Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
статья
в материале представлена проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 746.46 КБ |
proektnaya_deyatelnost.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» А.С. Макаренко
«Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» Проект «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»
Инновационные технологии Технология информационного обучения Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология игрового обучения использование ИКТ
«Моя родословная» «Русь изначальная» «Во имя жизни» Информационно-практико - ориентированные проекты
Проект «Моя родословная» Цель: установление родственных связей и организация знакомства детей с историей своего рода, со своей родословной
Проект «Русь изначальная» Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, русского крестьянского быта.
Проект «Во имя жизни!» Цель: создание условий для формирования первоначальных представлений дошкольников об истории ВОВ, совершенствования связи между поколениями.
В результате: сформированы первоначальные представления дошкольников о родословной своей семьи, об истории русской народной культуры и истории Великой Отечественной войны созданы продукты детского творчества (альбомы, рисунки, поделки, макеты, коллажи) и методический комплект по данному направлению (картотека презентаций, дидактических игр; разработки мероприятий, коллекции и др.) Результат уровня развития нравственно-патриотческих качеств у дошкольников по авторской методике Кондрыкинской Л.А.
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
«Под вашим руководством растет будущий гражданин.
Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»
А.С. Макаренко
1. В данный момент лишний раз говорить о важности и значимости нравсвенно-патриотического воспитания дошкольников нет необходимости. Но оставлять данную проблему без внимания нельзя, т.к. на сегодняшний день бытует два противоположных взгляда и мнения: надо ли воспитывать любовь к родине? Родина обязана позаботиться о детях, должна осыпать благами, стать таковой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. И второе мнение: если мы не научим ребенка любить Родину, кому она будет нужна, кто будет радоваться ее успехам и болеть горестями?
СЛАЙД «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
проект «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»
2. Я, как педагог, придерживаюсь второго мнения, поэтому данное направление стало для меня приоритетным. В соответствии с этим мною организована систематическая и последовательная работа на основе авторской методики Кондрыкинской Любови Анатольевны «С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ - к.п.н.; доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования) и применения инновационных технологий по принципу комбинаторного подхода.
Информационно-коммуникативные технологии
3. СЛАЙД «Моя родословная», «Русь изначальная», «Во имя жизни!»,
Ведущей технологией в данном перечне является проектная деятельность, т.к. она не только открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей, но и в сочетании с другими инновациями развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества,
В содержании проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, праздники, экскурсии, игры. Представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, акциях, развлечениях.
4. СЛАЙД Проект «Моя родословная»
В проекте «Моя родословная» самым ценным было взаимодействие с семьями воспитанников. С целью достижения доступности, высокого уровня интереса детей к усвоению довольно сложного материала (по причине трудности восприятия детьми временного расстояния, недостаточности жизненного опыта), а также для формирования поискового поведения, развития любознательности мною была использована технология информационного обучения. Моя позиция, как педагога, при этом предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Знают ли дети не только ближайших родственников, но и то, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Педагогической задачей было: показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа способствует и правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Родители играли роль информатора-источника знаний для детей, показывали своим детям семейные альбомы, архивы, рассказали о составе родословной….. Моя роль заключалась в координации, обобщении знаний и получении продукта «Мое родословное древо». Ценность данного проекта заключалась еще и в том, что он был направлен на решение задач по этнокультурному воспитанию дошкольников (ОП ДОУ, ФГОС) - а именно многонациональный состав семьи.
5. СЛАЙД Проект «Русь изначальная»
Дети моей группы отличаются необычайной любознательностью. И порою меня, педагога с большим стажем работы, ставят в тупик. (Примеры) А после того, как дети познакомились со своей родословной (когда рассматривали фотографии своих предков) стали задавать вопросы: Как раньше одевались? А почему машин раньше не было? Какой была наша Россия раньше? Из этих «почемучек» мы совместно с детьми подошли к проблемной ситуации (чего мы не знаем и как, где это можно узнать?), которую необходимо было решить.
Все это способствовало разработке и реализации проекта «Русь изначальная», который базируется на технологии проблемного обучения.
Приведу несколько примеров использования данной технологии (материал не дается, а задается как предмет поиска):
Проблемный вопрос – поиск ответа на основе рассуждений, стимулирующих детей к дискуссии
- Рядом с печкой в русской избе находилась люлька с младенцем. Как вы думаете, почему? (чтобы малышу было тепло)
- Объясните происхождение названия старинных русских народных музыкальных инструментов: жалейка, рожок.
- Подумать и объяснить присутствие в оберегах образа солнца.
Проблемная задача: найти источник информации.
- Вы знаете, почему в древности носили рогатые кички? Из каких источников мы можем об этом узнать? (из энциклопедии)
- У кого можно узнать, где, как узнать?
Итог: проблемные вопросы и задачи - ценные приемы в технологии проблемного обучения, но проблемная ситуация вызывает у детей больший интерес и мотивирует их к решению поставленных задач
- У меня есть 2 кусочка ткани: серой и цветной. Такую ткань ткали на Руси. Как же наши предки получали цветные ткани? (рассуждения детей: цветные нитки, краски)
Но красок- то не было, а наряды были цветными, яркими? Каким образом получали красители?
- Аналогичные проблемные ситуации мы с детьми выстраивали по выбору строительного материала для русской избы, по разглаживанию ткани без утюга и др.
6. Проект «Во имя жизни!»
ВОВ никогда ни кого не оставляла равнодушным и даже по истечению стольких лет. В рамках ФГОС одной из задач является воспитание…….. Для ее решения и был разработан и реализован долгосрочный проект «Во имя жизни!».
Учащиеся вели наблюдения, выполняли практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводились дидактические и ролевые игры.
В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины, которые послужили материалом для создания стенда «Они защищали Родину». Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом о том, что они узнали из рассказов родных. Прикосновение к истории своей семьи вызвало у ребят сильные эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В настоящее время запущен в действие новый проект, посвященный 70- летию Победы. Одним из первых мероприятий стало совместное с Краеведческим музеем мероприятие «Cолдатский треугольник». Перед детьми встала задача: выяснить, каким образом во время войны наши бойцы общались с родными, как им удавалось решать проблему отсутствия в тех условиях самого элементарного – конвертов. При рассматривании иллюстраций о ВОВ, в беседе, выяснилось, что дети об этом событии хотят знать больше: « Кто напал на нашу Родину?», « Кто такие фашисты?», «Почему наш народ. Наша армия одержали победу?».
В результате:
- у старших дошкольников сформированы первоначальные представления об истории Великой Отечественной войны;
- дети приобрели навыки сотрудничества.
ВИДЕО
7. В результате проведенной работы, дети стали более любознательны, наблюдательны, обогатилась их речь. Беседы, экскурсии, занятия расширили и углубили знания дошкольников о родословной своей семьи, о…. Об этом можно судить по результатам проведенной диагностики по авторской методике Кондрыкинской Л.А.
Конечно, не следует ждать от детей “взрослых форм” проявления любви к Родине. Но если, в результате такой деятельности, ребенок приобрел знания об истории своей страны, если ему известны имена кого-то из тех, кто защищал нашу Родину, если он получил возможность узнать историю старших поколений своей семьи, а также проявляет интерес к приобретаемым знаниям, чувствует потребность учавствовать в делах на длаго семьи, сада, города, Родины, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.
В итоге, общий уровень следующий: 70% детей имеют прочные знания о
родном городе, стране, основных исторических событиях. 20% - допускают небольшие неточности. 1 ребенок слабо усвоил знания по теме.
Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за Россию, русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества....
Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств лич...
Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...
Опыт работы "Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, ...
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно...
Мастер – класс "Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании"
Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании»...
Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании».
Цель: повысить компетентность педагогов ДОО по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: 1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно - патриотическому восп...