ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ на 2016-2021 учебный год на тему «Использование развивающих и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений ».
методическая разработка на тему
В данном материале опубликован план воспитателя детского сада по самообразованию на 5 лет. На тему: «Использование развивающих и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_nigmatullina_a.n.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 123 комбинированного вида»
Авиастроительного района города Казани
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
на 2016-2021 учебный год
воспитателя
Нигматуллиной Альбины Наилевны
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
воспитателя
Нигматуллиной Альбины Наилевны
Тема: «Использование развивающих и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений ».
Актуальность выбранной темы.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Учитывая это, формирование ФЭМП у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения в ходе НОД, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, во время дежурств, в играх (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых). При этом задача педагога состоит в том, чтобы воспитанники понимали, что математические знания, которые они приобрели в ходе НОД, нужны им в повседневной жизни, чтобы они научились ими пользоваться. Это способствует дальнейшему развитию интереса дошкольников к математике и расширению полученных знаний.
На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди них является как раз навык логического мышления, способность действовать в уме. Ребенку, не овладевшему приемами логики, учеба будет даваться труднее – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую и игровую среду. Чем полнее и разнообразнее представляемый ему материал для исследовательской деятельности, занятий математикой, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала в группе позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
Цель:
- Изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
- Обобщить педагогический опыт работы по теме «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Задачи:
1. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
2.Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии спсихологическими особенностями детей подготовительной группы.
3.Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
4.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
5.Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Направления саморазвития:
- Изучение нормативно – правовых документов.
- Изучение методической литературы.
- Знакомство с передовым педагогическим опытом.
- Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
- Разработка перспективного плана работы с детьми по теме.
- Оформление собственных методических разработок .
- Работа с родителями.
- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
- Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).
- Анализ и оценка результатов своей деятельности.
- Аттестация.
Предполагаемый результат:
- Обобщение опыта работы по теме самообразования;
- Оформление собственных методических разработок;
- Повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
Форма отчета по проделанной работе:
- Участие в педсоветах, семинарах, конкурсах, в работе МО,
Дата начала работы над темой – 2016 год.
Предполагаемая дата окончания работы – 2021 год
Год | Тема | Этап | Содержание работы | Результат/форма отчетности |
2016-2017 | Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность | 1 |
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
1.И. А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Для занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 48 с. 2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989. 3. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Лада, Москва, 2007 г. 4. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.
| 1.Посещение РМО по Формированию ФМП у дошкольников. 2. Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» 3.Выступление на РМО в детском саду №123 Образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе «Живая математика» |
2017-2018 | Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность | 2 |
Математика в децком саду. Сценарии занятий с детьми 3 -4 лет. – 2-е изд.Б испр. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80 с. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2 Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 . Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Лада, Москва, 2007 г. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.
| 1.Составление консультаций для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»; «Первые шаги в математике» 2.Выступление на РМО в детском саду №407 Презентация опыта по теме «ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста» |
2018-2019 | Использование занимательного игрового материала в формировании ФЭМП у дошкольиков | 3 |
Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с. Е. В. Сербина «Математика для малышей»/ Издательство: Москва Просвещение, 1992
| 1.Выступление на РМО в детском саду №353 2.Формирование ФЭМП через игровую деятельность. 3.Диплом за отличную подготовку участников к Всероссийской олимпиаде «Умка» 4. Заполнение личной страницы на сайте http://maam.ru. |
2019-2020 | Формирование ФЭМП по средствам дидактических игр | 4 |
Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.
| 1.Оформление выставки для родителей «Формирование математических представлений через дидактические игры»; 2.Проведение открытого занятия по кружку «Занимательная математика» для детей старшей группы 3. Показ на родительском собрании презентации «Развитии математических способностей у дошкольников с использование дидактических игр» 4. Пополнение личной страницы на сайте http://maam.ru. |
2020-2021 | Формирование ФЭМП по средствам дидактических игр | 5 | 1.Изучение методической литературы: Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006. 2. Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала по ФЭМП 3.Оформление собственных методических разработок 4.Подгатовка открытого занятия по ФЭМП по средствам дидактических игр Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм. | 1.Разработка перспективного плана работы кружка «Занимательная математика» для детей подготовительной группы. 2. Консультации для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет». 3.Консультации для педагогов «Формирование ФЭМП по средствам дидактических игр» 4. Проведение открытого занятия по ФЭМП по средствам дидактических игр для педагогов внутри ДОУ |
Список литературы:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
.
4. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.
5. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Лада, Москва, 2007 г.
6. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.
Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3 -4 лет. – 2-е изд.Б испр. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80 с.
7.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2
8. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .
9. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Лада, Москва, 2007 г.
10. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.
11.Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.
12. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.
13. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.
14. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г
15. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006.
16.Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.
17.Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (подготовительная группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в подготовительной группе....
Опыт работы по теме "Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР"
В данном материале прдставлен опыт работы при формировании элементарных математических представлений с детьми с ОНР, с использованием занимательных игр и развивающих технологий....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня 2016-2017 учебный год
Индивидуальный план повышения профессионального уровня 2016-2017 уч год...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ &la...
Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...
Мастер –класс«Использование развивающей игры «Прозрачный квадрат» в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Ознакомление участников с развивающей игрой для формирования математических представлений....