Интегрированный подход в реализации содержания образовательных областей "Музыка" и "Художественное творчество"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Использование  современных педагогических технологий в процессе интеграции музыкальной и художественно-творческой деятельности дошкольников. Нетрадиционный подход к творческому взаимодействию с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_guseva_tolmacheva.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Интегрированный подход в реализации содержания образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»

              Выбор данной темы для нас был не случаен. Давно хотелось что-то изменить в своей работе, в отношениях с детьми, а может и в мировоззрении. Как сделать каждое занятие с ребенком праздником? Как ненавязчиво рассказать детям о самом главном – о том, как прекрасен этот мир, как интересно можно жить в нем? Как воспитать, развить в ребенке основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

В связи с введением ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования актуальным для нас стало переосмысление  содержания и форм работы с детьми. Опираясь на собственный многолетний педагогический опыт, мы поняли, что наиболее соответствующей этим требованиям является интегрированная форма образовательной деятельности, которая позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

          Реализуя художественно-эстетическое направление программы ДОУ, мы поставили перед собой  Цель: использование  современных педагогических технологий в процессе интеграции музыкальной и художественно-творческой деятельности дошкольников.

Сформулировали следующие

Задачи: 1. Способствовать формированию у дошкольников целостной картины мира.

              2. Обогащать эмоциональный опыт детей: воздействовать на чувства

              каждого ребенка, побуждать к самовыражению.

              3. Развивать творческие способности дошкольников,  эмоциональную отзывчивость, любознательность, активность.

              4. Формировать коммуникативные навыки.

           Нетрадиционный подход к творческому взаимодействию с детьми мы нашли в педагогических технологиях народного художника России  академика РАО Б.М. Неменского и кандидата искусствоведения Т.Э. Тютюнниковой. Т.Э.  разработала цикл тематических интегрированных занятий, каждое из которых – увлекательный маленький спектакль, создающий особую волшебную атмосферу, тема которого близка и понятна детям. Так удается преодолеть главную проблему обучения – схоластичность, оторванность знаний детей от их реального опыта. Но занятия Т.Э. не предполагали изобразительной деятельности детей, поэтому мы добавили в них методические разработки Неменского, которые он излагает в программе «Изобразительное искусство и художественный труд». Темы выбранных занятий были схожи: «Белый урок» и «В чем красота зимы?», «Ночной урок» и «Фонари на улице города». Кроме того Б.М. рекомендовал использование на этих занятиях нетрадиционных техник рисования?, которые вызывают интерес и восторг у детей.

          Объединив модели Тютюнниковой,  методику Неменского, добавив свои идеи, мы разработали следующие тематические проекты для детей разных возрастных групп: «Солнечный урок» (млад.гр.), «Бумажный карнавал» (сред.гр), «Букашки-таракашки» и «Жизнь первобытных людей» (старш.гр.), «Белый урок», «Ночной урок» и «Зеленый урок» (подготов.гр.)

          Для реализации этих проектов  очень важна предварительная работа, т.к. именно она создает основу чувственного опыта и знаний детей. Важным условием развития ребенка выступает среда, поэтому большое внимание мы уделяем оформлению того пространства, в котором будет развиваться действие. Как пишет Т.Э.Тютюнникова: «Надо сделать так, чтобы вам самим было интересно в том пространстве, в которое вы приведете детей. Оно должно завораживать, волновать, будить фантазию».  

          Например, в «Белом уроке» мы постарались задрапировать все белой тканью, создав из различных предметов сугробы. Дети принесли белые игрушки, сделали из белой бумаги игрушки-оригами, пришли в белых одеждах. На потолке расположились белые непрозрачные шары. А на окнах появились первые морозные узоры, т.к. это занятие мы традиционно проводим  в первый день зимы – 1 декабря.

          В «Ночном уроке» главенствует Темнота. Обычные предметы и вещи в темноте обретают фантастические очертания. В зале расставили крупные растения, строительные модули, причудливые пирамиды из стульев, задрапированных тканью. С помощью ламп нашли интересное освещение, которое создает загадочные тени.

         При украшении зала на «Зеленый урок» мы использовали зеленую ткань разных оттенков, с помощью которой сделали драпировки на столиках и диванах. В оформлении использовали живые и искусственные цветы, рисунки детей, зеленые шары.

           Работая над проектами, мы убедились в том, что процесс интеграции в ДОУ становится успешным и продуктивным только при условии слаженной работы всего педагогического коллектива. Она осуществляется как в режимных моментах, так и самостоятельной деятельности детей. Например, при подготовке  «Ночного урока» мы взаимодействовали с педагогом-психологом с целью выявления детей, испытывающих страх темноты и дальнейшего формирования группы для занятия; с инструктором по физической культуре - в реализации проекта «Жизнь первобытных людей»;

с учителем-логопедом - при разучивании поэтического материала. Воспитатели совместно с детьми и родителями заранее готовили атрибуты и костюмы для реализации проектов.  На занятиях по конструированию, аппликации и ручному труду дети  изготавливали бабочек и другие поделки для оформления праздника.

Каждый проект включает в себя несколько блоков:

  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Музыкальная деятельность.
  • Художественно-творческая деятельность.
  1. Блок «Ознакомление с окружающим миром».

Цель: расширение знаний и представлений детей по определенной теме.

Знания создают основу чувственного опыта детей, которые затем претворяются в художественные образы, преломляются в необычные ассоциации. Большая роль в реализации этого блока отводится воспитателям. Они проводят с детьми наблюдения за природными явлениями, организуют тематические беседы, исследуют свойства предметов, создают игровые ситуации.

            Например: в проекте «Букашки - таракашки» воспитатели с детьми читали книги, беседовали о жизни насекомых, наблюдали за ними в живой природе. На первом ознакомительном этапе проекта «Бумажный карнавал» воспитатель организовал с детьми беседу «Откуда появилась бумага?», вместе собирали коллекцию разных видов бумаги, проводили исследования её физических свойств.

  1. Блок «Музыкальная деятельность».

Цель: развитие музыкальности детей через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования.

Используемые методы и приемы:

  • Импровизация (разнообразие заданий, использование атрибутов).
  • Проблемно – поисковый метод (примеры создания проблемных ситуаций).
  • Метод перевоплощения (демонстрация фотоматериалов).

  1. Блок « Художественно-творческая деятельность»

Цель: развитие творческого воображения и фантазии детей, создание индивидуального художественного образа на основе чувственного опыта.

Использование нетрадиционных техник рисования (монотипия, граттаж, рисование воском и акварелью, печатание пальчиками и ладошками) помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами намного труднее. А главное, они дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

           Не всегда данная структура проекта сохраняется. Иногда художественно-творческая деятельность опережает музыкальную, так как детские работы нужны для  оформления зала. Например, в проекте «Жизнь первобытных людей»  детскими работами была украшена пещера, а детали костюмов использовались в ритуальных танцах. В этом проекте добавился еще один блок  – «Физическая культура». Структура  проекта выглядит так.

Результат.

          В процессе реализации проектов мы убедились в том, что интеграция содержания различных образовательных областей дает эффект во всестороннем развитии ребенка, выраженный в формировании его собственной целостной картины мира, пропущенной через внутренний эмоциональный опыт. Совершенствуются коммуникативные навыки, пополняется словарный запас дошкольника. Дети проявляют любознательность, активны во всех видах творческой деятельности.

          Об этом свидетельствуют результаты диагностики интегративных качеств.

Результатом тематических проектов являются:

- продукты художественно-творческой деятельности (рисунки, поделки, авторские детские танцевальные этюды, импровизация на детских музыкальных и шумовых инструментах и т.д.);

- использование детьми освоенного художественно-эстетического опыта в самостоятельной деятельности;

- эмоционально окрашенная речевая деятельность;

- проявление индивидуальности;

- формирование коммуникативных навыков.

              И на каждом таком творческом, нестандартном занятии дети преображаются, начинают видеть музыку и танцевать стихи.

          Закончить свое выступление мы хотим словами Т.Э.Тютюнниковой:

«Радость жизни есть суть детского восприятия мира. Это «вещество», из которого для ребенка состоит сама жизнь! Можно радостно и весело учить детей труднейшим вещам, считая при этом количество «выработанной» в процессе обучения радости главным педагогическим продуктом. На одном грамме этого волшебного «топлива» можно слетать с детьми к звездам и обратно».  

     

Список литературы.

1.Тютюнникова Т.Н. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками: учебно–методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.

2. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

3. Тютюнникова Т.Э. ДОНОТКИНО. Часть 1. Часть 2. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Тютюнникова Т.Э. Потешные уроки. учебно - методическое пособие. М. 2004.

5. Тютюнникова Т.Э. Нескучные уроки. учебно - методическое пособие. М. 2004.

6. Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005.

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. Часть II. Издательство: Скрипторий,  2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ.

консультация  педагогов ДОУ для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процесс...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учрежде...

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в  условиях введения ФГТ...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...

Дидактическая игра, как средство осуществления интегративного подхода к реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».

На своем опыте работы раскрываю данную тему, как дидактическая игра реализуется в области познания...