Презентация "Теоретические основы игровой деятельности дошкольника"
презентация

Липина Ирина Анатольевна

В презентации отражены взгляды отечественный психологов и педагогов на природу детской игры, представлены теоретические положения Д.Б. Эльконана о сюжетно-ролевой игре как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста. Представлена структурная характеристика игровой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon teoreticheskie_osnovy_igry_doshkolnikov.ppt93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические основы игры как ведущего вида деятельности дошкольника

Слайд 2

социальная ситуация развития дошкольника включает в себя Противоречие , которое Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, и основная его потребность — жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка.

Слайд 3

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Сотрудничество ребенка и взрослого в этот характеризуется познавательным общением (возраст почемучек). Возникает личностная (Лисина М.И., Запорожец А.В.) форма общения, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым своего поведения, поступков и действий окружающих с точки зрения нравственных норм. В личностном общении ребенок встает в позицию ученика, отказываясь от партнерства.

Слайд 4

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

Слайд 5

Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Слайд 6

Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия

Слайд 7

Для воображаемых («мнимых») ситуаций характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия взрослых. С предметами- заместителя можно производить те же действия, что и с реальным предметом.

Слайд 8

Психологическая сущность игры состоит в том, что в ней ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Противоречие игровой деятельности состоит в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии.

Слайд 9

В процессе ролевой игры ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в человеческие отношения и направлено на других людей, и оценивается ими как значимое или незначимое. Ребенок обнаруживает при этом, что сами отношения имеют иерархическую систему соподчинения, управления и исполнения.

Слайд 10

Попеременно выполняя в воображаемых ситуациях различные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребенок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе. Эти переживания обобщаются (Л. С. Выготский), возникают аффективные обобщения и у ребенка появляется даже своеобразная «логика чувств».

Слайд 11

Д. Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: 1) развитие мотивационно- потребностной сферы; 2) преодоление познавательного «эгоцентризма»; З) развитие идеального плана; 4) развитие произвольности действий.

Слайд 12

Структура сюжетно-ролевой игры 1.Мотив 2.Тема 3.Сюжет 4.Содержание 5.Игровые и реальные действия, отношения 6.Правила игры 7.Роли 8.Результат игры

Слайд 13

этапы развития игры Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер. Она связана с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»).

Слайд 14

2. Ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий

Слайд 15

3. Игра с правилами детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала (к игре охотно привлекаются реальные предметы и вещи, одежда взрослых), к соблюдению правил в игре

Слайд 16

В игре дошкольники: учатся полноценному общению друг с другом , несмотря на присущий им эгоцентризм (договариваются, распределяют роли); произвольно управляют своим поведением посредством подчинения правилам; претерпевают изменения мотивационно-потребностной сферы;

Слайд 17

развивают творческое воображение, произвольную память, преодолевают познавательный эгоцентризм (следование своему представлению о вещах); меняют свою позицию, учатся вставать на место другого, учитывают требования роли, координируют разные точки зрения; обогащают запас знаний об окружающем мире, пополняют словарный запас, совершенствуют средства выразительности; развивается знако-символическая функция сознания как возможность замещения предмета знаком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы игровой деятельности

Выступление на  Всероссийской научно-практической конференции «Современные вызовы психологии и педагогики»...

Теоретические основы формирования музыкально- театрализованной игровой деятельности дошкольника.

Формирование эстетического интереса у дошкольников в процессе музыкально- театрализованной игровой деятельности...

Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников

Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников1.1Общие представления об игровой деятельностиРазвитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечестве...