Инновационный опыт нравственно патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

 

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал».

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

                                                                           Поэт Симанов

 

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.

В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» №273-Ф3 в качестве принципа государственной политики в сфере образования закреплено воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст.3,п3).

Постановлением Правительства Российской Федерации №795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческ5их способностей на основе соответствующих дошкольнику возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренно сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя – это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка: эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот процесс жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Актуальность моих исследований в том, что знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

 

 

 

 

 

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через приобщение к родному наследию.

ДОО должны перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за пределы своей организации и стать открытой системой. Социальное окружение в образовании создает новые возможности для улучшения его качества, создания единого воспитательного, образовательного и культурного пространства.

В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка. И я также строю образовательный процесс в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Важно продумать, что можно показать в ближайшем окружении и о чём рассказать детям, выделив самое характерное для данного города и края. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитание базовой культуры личности ребёнка.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе, в частности знания о музеях города. Я вынуждена констатировать факт, что у детей отсутствуют представления краеведческого характера, они не могут объяснить, что такое музей, экспонат, с какими событиями связаны памятные места т.д. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Именно поэтому, цель моего опыта работы – воспитать любовь к большой и малой Родине, к своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре своего края

Объектом опыта является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет опыта-особенности взаимодействия с родителями в процессе развития представлений у детей дошкольного возраста о родном городе через ознакомление с историей и культурой малой Родины.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознание патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.

Цель опыта достигается посредством решения следующих задач:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского и мордовского фольклоров.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитать чувство гордости и любви к Родине, к родной республике, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

 

 

 

 

 

3. Теоретическая база опыта.

 

Обзор методической и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что корни данной проблемы уходят в советскую педагогику, где над этими вопросами работали в рамках интернационального, нравственно-патриотического и гражданского воспитания: В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Т. И. Богомолова, С. А. Козлова и другие.

В современной педагогике появились новые подходы к данной проблеме. Современные исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет единой последовательной системы работы с детьми, отражающей всю полноту данного вопроса.

В каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю.

По словам Н.Г. Пантелеевой, задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.

В настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.

Для изучения опыта рекомендую следующие пособия:

1.           Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

2.           Александрова ЕН.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград Учитель, 2017, 203 стр.г.

В пособии представлена система работы педагогического коллектива ДОУ по воспитанию патриотических чувств у малышей, включающая в себя планирование, основные концепции развития, проект взаимодействия ДОУ с воинским подразделением и др. Через разработки тематических мероприятий (театрализованные представления, игры, экскурсии, праздничные композиции) показана реализация системы патриотического воспитания в детском саду. Пособие предназначено администрации, воспитателям и музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования; вариативно может использоваться учителями начальных классов.

3.           Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников //М.:ЦГЛ, 2015, 205 стр.

В пособии представлена работа по воспитанию в детях дошкольного возраста чувства любви к родному городу и родной стране. Работа распределена в данном пособии понедельно с учетом дидактических целей и возраста детей. Книга предназначена для воспитателей детский садов.

4.           Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры // Программа СПб: АКЦИДЕНТ 1997. 300 стр.

Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает  в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетради для самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержание комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре. Издание адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

5.           С чего начинается родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кодрыкинская. М: Сфера, 2013, 192 стр.

В сборнике представлены материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы". Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура" и др. Книга адресована воспитателям и методистам детских садов.

6.           «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. М. ТЦ Сфера 2017 г., 67 стр.

В пособии представлены материалы по ознакомлению детей средней и старшей группы с родным краем: содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности, программы, конспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 

Система работы по патриотическому воспитанию включает следующие направления:

1.Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

2. Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.

3. Ознакомление с природой

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

 

5. Анализ результативности.

 

Итоговая диагностика по применению нравственно - патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре при работе с дошкольниками показала:

1.У детей повышается уровень сформированных патриотических чувств правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края;

2. У детей появляется интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края его культуре.

3.В детском саду выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

4. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках.

С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе.

В будущем планирую:

1. Создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию в группе.

2. Проведение тематических занятий по патриотическому воспитанию.

3. Проведение  бесед о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы.

4. Проводить подбор песен и стихов для разучивания на патриотические темы.

5. Организовывать просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры по патриотическому воспитанию.

6. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в данном процессе.

7.Осуществлять взаимодействие с социумом.

Планирую применять методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:

- метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций, эвристический (частично поисковый) метод;

- метод моделирования;

- социо - игровые технологии;

- игровой метод;

- метод практических действий;

- наглядный.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

 

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей своего города или поселка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом или поселком. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному посёлку, к республике, к своей стране.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого- педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально- нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

7.Адресные рекомендации по использованию опыта.

 

Теоретическая значимость педагогического опыта заключается в том, что разработанный в исследовании цикл занятий и методических рекомендаций по формированию всесторонне развитой личности дошкольника могут быть использованы в практической деятельности педагогов и специалистов для оптимизации процесса воспитания дошкольника.

Педагогический опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распоряжаться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.

Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.

Наиболее приемлемыми формами использования  опыта работы считаю:

 – информационный материал, содержащий необходимые исторические факты и события;

– консультации, педагогические советы, педагогические гостиные;

 – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– мастер-классы, мероприятия и организованная образовательная деятельность для педагогов района;

– сайт ДОУ.

 

 

 

 

Конспект занятия

По нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

«Большая и малая Родина»

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России и города Саранска. Развивать память, сообразительность, находчивость, познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.

Активизация словаря: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, герб, символ, президент, родная сторона.

Воспитывать у детей уважительное отношение к символике России, любовь к родной республике, к её природе.

Оборудование и материалы: Демонстрационный: карта России, видеоматериал «Достопримечательности нашего города», изображение герба и флага России и других городов, иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Саранска. Раздаточный: карточки-пазлы с изображением достопримечательностей г. Саранска.

Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родной республике, о родном городе, о городах Республики Мордовия, занятия по ознакомлению с государственной символикой, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире  родного края, заучивание стихов о Родине.

Ход занятия.

Воспитатель. Организационный момент.

Давайте с вами сделаем интеллектуальный массаж, чтобы вам хорошо думалось.

Воспитатель.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

- Такое место по-другому еще называют - «Родина».

Воспитатель:

- Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

- Да, наша Родина – Россия.

У каждой страны есть своя символика.

Посмотрите на доску и из предложенных вам флагов, покажите флаг нашей страны. (ребёнок показывает) А теперь выберите герб нашей страны.

- А как называется столица нашей Родины? (Москва). (показ иллюстраций).

-Чем отличается столица от других городов? (Тем, что там работают президент и правительство).

-Как зовут президента нашей страны? (В.В. Путин)

В России много городов, и у каждого из них есть свой герб. Рассматривая герб, можно узнать много интересного о городе. Есть гербы, которые расскажут нам о том, как родился город. О его традициях, исторических событиях. Другие покажут, как выглядит город, какая в нем природа. Герб может рассказать, чем занимаются люди, населяющие город. А есть такие гербы, которые подсказывают нам, само название города.

Есть в России город Орёл.

-Как вы думаете, что изображено на гербе этого города? (Птица орёл). Найдите этот герб.

А это герб города Тулы.

-Что изображено на нём? (оружие.)

Так, знакомясь с гербами городов России, можно узнать, чем славится родная страна, чем она богата.

Россия – самое большое государство мира. Давайте подойдём к карте и рассмотрим (показываю по карте, указкой очерчивая границы страны).

- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы

Страна наша богата лесами, равнинами, горами, реками.

Посмотрите как много рек! Какие они разные! У каждой своё название. Какие вы знаете из них назовите. (Дети называют)

Все это наша большая Родина и мы гордимся нашей страной.

- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина

  Воспитатель. Как называется наша малая Родина?

(Ответы детей.) Сейчас послушайте  Злату - она нам расскажет стихотворение о малой Родине.

Малая Родина – островок земли.

 Под окном смородина, вишни расцвели,

 Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

 Ласковая, малая Родина моя!

Воспитатель. Наша малая Родина-город Саранск, город, в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится  наш родной дом.

Ребята, давайте погуляем по городу.

Проводится физминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.

Мы по городу шагаем (идут по кругу) То, что видим, называем (образуют пары) светофоры и машины, (поворачивают голову вправо) ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево) скверы, улицы, мосты. (взмахивают сначала левой,  затем правой рукой).И деревья, и кусты! (поднимают руки вверх, опускают).Сели.

Воспитатель. Чем вам нравится наш город?

Дети. Он красивый, большой, в нём много достопримечательностей. Здесь есть парк им. Пушкина, где мы отдыхаем с родителями, недалеко от города есть лес, там растёт много ягод, грибов, водятся дикие животные.  Город стоит на двух речках: река Саранка и река  Инсар. А еще в Мордовии протекает крупная река, которая впадает в реку Оку. Это река Мокша. Ока в свою очередь впадает в реку Волгу.

Воспитатель. Река Волга особенно любима русским народом. «Красавица народная как море полноводная» - это о Волге. Люди ласково называют ее Волга-матушка (показать ее на карте). Многие реки и речушки России текут к Волге, несут ей свои воды. Это Кама, Ока… (показать на карте). Кому невидно мы с вами потом подойдём после занятия и рассмотрим поближе. Волга – мать русских рек. Как же родилась великая река Волга? Послушайте рассказ об этом. (Звучит аудиозапись журчания родника)

Случится в солнечный денёк

Ты в лес уйдёшь поглуше -

Присядь, попробуй на пенёк,

Не торопись. Послушай.

Шумит листва. Шуршит трава.

Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет явится. 

                                                           Я. Аким.

Бегут в тёмном подземном царстве ручьи. Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, начинает бить маленький фонтанчик – родник родился! Родничок совсем крохотный, такой, что его можно закрыть ладошкой. Извиваясь, бежит ручеёк куда-нибудь вниз, под уклон. Встречается с другими, крепнет. Набирается сил. Так постепенно становится ручеек рекой. Так родилась и наша река Волга. Куда несёт река свои воды? (показать на карте)  (в Каспийское море).

Воспитатель. Найдите среди этих гербов герб Саранска. (показ на доске) Показав герб, дети вместе с воспитателем рассказывают о том, что символизируют лиса, расположенная на гербе.)

Воспитатель: Мы очень любим наш город. Посмотрите, какой он красивый, и послушайте Гимн нашего города. (просмотр видеоматериала с изображением достопримечательностей города )

Теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазам.

Сделаем зарядку для глаз:

1.Сидя, спрятать руки за спиной. Повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади. (2 р.)

2. Сидя, «спрячь глаза» (зажмурится) «У кого глаза большие» (широко открыть глаза). (4-5 р.)

3. Стоя, правая рука перед собой в кулак. Двигать рукой влево-вправо, следить глазами за рукой.(4-5 р.)

4. Стоя, левая рука в кулак внизу, совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за кулаком. (4-5р.)

5. Стоя, руки вытянуты перед собой в «замок». Согнуть руки, поднести к носу, в и. п. следить за руками. (4-5 р.)

Давайте поиграем. У меня есть две фотографии достопримечательностей нашего города, но они в виде пазл, их нужно собрать, правильно назвать и рассказать о них. (Распределяю между детьми комплекты частей фотографий) составление детьми фотографий. Напоминаю, что не нужно спешить, а нужно сделать всё правильно и аккуратно.

Воспитатель. Молодцы все сделали правильно и аккуратно. Расскажите, что изображено на получившейся картинке? (дети рассказывают)

Итог. Вспомним, про что мы говорили сегодня?

В какой стране мы живём?

Кто главный в нашей стране?

В каком городе мы живём?

На каких реках стоит наш город?

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл инновационный опыт45.41 КБ

Предварительный просмотр:

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал».

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

                                                                           Поэт Симанов

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.

В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» №273-Ф3 в качестве принципа государственной политики в сфере образования закреплено воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст.3,п3).

Постановлением Правительства Российской Федерации №795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческ5их способностей на основе соответствующих дошкольнику возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренно сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя – это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка: эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот процесс жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Актуальность моих исследований в том, что знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через приобщение к родному наследию.

ДОО должны перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за пределы своей организации и стать открытой системой. Социальное окружение в образовании создает новые возможности для улучшения его качества, создания единого воспитательного, образовательного и культурного пространства.

В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка. И я также строю образовательный процесс в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Важно продумать, что можно показать в ближайшем окружении и о чём рассказать детям, выделив самое характерное для данного города и края. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитание базовой культуры личности ребёнка.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе, в частности знания о музеях города. Я вынуждена констатировать факт, что у детей отсутствуют представления краеведческого характера, они не могут объяснить, что такое музей, экспонат, с какими событиями связаны памятные места т.д. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Именно поэтому, цель моего опыта работы – воспитать любовь к большой и малой Родине, к своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре своего края

Объектом опыта является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет опыта-особенности взаимодействия с родителями в процессе развития представлений у детей дошкольного возраста о родном городе через ознакомление с историей и культурой малой Родины.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознание патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.

Цель опыта достигается посредством решения следующих задач:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского и мордовского фольклоров.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитать чувство гордости и любви к Родине, к родной республике, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

3. Теоретическая база опыта.

Обзор методической и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что корни данной проблемы уходят в советскую педагогику, где над этими вопросами работали в рамках интернационального, нравственно-патриотического и гражданского воспитания: В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Т. И. Богомолова, С. А. Козлова и другие.

В современной педагогике появились новые подходы к данной проблеме. Современные исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет единой последовательной системы работы с детьми, отражающей всю полноту данного вопроса.

В каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю.

По словам Н.Г. Пантелеевой, задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.

В настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.

Для изучения опыта рекомендую следующие пособия:

  1. Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

  1. Александрова ЕН.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград Учитель, 2017, 203 стр.г.

В пособии представлена система работы педагогического коллектива ДОУ по воспитанию патриотических чувств у малышей, включающая в себя планирование, основные концепции развития, проект взаимодействия ДОУ с воинским подразделением и др. Через разработки тематических мероприятий (театрализованные представления, игры, экскурсии, праздничные композиции) показана реализация системы патриотического воспитания в детском саду. Пособие предназначено администрации, воспитателям и музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования; вариативно может использоваться учителями начальных классов.

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников //М.:ЦГЛ, 2015, 205 стр.

В пособии представлена работа по воспитанию в детях дошкольного возраста чувства любви к родному городу и родной стране. Работа распределена в данном пособии понедельно с учетом дидактических целей и возраста детей. Книга предназначена для воспитателей детский садов.

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры // Программа СПб: АКЦИДЕНТ 1997. 300 стр.

Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает  в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетради для самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержание комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре. Издание адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

  1. С чего начинается родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кодрыкинская. М: Сфера, 2013, 192 стр.

В сборнике представлены материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы". Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура" и др. Книга адресована воспитателям и методистам детских садов.

  1. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. М. ТЦ Сфера 2017 г., 67 стр.

В пособии представлены материалы по ознакомлению детей средней и старшей группы с родным краем: содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности, программы, конспекты.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Система работы по патриотическому воспитанию включает следующие направления:

1.Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

2. Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.

3. Ознакомление с природой

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

5. Анализ результативности.

Итоговая диагностика по применению нравственно - патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре при работе с дошкольниками показала:

1.У детей повышается уровень сформированных патриотических чувств правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края;

2. У детей появляется интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края его культуре.

3.В детском саду выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

4. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках.

С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе.

В будущем планирую:

1. Создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию в группе.

2. Проведение тематических занятий по патриотическому воспитанию.

3. Проведение  бесед о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы.

4. Проводить подбор песен и стихов для разучивания на патриотические темы.

5. Организовывать просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры по патриотическому воспитанию.

6. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в данном процессе.

7.Осуществлять взаимодействие с социумом.

Планирую применять методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:

- метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций, эвристический (частично поисковый) метод;

- метод моделирования;

- социо - игровые технологии;

- игровой метод;

- метод практических действий;

- наглядный.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей своего города или поселка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом или поселком. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному посёлку, к республике, к своей стране.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого- педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально- нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи с родителями дошкольника происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ.

7.Адресные рекомендации по использованию опыта.

Теоретическая значимость педагогического опыта заключается в том, что разработанный в исследовании цикл занятий и методических рекомендаций по формированию всесторонне развитой личности дошкольника могут быть использованы в практической деятельности педагогов и специалистов для оптимизации процесса воспитания дошкольника.

Педагогический опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распоряжаться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.

Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.

Наиболее приемлемыми формами использования  опыта работы считаю:

 – информационный материал, содержащий необходимые исторические факты и события;

– консультации, педагогические советы, педагогические гостиные;

 – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– мастер-классы, мероприятия и организованная образовательная деятельность для педагогов района;

– сайт ДОУ.

Конспект занятия

По нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

«Большая и малая Родина»

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России и города Саранска. Развивать память, сообразительность, находчивость, познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.

Активизация словаря: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, герб, символ, президент, родная сторона.

Воспитывать у детей уважительное отношение к символике России, любовь к родной республике, к её природе.

Оборудование и материалы: Демонстрационный: карта России, видеоматериал «Достопримечательности нашего города», изображение герба и флага России и других городов, иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Саранска. Раздаточный: карточки-пазлы с изображением достопримечательностей г. Саранска.

Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родной республике, о родном городе, о городах Республики Мордовия, занятия по ознакомлению с государственной символикой, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире  родного края, заучивание стихов о Родине.

Ход занятия.

Воспитатель. Организационный момент.

Давайте с вами сделаем интеллектуальный массаж, чтобы вам хорошо думалось.

Воспитатель.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

- Такое место по-другому еще называют - «Родина».

Воспитатель:

- Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

- Да, наша Родина – Россия.

У каждой страны есть своя символика.

Посмотрите на доску и из предложенных вам флагов, покажите флаг нашей страны. (ребёнок показывает) А теперь выберите герб нашей страны.

- А как называется столица нашей Родины? (Москва). (показ иллюстраций).

-Чем отличается столица от других городов? (Тем, что там работают президент и правительство).

-Как зовут президента нашей страны? (В.В. Путин)

В России много городов, и у каждого из них есть свой герб. Рассматривая герб, можно узнать много интересного о городе. Есть гербы, которые расскажут нам о том, как родился город. О его традициях, исторических событиях. Другие покажут, как выглядит город, какая в нем природа. Герб может рассказать, чем занимаются люди, населяющие город. А есть такие гербы, которые подсказывают нам, само название города.

Есть в России город Орёл.

-Как вы думаете, что изображено на гербе этого города? (Птица орёл). Найдите этот герб.

А это герб города Тулы.

-Что изображено на нём? (оружие.)

Так, знакомясь с гербами городов России, можно узнать, чем славится родная страна, чем она богата.

Россия – самое большое государство мира. Давайте подойдём к карте и рассмотрим (показываю по карте, указкой очерчивая границы страны).

- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы

Страна наша богата лесами, равнинами, горами, реками.

Посмотрите как много рек! Какие они разные! У каждой своё название. Какие вы знаете из них назовите. (Дети называют)

Все это наша большая Родина и мы гордимся нашей страной.

- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина

  Воспитатель. Как называется наша малая Родина?

(Ответы детей.) Сейчас послушайте  Злату - она нам расскажет стихотворение о малой Родине.

Малая Родина – островок земли.

 Под окном смородина, вишни расцвели,

 Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

 Ласковая, малая Родина моя!

Воспитатель. Наша малая Родина-город Саранск, город, в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится  наш родной дом.

Ребята, давайте погуляем по городу.

Проводится физминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.

Мы по городу шагаем (идут по кругу) То, что видим, называем (образуют пары) светофоры и машины, (поворачивают голову вправо) ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево) скверы, улицы, мосты. (взмахивают сначала левой,  затем правой рукой).И деревья, и кусты! (поднимают руки вверх, опускают).Сели.

Воспитатель. Чем вам нравится наш город?

Дети. Он красивый, большой, в нём много достопримечательностей. Здесь есть парк им. Пушкина, где мы отдыхаем с родителями, недалеко от города есть лес, там растёт много ягод, грибов, водятся дикие животные.  Город стоит на двух речках: река Саранка и река  Инсар. А еще в Мордовии протекает крупная река, которая впадает в реку Оку. Это река Мокша. Ока в свою очередь впадает в реку Волгу.

Воспитатель. Река Волга особенно любима русским народом. «Красавица народная как море полноводная» - это о Волге. Люди ласково называют ее Волга-матушка (показать ее на карте). Многие реки и речушки России текут к Волге, несут ей свои воды. Это Кама, Ока… (показать на карте). Кому невидно мы с вами потом подойдём после занятия и рассмотрим поближе. Волга – мать русских рек. Как же родилась великая река Волга? Послушайте рассказ об этом. (Звучит аудиозапись журчания родника)

Случится в солнечный денёк

Ты в лес уйдёшь поглуше -

Присядь, попробуй на пенёк,

Не торопись. Послушай.

Шумит листва. Шуршит трава.

Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет явится. 

                                                           Я. Аким.

Бегут в тёмном подземном царстве ручьи. Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, начинает бить маленький фонтанчик – родник родился! Родничок совсем крохотный, такой, что его можно закрыть ладошкой. Извиваясь, бежит ручеёк куда-нибудь вниз, под уклон. Встречается с другими, крепнет. Набирается сил. Так постепенно становится ручеек рекой. Так родилась и наша река Волга. Куда несёт река свои воды? (показать на карте)  (в Каспийское море).

Воспитатель. Найдите среди этих гербов герб Саранска. (показ на доске) Показав герб, дети вместе с воспитателем рассказывают о том, что символизируют лиса, расположенная на гербе.)

Воспитатель: Мы очень любим наш город. Посмотрите, какой он красивый, и послушайте Гимн нашего города. (просмотр видеоматериала с изображением достопримечательностей города )

Теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазам.

Сделаем зарядку для глаз:

1.Сидя, спрятать руки за спиной. Повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади. (2 р.)

2. Сидя, «спрячь глаза» (зажмурится) «У кого глаза большие» (широко открыть глаза). (4-5 р.)

3. Стоя, правая рука перед собой в кулак. Двигать рукой влево-вправо, следить глазами за рукой.(4-5 р.)

4. Стоя, левая рука в кулак внизу, совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за кулаком. (4-5р.)

5. Стоя, руки вытянуты перед собой в «замок». Согнуть руки, поднести к носу, в и. п. следить за руками. (4-5 р.)

Давайте поиграем. У меня есть две фотографии достопримечательностей нашего города, но они в виде пазл, их нужно собрать, правильно назвать и рассказать о них. (Распределяю между детьми комплекты частей фотографий) составление детьми фотографий. Напоминаю, что не нужно спешить, а нужно сделать всё правильно и аккуратно.

Воспитатель. Молодцы все сделали правильно и аккуратно. Расскажите, что изображено на получившейся картинке? (дети рассказывают)

Итог. Вспомним, про что мы говорили сегодня?

В какой стране мы живём?

Кто главный в нашей стране?

В каком городе мы живём?

На каких реках стоит наш город?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

в материале представлена проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...

Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников.

   Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной п...

Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников....

Описание педагогической практики "Адвент- календарь, как инновационная форма патриотического воспитания дошкольников"

Адвент - календарь – это тематический календарь обратного отсчёта, в котором последний листок (окошечко, иллюминатор, карман) — день наступления праздника, или какого-то иного события, при...