по проведению занятий с православной тематикой. Потаповская О. Материалы мастер- класса «Радуга слов». Солодянкина О. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье. – М.: Аркти », 2007. Султанова Н., Царько . Программа. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. - Печоры, 2003. Соловьева Е. Наследие. Пособие по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре. - М.: «Добросвет-2000», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...
Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края
папка-передвижка...
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...
Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творчес...
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...
Приобщение дошкольников духовно – нравственным ценностям через сказку
Многие дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки со...
Презентация«Приобщение воспитанников к традиционным отечественным духовно-нравственным ценностям через музыку»
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства....