Презентация "Теоретические основы игровой деятельности дошкольника"
презентация
В презентации отражены взгляды отечественный психологов и педагогов на природу детской игры, представлены теоретические положения Д.Б. Эльконана о сюжетно-ролевой игре как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста. Представлена структурная характеристика игровой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_igry_doshkolnikov.ppt | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
социальная ситуация развития дошкольника включает в себя Противоречие , которое Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, и основная его потребность — жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Сотрудничество ребенка и взрослого в этот характеризуется познавательным общением (возраст почемучек). Возникает личностная (Лисина М.И., Запорожец А.В.) форма общения, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым своего поведения, поступков и действий окружающих с точки зрения нравственных норм. В личностном общении ребенок встает в позицию ученика, отказываясь от партнерства.
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.
Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.
Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия
Для воображаемых («мнимых») ситуаций характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия взрослых. С предметами- заместителя можно производить те же действия, что и с реальным предметом.
Психологическая сущность игры состоит в том, что в ней ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Противоречие игровой деятельности состоит в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии.
В процессе ролевой игры ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в человеческие отношения и направлено на других людей, и оценивается ими как значимое или незначимое. Ребенок обнаруживает при этом, что сами отношения имеют иерархическую систему соподчинения, управления и исполнения.
Попеременно выполняя в воображаемых ситуациях различные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребенок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе. Эти переживания обобщаются (Л. С. Выготский), возникают аффективные обобщения и у ребенка появляется даже своеобразная «логика чувств».
Д. Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: 1) развитие мотивационно- потребностной сферы; 2) преодоление познавательного «эгоцентризма»; З) развитие идеального плана; 4) развитие произвольности действий.
Структура сюжетно-ролевой игры 1.Мотив 2.Тема 3.Сюжет 4.Содержание 5.Игровые и реальные действия, отношения 6.Правила игры 7.Роли 8.Результат игры
этапы развития игры Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. Она связана с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»).
2. Ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий
3. Игра с правилами детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала (к игре охотно привлекаются реальные предметы и вещи, одежда взрослых), к соблюдению правил в игре
В игре дошкольники: учатся полноценному общению друг с другом , несмотря на присущий им эгоцентризм (договариваются, распределяют роли); произвольно управляют своим поведением посредством подчинения правилам; претерпевают изменения мотивационно-потребностной сферы;
развивают творческое воображение, произвольную память, преодолевают познавательный эгоцентризм (следование своему представлению о вещах); меняют свою позицию, учатся вставать на место другого, учитывают требования роли, координируют разные точки зрения; обогащают запас знаний об окружающем мире, пополняют словарный запас, совершенствуют средства выразительности; развивается знако-символическая функция сознания как возможность замещения предмета знаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Психолого-педагогические основы игровой деятельности
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Современные вызовы психологии и педагогики»...
Годовое планирование работы с детьми по гендерному воспитанию в подготовительной группе на основе игровой деятельности .
Цель: продолжать формировать знания детей о близких...
Теоретические основы формирования музыкально- театрализованной игровой деятельности дошкольника.
Формирование эстетического интереса у дошкольников в процессе музыкально- театрализованной игровой деятельности...
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломная работа...
Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников
Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников1.1Общие представления об игровой деятельностиРазвитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечестве...