Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
методическая разработка
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
С 2009 года в детском саду планомерно проводится работа по духовно- нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Нас интересовало, прежде всего, что такое народные методы и какие именно особенности делают русскую культуру исключительно эффективной основой воспитания и обучения. Беря за основу народные методы воспитания и образования, стараемся ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
(например: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию (например: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни
всего детского сада);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
Цель проекта - обеспечить своевременную успешную социализацию дошкольника в условиях окружающей его этнокультурной среды путем введения в традиционную народную культуру.
Задачи:
1. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.
2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.
3. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.
5. Развитие художественно-творческой активности детей.
Содержание проекта
Воспитательная система, сложившаяся в детском саду по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
1. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых:
Познавательная деятельность
Педагоги осуществляют с детьми непосредственно образовательную деятельность, начиная со второй младшей группы: формирование первичных представлений о малой Родине, Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Осуществляют экспериментальную деятельность по разработанной педагогическим коллективом программе «Мир твоей души» вошли темы: «Уроки доброты», «По страницам добрых книг», «Во что мы верим», «Праздники, которые мы отмечаем» и другие. С целью выявления изменений в развитии субъекта диагностики, для определения эффективности педагогической деятельности разработаны диагностические карты, анкеты для педагогов и родителей.
Познавательно-исследовательская деятельность
В познавательно-исследовательской деятельности ребенок расширяет свои представления об окружающем мире. К этому виду мы относим проектную деятельность: «Моя родословная», «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом», «Моя малая родина», «Города России» и другие.
Трудовая деятельность
В основе трудовой деятельности лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Например, ежегодно мы проводим акцию «Неделя добрых дел», где дети готовят поделки для сотрудников детского сада, для малышей, пожилых людей и с желанием их дарят.
Игровая деятельность
Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Это могут быть хороводные и подвижные национальные игры: «Раю-раю», «Салки», «Чей головной убор», «Во поле береза стояла», «Спутай нас» и другие.
Продуктивная деятельность
Из глины, пластилина, бумаги, картона дети изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Театрализованная деятельность
Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
2. Формы работы
Предпочтение при реализации данного проекта отдаем тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. В педагогическую деятельность при этом включаются:
Интерактивные занятия
По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Например: «Путешествие в прошлое ручки». Ребятам необходимо справиться с несколькими задачами: вернуть с помощью «Клуба юных исследователей» письменные принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в наше время; выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей.
Познавательные беседы
Развивают мышление ребенка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Беседы организуются как итоговые по окончании праздничного периода с детьми старшего дошкольного возраста. Дети сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия; рассуждают и устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.
Предпраздничные посиделки
Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, водят хороводы, но и изготавливают необходимые атрибуты для праздника, знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.
Оформление мини-музея и выставок
Выставки организуем тематические и сезонные. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих детей: вышивки, кружева, дорожки, полотенца, картины, творческие работы по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
Праздники
Праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Именно через праздник мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.
3. Социальное партнерство
Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе активно использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды. С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся совместные мероприятия. Социальное партнерство детского сада и краеведческого музея дарит дошкольникам возможность знакомства с историей малой родины, её природой, культурой и искусством родного края. В течение учебного года дети посещают специально организованные тематические занятия: «Как рубашка в поле выросла», «Не боги горшки обжигают», «Путешествие в старый город», «Они защищали Родину» и другие. Ознакомление детей с родным краем, воспитание у них любви к своей малой Родине связано с формированием основ патриотического воспитания и является фундаментом духовно-нравственного развития.
В рамках преемственности в работе детского сада и школы организуются совместные мероприятия: образовательная деятельность, экскурсии. Традиционно воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной Дню Знаний, проводятся совместные праздники: «Рождество», «Мое родное село». Учащиеся школы приходят в детский сад с театральными постановками.
Работники детской центральной библиотеки проводят для детей тематические выставки, знакомят с новинками детской литературы, проводят конкурсы, посвященные юбилею писателей и т.д.
Педагоги детской музыкальной школы приглашают воспитателей и детей детского сада в музыкальную гостиную, где знакомят детей с классической музыкой, композиторами и музыкальными инструментами. Дети имеют возможность послушать живое исполнение музыкальных произведений воспитанниками музыкальной школы.
4. Основные способы достижения целей
Специально организованная деятельность | Воспитание средствами искусства, музыки | Игровая деятельность |
Тематические познавательные мероприятия: - по методическому пособию «Наши первые шаги», «Мир твоей души» («Сердце на ладошке» А.А. Баранова – переработанное) «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Г.А.Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. | Использование малых фольклорных форм: потешки, пословицы, поговорки, считалки, короткие стихи, песенки. | Дидактические игры: - «Как оденусь, так и приглянусь» - «Царство трех ветров» - «Животные прошлые и настоящие» - «Назови правильно» (национальная одежда) и другие. |
Наблюдение за поведением окружающих людей, оценка поступков | Этические беседы: - «Мир – наш дом» - «Война и дети» -«Семейные реликвии, связанные с военной темой» -«О национальных праздниках в семье, детских развлечениях, о национальной детской одежде» (с участием родителей) - «Хлеб – всему голова». Встреча с ветеранами войны и труда. | Игры-драматизации, театрализация с участием родителей. |
Праздники Досуги Развлечения | - «Праздник Масленицы» - «Встреча весны. Сороки» - «Святки» - «Светлая пасха» - «День матери» - «День народного единства» - День толерантности» - «День Земли» - «Праздник Победы» и другие. | Сюжетно-ролевые игры |
Организация продуктивной деятельности: - праздничные сувениры родителям, сотрудникам детского сада - подарки малышам - кормушки для птиц - «Наши славные дела». | Посещение: - краеведческого музея села Челно-Вершины - детской межпоселенческой библиотеки - детской музыкальной школы | Подвижные и хороводные национальные игры: «Раю-раю», «Салки», «Чей головной убор» и другие. |
Совместное творчество с родителями: - семейная газета «Родничок» - альбом «Моя семья – моё богатство» - генеалогическое древо семьи - герб села - оформление гербариев («Наш край», «Лекарственные травы» и другие) - создание мини-музея «Народные традиции» | Музыкальная гостиная для родителей Совместные утренники | Психологические этюды |
Поисково-исследовательская деятельность | Проекты: «Моя родословная», «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом», «Моя малая родина», «Города России». | Дидактические игры |
Тематические выставки | Мастерская природы» - «Национальные вышивки» - «Куклы прошлого и будущего» - «Осенние фантазии» - «Путешествие во времени» - «Своей герб семьи» - «Навек запомни!» |
5. Работа с родителями.
Систематическая работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.
В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Родное село», «Берегите природу!», «Если с другом вышел в путь» и другие. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда мы относим создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов. На очередном собрании вниманию родителей были представлены презентация проектов: «Песни Великой Победы», «Православный праздник Пасха», «Народная игрушка – Матрешка», «Мое родное село», «Мой край родной». Педагог-психолог проводит с родителями тренинги детско-родительских отношений в семье: «Погода в доме», «Пойми меня», позволяющие родителям взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание собственных детей. Тренинги получили высокую оценку родителей, одобривших данную форму работы. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Регулярно в детском саду проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам: «Осенняя ярмарка», «Готовим вместе», «Любимая мамочка», «Мои друзья» и другие. Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях, проходящих в дни каникул. Ежегодно проводятся спортивные праздники: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «За здоровый образ жизни», «Умники и умницы».
6. Планирование процесса воспитания
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, которая разрабатывается воспитателями и специалистами с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В Примерной программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Дополнительное образование организовано для детей, начиная со средней группы:
- кружок по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы» для детей 6-7лет. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением
-кружок нетрадиционной техники рисования с детьми 4-5 лет «Веселые пальчики»
- кружок «Пластилиновое чудо» для детей 5-6 лет (пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности).
-музыкальный кружок игры на музыкальных инструментах «Звоночки».
В работе используются дополнительные программы и методические пособия, которые позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс комплексным, а также способствуют реализации задач духовно-нравственного воспитания, делая образование вариативным.
Методическое пособие | Задачи | Возраст детей |
Методическое пособие «Сердце на ладошке». Научный редактор: Баранов А.А.- кандидат философских наук. | «Научить ребенка чувствовать сердцем другого человека. Искренние порывы доброго сердца, возмущение злом, несправедливостью - это бесценное наследие, которое люди берут из счастливой поры детства, когда сердце делает первые открытия в познании добра и подлости, любви и предательства. Сохранить, сберечь эти горячие сердца, сделать их более чуткими, живыми - наша великая миссия». | 3 -7 лет |
Методическое пособие «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева | Развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытовой народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. | 3-7 лет |
Методическое пособие «Народная культура и традиции» В.Н.Косарева | Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста. | 3-7 лет |
Методическое пособие для дополнительного образования. «Пластилинография» | Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Освоение новых приемов (скатывание, размазывание, надавливание) и создание с их помощью сюжетных картин. | 3-7 лет |
Методическое пособие для дополнительного образования «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А. | Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями. | 3-7 лет |
Методическое пособие для дополнительного образования «Календарные и народные праздники в детском саду» Лапшина Г.А. | Обучение элементарному музицированию. Общение с художественно полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка, умение сформировать музыкальную ткань способствуют развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные способности: слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку. | 5-6-7 лет |
7. Этапы и сроки реализации инновационного проекта
Этап I – подготовительный (апрель – май 2014 г.)
Цель: Определение основных направлений работы
Задачи:
1. Изучить мнение родителей и педагогов.
1. Изучить теоретические и практические наработки по избранной теме.
2. Создание инициативной группы для разработки Проекта.
3. Планирование работы инициативной группы и разработка Проекта.
Прогнозируемые результаты.
• Разработка проекта
Этап II - организационный (сентябрь 2014 г. – октябрь 2014 г.)
Цель: Создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта по внедрению культуры русского народа.
Задачи:
1. Обеспечить нормативно-правовую базу.
2. Обучить воспитателей на курсах повышения квалификации.
3. Пересмотреть содержание воспитательно-образовательного процесса старших дошкольников и внести соответствующие дополнения.
4. Разработать авторскую программу, направленную на формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста
5. Разработать календарно-тематический план, технологию реализации содержания авторской программы «Мир твоей души».
6. Заключить договоры с социальными партнерами о совместной деятельности.
7. Обеспечить программно-методическое сопровождение.
8. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
Прогнозируемый результат:
- Пакет нормативно-правовых документов.
- Методические рекомендации.
Этап III - практический (октябрь 2014 г. – май 2015 г.)
Цель: Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.
Задачи:
1. Разработать и апробировать организационно-структурную модель взаимодействия педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
2. Осуществить развитие профессиональных компетенций педагогов, осуществляемых работу по данному направлению.
3. Сформировать развивающую среду в соответствии с изменениями содержания образования старших дошкольников.
4.Разработка дидактических игр, пособий.
6. Подбор демонстрационного материала.
7. Открытие мини-музея народных культурных традиций.
8. Провести мероприятия по обобщению и распространению опыта работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.
Прогнозируемый результат:
- научно-методическое сопровождение апробации и внедрения программы (методические разработки, методические рекомендации, перспективно-тематический план);
- разработка перспективно-тематического планирования деятельности всех исполнителей;
- разработка методических рекомендаций.
Этап IV – обобщающий (май 2015 г.)
Цель: Подведение итогов инновационной работы.
Задачи:
1. Проанализировать результаты деятельности творческой группы по реализации инновационного проекта.
2. Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.
3. Подвести итоги реализации авторской программы по формированию интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста «Мир твоей души».
4. Продолжить мероприятия по обобщению и распространению опыта работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.
Прогнозируемый результат:
- Обобщенные результаты реализации разработанных методических рекомендаций.
- Аналитическая справка.
- Распространение опыта среди ДОУ района, округа, региона.
9. Условия, необходимые для реализации проекта:
- научно-методическое и педагогическое обеспечение
- организация совместной деятельности педагогов ДОУ в рамках реализуемого проекта
- социальное партнерство (учреждения культуры, родители, образовательные учреждения).
Планируемые результаты
- обеспечение преемственности дошкольного образования в семье и детском саду
- устойчивый интерес к занятиям исторического и этнографического характера (сформированности представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни народов Поволжья (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи).
- обладают установкой положительного отношения к миру, чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа"
•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения круглых столов, самообразования. •Разработать перспективный план работы с детьми; •Органи...
Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева
Актуальность проблемы Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...
Тема: «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
План работы окружной площадки на 2013 - 2014 учебный год...
Аналитическая справка о ходе реализации инновационного проекта«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
Старший воспитатель Атяшева В.Д....
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...
Приобщение дошкольников к культуре русского народа через инновационную технологию " Педагогический музей кукол"
Детям будет интересно узнать как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие соблюдали события и традиции, чем украшали свой быт, как одевались, в какие игры играли их дети, какие...
Отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа с учетом регионального компонента»
Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков.Задачи:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения кру...