"Слушание музыки как средство эстетического воспитания дошкольников"
статья на тему

Обобщение педагогического опыта для портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx730.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Слушание музыки как средство эстетического воспитания дошкольников»

Введение

Тему своей работы «Слушание музыки как средство эстетического воспитания дошкольников» выбрала не случайно. Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопровождает нас на протяжении всей жизни. Музыка способна вызвать эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию, может вдохновить человека и, наоборот, привести в состояние тоски или тихой грусти. Она обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.

Современные дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Отрицательное воздействие на эмоциональное и  нравственное развитие юного слушателя может оказывать «низкопробная» музыка с примитивным текстом и гармоническим языком. В «ореол» её попадают дети, в семьях которых отсутствует должная музыкальная культура, где чаще  звучит современная лёгкая музыка (попса).  Анализ проведённого анкетирования родителей в детсаду показал, что лишь небольшая категория семей посещает Филармонические концерты, концерты-лекции, программы музыкально-литературных гостиных. А в условиях развития научно-технического прогресса возрастает тенденция со стороны родителей беспокоиться, прежде всего, о получении детьми конкретных знаний (умение читать, писать, считать, конструировать), и музыкальное воспитание воспринимается как вторичная ценность.

Но не следует забывать о важности развития у детей способности чувствовать, неординарно мыслить, творить, чему способствует музыкальное воспитание ребёнка.

Обратившись к истории, мы увидим, что в семьях аристократов уделялось огромное значение эстетическому воспитанию детей. Светское образование наряду с овладением иностранными языками и разными науками, предполагало обучение игре на инструменте, формирование знаний о композиторах и художниках, направлениях в живописи.

Об огромной роли творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует поразительный факт – значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уже потом, через столетия и тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Итак, можно сделать вывод, что музыкально-эстетическое развитие детей не менее важно, чем гуманитарное и техническое. Занятия музыкой развивают у дошкольников воображение, творческое мышление, память, делают ребёнка восприимчивым к получению любых других знаний.

Система музыкального воспитания является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на становление гармоничной личности и развитие творческой индивидуальности ребёнка. Безусловно, она должна чутко реагировать на изменения, происходящие в обществе, искать новые методы и подходы в решении целей и задач музыкально-эстетического развития дошкольников, воспитания «интереса к музыке».

Известный российский психолог С.Л.Рубинштейн писал, что интерес является как предпосылкой, так и результатом обучения. Музыкальный интерес представляет собой «осознанную потребность», такое отношение человека к музыкальной культуре, которое становится чертой личности, превращаясь в ценность для него.G:\АТТЕСТАЦИЯ\IMG_2258.JPG

Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Н.А. Метлова, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой и других.

 Интерес к музыке у дошкольников рассматривается как процесс формирования основы музыкальной культуры и  отражает субъективное отношение ребёнка к музыке,  направляя его  художественную деятельность на «присвоение» значимых для него ценностей искусства. Видные педагоги, музыканты и психологи неоднократно указывали на то, что формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего,  на развитие интереса к ней. По словам П.Ф. Каптерева: «Интерес есть стремление к определённой деятельности. …он динамичен, активен, отсутствие деятельности и интерес – это полное противоречие». Интерес – обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкой своих воспитательных, познавательных и иных функций. G:\АТТЕСТАЦИЯ\IMG-a7ce9a4b7ca99caed20697b636711be1-V.jpg

В исследовании Т.Д. Сусловой определены показатели развития музыкального интереса. К ним относятся эмоциональная отзывчивость на музыку, обобщенный характер музыкальных знаний и умений, наличие отношения к музыкальному произведению, проявление себя в креативной деятельности, развитие творческого мышления. Так исследования специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость серьёзного подхода к проблеме воспитания интереса к музыке.

В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

  • Формировать музыкальный вкус, приобщая детей к произведениям русской и зарубежной классики, детской современной и народной музыки;
  • Учить определять характер и выразительные средства музыки, музыкальные жанры (песня, танец, марш)
  • Вызывать желание к передаче музыкальных образов посредством движения;
  • Расширять музыкальный кругозор детей, пополняя словарь музыкальных терминов;
  • Создавать предметно-развивающую среду для формирования музыкальных способностей детей.

Палитра музыки чрезвычайно богата. Всё, что вмещает в себя художественное слово, находит отражение в музыкальном звуке. Ему подвластно изображение человеческих мыслей, поступков, переживаний, отражение красоты и многообразия природы. В эстетическом воспитании дошкольников музыка, как «искусство чувств», играет очень важную роль. Она помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.  Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений и  музыки, дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе формируются художественные интересы, склонности, развивается эстетический вкус.G:\АТТЕСТАЦИЯ\5.JPG

Поэтому музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом.    

Начиная с утренней зарядки, музыка создаёт радостное, бодрое настроение у детей, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня может сопровождать детей при выходе на прогулку, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения. G:\АТТЕСТАЦИЯ\1 (2).JPG

 Так эстетическое воспитание дошкольников направлено на развитие способностей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к различным видам художественной деятельности. Это становится возможным при условии развития у детей общей музыкальности,   в том числе через слушание музыки. Слушание является и самостоятельным видом деятельности, и составной частью любого вида музицирования: пения, музыкально-ритмического движения, игры на инструментах, игры-драматизации.

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.D:\Снежа\фото\работа\IMG_4447.JPG

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Как для овладения речью, малышу необходима речевая среда, так для воспитания музыкального чувства ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, понимание интонаций.

 http://dsad167.ru/upload/news/orig_c8e5d751c3f98da11a8560e24247ec60.jpg

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются на музыкальных занятиях в детском саду. Общение с музыкой, репродукциями картин великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создаёт благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л.Выготского, «умных2 эмоций. Дети вовлекаются в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса и любви к музыке,

Содержание

Введение

  1. Значение и методы музыкально-эстетического воспитания дошкольников.
  1. Музыка как средство всестороннего развития личности ребёнка
  2. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
  3. Роль слушания музыки в развитии детей.
  1. Практическая часть

2.1.    Методы и приёмы работы по слушанию музыки.

2.2    Формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации слушания музыки.

2.3     Репертуар

Заключение

Список литературы

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство эстетического воспитания

Статья рассказывает о том,как классическая музыка содействует эстетическому воспитанию детей....

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.

1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...

Музыка- средство эстетического воспитания дошкольников.

о главном предназначении музыкального искусства на развитие детской души, их эмойионального благополучия. знакомство в детском саду с классической музыкой....

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника

В работе рассказывается о важном значении восприятия музыки для всестороннего развития дошкольников....