Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
консультация
Основой образовательного процесса является планирование.
План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель- логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_planirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Современные требования в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Основой образовательного процесса является планирование.
План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель- логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
- объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
- выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно- образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
План воспитательно-образовательной работы является основным и обязательным педагогическим документом для воспитателей и должен соответствовать следующим основным нормативно-правовым документам:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства народного образования РСФСР от 20 сентября 1988 г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно - тематическом принципе.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по
«событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
- Выбирается тема,;
- Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
- Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
- Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно- эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?
Методическое сопровождение
Для успешной системы планирования должны быть обеспечены следующие психолого- педагогические условия:
- уважение педагогами человеческого достоинства воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Понятие и содержание методической работы в ДОУ
Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.
Методической работе отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.
И.В. Никишина определяет методическую работу как «целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального опыта».
Анализ понятий, представленных в научных источниках, позволяет под методической работой понимать «целостную систему взаимосвязанных мер, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду».
Уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.
Любое образовательное учреждение проходит следующие этапы: становление, функционирование, развитие. На первом этапе усилия методической службы направлены на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.
В дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случае его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения.
Переход же коллектива в инновационный режим (обновление содержания обучения или реализация новых педагогических технологий) предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей перевод дошкольного учреждения из режима функционирования в режим развития.
Такое понимание методической работы предъявляет особые требования к определению ее задач, содержания и субъектов на каждом этапе развития образовательного учреждения.
В общем виде задачи методической работы сформулированы следующим образом:
- содействие повышению уровня педагогических знаний;
- содействие повышению уровня педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники;
- содействие повышению уровня психологической осведомленности и готовности педагога;
- содействие изучению и использованию в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания;
- содействие изучению и использованию на практике современных методик воспитания;
- содействие изучению и использованию на практике современных способов диагностирования детской успешности;
- содействие поддержке педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, пособий;
- содействие формированию устойчивых профессиональных ценностей и взглядов;
- содействие привитию вкуса, интереса и умения заниматься творческой деятельностью;
- содействие созданию условий и привитию интереса к самообразованию;
- содействие внедрению в практику работы педагогов основ научной организации труда.
В качестве общих задач методической работы в системе дошкольного образования выделяют следующие: управление образовательным процессом (основная), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.
Содержание методической работы определяется теми функциями, выполнение которых направлено на развитие профессиональной компетентности и профессионально важных качеств педагогических кадров, повышение качества работы учреждения. Среди них выделяют 3 группы функций:
I группа – функции, направленные на педагога и развитие его личностных качеств:
- обогащение знаний каждого педагога (теоретических и практических);
- развитие ценностных ориентаций педагогов;
- развитие мотивов творческой деятельности воспитателя;
- развитие устойчивых нравственных качеств педагогов;
- развитие современного стиля педагогического мышления;
- развитие педагогической техники и педагогического мастерства;
- развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции (занятия по психологической разгрузке).
II группа – функции, направленные на коллектив, развитие его творческого потенциала:
- выработка единого педагогического кредо, общих ценностных ориентаций и традиций;
- организация диагностики детей и педагогов;
- экспертная оценка авторских программ, планов, пособий, созданных в коллективе;
- выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта;
- приобщение коллектива к научно-исследовательской работе;
- стимулирование творчества и инициативы (материальное и моральное);
- анализ конкретных результатов учебно-воспитательного процесса.
III группа – функции, направленные на обновление образовательного процесса и на развитие сотрудничества ДОУ с другими образовательными системами:
- помощь в осмыслении требований социального заказа, нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ;
- внедрение достижений передового и новаторского опыта;
- внедрение научных достижений психологии и педагогики;
- распространение за рамки ДОУ опыта работы, созданного внутри коллектива.
Источниками содержания методической работы являются:
- государственные и правительственные документы;
- новые усовершенствованные образовательные программы, учебные пособия, которые способствуют обновлению педагогического процесса;
- достижения системы дошкольного образования;
- новые результаты психолого-педагогических исследований;
- инструктивно-методические документы;
- информация о передовом, новаторском и массовом опыте;
- данные анализа учебно-воспитательного процесса;
- данные об уровне развития детей;
- данные об уровне развития компетентности педагогов.
Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система.
Комплекс источников содержания методической работы в ДОУ:
- правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке дошкольного учреждения, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;
- новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;
- достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в дошкольном учреждении, повышающие ее научный уровень;
- инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы в дошкольном учреждении, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями;
- информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на дальнейшее преодоление имеющихся недостатков;
- данные конкретного анализа состояния учебно-воспитательного процесса в конкретном ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.
Основы управления методической работой
Управление в современном дошкольном учреждении – это целеустремленная деятельность, направленная на обеспечение стабилизации, оптимального функционирования и развития ДОУ.
Проникновение теории управления в дошкольное образование, субъектов и объектов управления ДОУ, выделение направлений деятельности руководителя с точки зрения объектов (управление персоналом, кадрами, управление материально-технической базой и др.) привели к некоторой терминологической неясности в связи с применением традиционных и новых терминов.
Новые подходы к управлению методической работой связаны с требованиями, предлагаемыми педагогам новыми технологиями, с выработкой у них нового педагогического мышления.
Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, методиста ДОУ, специалистов различных областей знаний. Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления.
Уровни организации методической работы:
- репродуктивный – сообщение знаний педагогам без изучения последствий проводимой работы;
- частично-поисковый – методическая работа активизируется за счет активных методов и форм работы со специалистами, но не носит системный характер, поэтому не может дать заметных результатов;
- творческий – система работы, в содержание которой включена инновационная, экспериментальная деятельность, методическая работа направлена на создание и апробацию новых технологий и управление этим процессом;
- исследовательский – исследование проблем и внедрение результатов исследований в работу.
Виды и формы планирования
В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.
Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:
- перспективно-календарное планирование;
- осуществление преемственности между ДОУ и школой;
- связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.
К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.
Принципы планирования:
- комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
- построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
- реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.
Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОУ, дошкольной группы.
Алгоритм планирования и отслеживания результатов
Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.
Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.).
Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.
Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.
При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:
- первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
- второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
- третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);
- четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".
Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно- развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).
Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.
Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:
- выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);
- отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
- выделение события недели, основной формы организации детско- взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, раз- вивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
- отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
- практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
- продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;
- фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.
Эффективность комплексно-тематического планирования
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного о...
Перспективное комплексно – тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе в соответствии с ФГОС
Физическое развитие интеграция с другими образовательными областями...
комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в средней группе ДОУ в соответствии с ФГОС
комплексно-тематическое планирование...
Современная модель планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Модель планирования...
итоговая работа НОД "Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС"
разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста "Дружная семейка" по речевому развитию...
«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Технология организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
quot;Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин...