ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ТРОСТИНОЙ И.Г. ПО ТЕМЕ "НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
материал на тему

Тростина Ирина Геннадьевна

опыт работы воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_vospitatelya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта воспитателя

МДОУ «Детский сад № 24»

Тростиной Ирины Геннадьевны

по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников  средствами национальной культуры»

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

    Инновационная педагогическая деятельность по теме  «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников  средствами национальной культуры» ведется Тростиной Ириной Геннадьевной с 2010г. Цель ее работы является формирование у дошкольников положительной мотивации к знакомству детей с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

О важности того, чтобы ребенок с раннего возраста приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, искусство, историю предков.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

      Основой работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:

  1. Учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности;
  2. Обеспечение эмоционально- психологического комфорта детей;
  3. Уважение к личности каждого ребенка;
  4. Принцип сочетания привычных и непривычных элементов в эстетически организованной среде;

     В  работе Ирины Геннадьевны  по нравственно - патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребёнка позволило значительно повысить его эффективность. Участие родителей в мероприятиях,  составлениях альбомов о родном городе, и Республике, народных праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать, любить свою Родину

- Теоретическая база опыта.

     Для решения поставленных задач Ирина Геннадьевна в своей работе использовала следующие методы исследования:

      Большую помощь в работе по воспитанию нравственно – патриотического воспитания у дошкольников мне оказывают такие издания как:

1.Образовательная программа МДОУ «Детский сад №24»

2.. Журнал «Дошкольного образования» .

4.Региональный модуль «Мы в Мордовии живем»

5. Хрестоматия к региональному модулю «Мы в Мордовии живем»

6. Пособие Познавательно - исследовательские занятия с детьми 5-7 лет «По экологической тропе»,С.В.Машкова,

7. Пособие «Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе», Л.Н.Волошина, Ю.М.Исаенко, Т.В.Курилова

8. Пособие «Игры на свежем воздухе», Е.Ковалева

9.Пособие «Театралезованные представления в детском саду» Е.А.Антипина

10.Алябьева Е.А.Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками

11. Пособие «Развивающие игры с пальчиками». Е.Черенкова

12 Пособие «Художественный труд в детском саду» Ю.А.Бревнова

13. Пособие «Познавательно - исследовательские занятия с детьми 5-7 лет «По экологической тропе» в ДОУ  С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева, Л.А.Егорова              

14. Пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», О.Н.Арсеневская.

15. Пособие « Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста» Т.Н.Ильюшина

      При проведении работы по нравственно-патриотическому воспитанию используются:

1.Книжный уголок, располагающий к неторопливому общению с книгой.

2. Произведения художественной литературы в театрализованной деятельности, что способствует более глубокому воздействию в духовном и патриотическом становлении личности ребёнка.

3. Все виды фольклора (сказки, потешки, загадки и др.), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

4. Проведение народных и календарных праздников, как средство углубления знаний художественного слова и нравственно – эмоционального восприятия.

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

    Реализация работы по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду осуществляется через систему мероприятий: занятия, праздники и развлечения, прогулки и экскурсии, нерегламентированная детская деятельность, режимные процессы.  Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детском саду. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

     Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценить целенаправленную работу с детьми, которая проводиться в д/саду, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.

    Главной целью опыта является: - формирование и развитие у дошкольников социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма

   Задачи:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; развитие интереса к национальным традициям, чувства гордости и ответственности за достижения страны; формирование образа героя, защитника своего отечества;

 - определение содержания, форм и методов образовательного процесса;

 - создание необходимой развивающей среды;

- создание единого образовательного пространства (детский сад – семья – социум).

      Методы и приемы используются разнообразные, но обязательно учитываются психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств и др.). Работа над темой учитывает, что воспитывать любовь к Родине, родному городу — значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Используются различные формы работы. Наиболее продуктивные — целевые прогулки, экскурсии, игра. Прекрасные возможности в патриотическом воспитании предоставляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором Мордовии. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, основным является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.) Народный праздник является именно такой большой, яркой и глубоко содержательной игрой.

Создан национально – региональный уголок, через него проводится ознакомление детей по нравственно – патриотическому воспитанию. В уголке помещается материал об истории города и республики, о Святынях России, Святынях земли мордовской, о народных традициях и обрядах, материал о людях прославивших мордовскую землю.

Библиотека - для формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе, общение ребёнка с произведениями искусства – книгой и иллюстрациями, с народными сказками.

       Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.

      Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порожденных социальной средой (жадность, трусость, добро, храбрость и т.п.), их моральная оценка.

     Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально – чувственное «наполнение» отдельных нравственно – патриотических понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустив их через своё сердце, сделать правильный моральный выбор.

- Анализ результативности.

      Сравнивая результаты деятельности на основании мониторинга образовательной деятельности детей, можно сказать, что проводимая работа в этом направлении свидетельствует о том, что в образовательной области «Социализация» произошли качественные изменения в уровне развития детей. Выполнение программы за 2011-2012 учебный год (старшая группа) составило 94 %, за 2012-2013 учебный год (подготовительная к школе группа) составило 100 %, 2013-2014 учебный год (вторая младшая группа) - 83%.

     Связь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, использование педагогического потенциала может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.

     Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

     Эта работа помогла Ирине Геннадьевне  наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог- ребёнок- семья.

     Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребенка, которая может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребенка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного воспитания

- Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому Ирина Геннадьевна решила должны подойти к этой проблеме вместе с родителями. И только общими усилиями можно добиться определенного результата.

В дальнейшем Тростина И.Г. ставит перед собой такие задачи:

•        Позитивно изменить отношение детей к старшему поколению семьи, пробудив у них интерес к бабушкам и дедушкам, их знаниям, их жизненному опыту;

•        Продолжать приобщать детей к культурно-историческим традициям (народным сказкам, отечественному героическому эпосу, достопримечательностям родного края);

•        Содействовать организации совместной  деятельности родителей и детей.

    Ирина Геннадьевна  искренне надеется, что представления, полученные в детском саду, станут основой для получения фундаментальных знаний о стране, обществе и формирования патриотизма, духовно - нравственных личностей с активной жизненной позицией, способных к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

- Адресные рекомендации по использованию опыта.

      Воспитатель Тростина И.Г. работает над данной проблемой в течении нескольких последних лет. Опыт работы педагога по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников  средствами национальной культуры» обобщен в дошкольном учреждении, на личном сайте педагога.

      Своим опытом Ирина Геннадьевна делится с коллегами на уровне дошкольного учреждения. Опыт Тростиной И.Г. известен на уровне города и республики.

В рамках инновационной деятельности Тростина Ирина  Геннадьевна

разработала проекты «Декоративно – прикладное искусство Мордвы», «Обогащение словаря детей посредством нравственно – патриотического воспитания дошкольников», «Путешествие по городу», мини- проекты. Опыт работы по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры» оценен по достоинству. Поволжский центр культур финно – угорских народов объявил благодарность.  

- Наглядное приложение:

     Инновационная деятельность педагога заключается в комплексном использовании традиционных и здоровьсберегающих технологий в работе с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

- оформлен национально – региональный уголок;

- уголок для театрализованной деятельности;

- уголок «В гостях у сказки»;

- дид.игры: «Угадай, где я нахожусь», «Что лишнее?», «Центральная улица города», «Найди отличия» и др.

- оформлены альбомы: «Мордовский костюм», «Наши знаменитые спортсмены», «Откуда хлеб пришёл»,  «Птицы Мордовии», «Моя семья».

       Ириной Геннадьевной разработаны проекты:

- проекта «Декоративно-прикладное искусство мордвы»

-  проекта «Неделя здоровья» (00 «Здоровье») (старший дошкольный возраст)

- Конспект образовательной деятельности «Лесная школа» кружок «Юный следопыт» (средний дошкольный возраст)

- Конспект образовательной деятельности «В гостях у Буратино» (00 «Познание» (ФЭМП) (средний дошкольный возраст)

- Слайдовая презентация опыта работы по социализации. Тема: «Обогащение словаря детей посредством нравственно – патриотического воспитания дошкольников»

- Картотека «Мордовских загадок», Картотека  мордовских подвижных игр, картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с родным краем.

      В группе, где работает Ирина Геннадьевна, прекрасная предметно – развивающая среда, со вкусом обустроенные центры детской деятельности, мини – музей. Педагогом изготовлен дидактический материал: тематические альбомы, атрибуты к играм и занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр,  тем самым очевидна те...

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Патриотизм зарождается в семье, а в детском саду мы только развиваем эти чувства!...

Проектная деятельность на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры.

Данный материал поможет сформировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому народного творчества, умение видеть историю вокруг себя, научит понимать , что  у людей и у вещей есть сво...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры

В статье рассмотрено понятие патриотизма и нравственно-патриотического воспитания в контексте дошкольной педагогики. Выявлен педагогический потенциал музея народного быта как образовательного простран...

Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее ...

Самообразование на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры"

Цель: формирование положительных чувств к стране, ее народу, своей национальной культуре, способствующих возникновению чувства любви к Родине.В ходе работы по теме самообразования преследуется цель ре...

План по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры».

Вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств, главная задача в развитии в детях чувства любви к своей малой Родине, а затем и к стране, воспитание личностей. Дошкольникам доступно чувст...