Опыт работы План методического пособия "Музыкальные произведения об Урале для дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Материал пособия состоит из нескольких частей. Каждая часть определена нотой. Она является символом - расшифровкой раздела и определяет содержание данного материала.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №20 «Дельфин» Южноуральского городского округа
Педагогический опыт
Методическое пособие «Музыкальные произведения об Урале для дошкольников»
Автор методической разработки
Музыкальный руководитель
Гущина Людмила Егоровна
2018 учебный год
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную
оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Д. С. Лихачев
Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе.
Уральские колыбельные песни, хороводные игры, помогают, дошкольникам войти в мир народной культуры. Сделать её своим достоянием. Осознать свою принадлежность к традициям. Понимать значение нравственных основ семьи, семейные обычаи.
Связь человека с живой и не живой природой, которая отражена в музыкальных произведениях формирует, физические, нравственны, качества, речь, смекалку, терпение, находчивость.
Музыкальные произведения учат детей понимать "доброе" и "злое", проявлять заботу к близким людям.
Материал пособия состоит из нескольких частей. Каждая часть определена нотой. Она является символом - расшифровкой раздела и определяет содержание данного материала.
Нота «До» - дом.
Нота «Ре» - река.
Нота «Ми» - мир.
Нота «Фа» - фамилии.
Нота «Соль» - соль земли.
Нота «Ля» - пляска
Нота «Си» - сила.
План
1.Блок
Формы работы: совместная деятельность с семьей (размещение информации в уголке для родителей)
Цели и задачи: сообщить элементарные сведения о роли колыбельной песни в развитии детей, и их влияние на ребенка.
Нота «До» - дом.
С самого раннего возраста ребёнок знакомится с устным народным творчеством, это колыбельные песни, пестушки, прибаутки, в которых посредством прекрасных и доступных образов мать рассказывает ребёнку о том, что в родном доме его ждёт тепло и любовь, что мир может быть добрым и злым.
Колыбельная песня – это особый диалог между матерью и ребёнком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души. Любви и нежности.
Баюкала мать дитя и напевала ему простые ласковые слова. Понравившуюся песню повторяла дочь, добавляя слова меняя мелодию. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье. От поколения к поколению.
Назначение колыбельных песен – убаюкать, усыпить ребёнка.
2.Блок
Формы работы: НОД - художественно – эстетическое развитие (музыка), ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, во время прогулки (в теплое время)
Цели и задачи: способствовать формированию понятий на основе регионально - краеведческого принципа. Конкретизировать знания детей о родной природе.
Нота «Ре» - река
Люди Урала в древности селились возле воды, по берегам рек и озёр, часто там, где выходили месторождения железа и разных руд.
Помимо самих Уральских гор, таящих в себе множество самых разных полезных ископаемых и минералов, из природных достопримечательностей можно отметить наличие уникальных чистых озер, рек, пещер и водопадов
Ни один регион России не может сравниться с Уралом по количеству озер! На его территории более трех тысяч водоемов. Поэтому и называют Южный Урал «Страной озер». Природа в музыке одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.
3.Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми.
Праздники, развлечения музыка в повседневной жизни, театрализованная деятельность
Цели и задачи: Знакомить детей с историей народа с его укладом жизни и народной мудростью.
Через фольклорные праздники и обрядовые песни
Нота «ми» - мир
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Праздничные традиции русских Южного Урала носили сезонный характер, связанный с сельским хозяйством. В каждый праздник вкладывался символический смысл: весной - праздники связывались с началом полевых работ, осенью- с заботой об урожае. Зимние праздники открывали Святки. На Святки пели песни, проводили игры, обходили дома, устраивали посиделки, гадания.
4Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми (групповая и подгрупповая.
Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций.
Цели и задачи: формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно - творческой деятельности
Нота «фа» - фамилии
Композиторы Южного Урала - это сравнительно небольшая группа творчески одаренных людей, профессией которых является создание художественных произведений в области музыкального искусства. Живут они в разных городах: Челябинск, Магнитогорск, Озерск - и представляют разные композиторские школы.
Кроме того, в Челябинске и области успешно работает большая группа талантливых исполнителей, которые нередко выступают и как авторы музыки. Прежде всего, они пишут для своего инструмента, природу которого досконально знают и которым в совершенстве владеют, но вместе с тем обращаются и к другим жанрам.
5Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми (музыкально - игровые композиции, игры).
В режимных моментах: во время прогулки в теплое время, в сюжетно-ролевых играх, на праздниках и развлечениях.
Цели и задачи: воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов Южного Урала, уважение к традициям и обычаям.
Нота «соль»
Соль земли – это те, кто придаёт жизни вкус и смысл. Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
Каждый народ Южного Урала в жизни надеялся на лучшее, радостное, хорошее, но человек может сам делать добро, совершать хорошие поступки. Эта народная традиция доброго отношения к людям, радостного восприятия жизни нашла отражение не только в словесном и игровом, но и музыкальном фольклоре русских, башкир, татар и других народов Южного Урала. Использование народных игр, хороводов способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.
6.Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми : праздники, развлечения, музыка в повседневной жизни.
Цели и задачи: расширять представление детей о народных праздниках. Знакомить с народными песнями, плясками, играми.
Нота «ля» - пляска
На Урале распространенными были хороводы – игры и хороводы – шествия. Хоровод народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды. Но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многом из них. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские пляски олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы: «Ах вы сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня». « У меня ль во садочке» и др.
3адорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок.
Широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающем.
7.Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми: праздники, развлечения, исполнительская деятельность, концерты.
Цели и задачи: Знакомить детей с укладом жизни уральских казаков, расширять представления об уральском казачестве, самобытности, культуре и традициях данного народа и родного края.
Нота «си» - сила
Казачество - песни казаков это не только идеальное выражение казачьей души, а истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства.
С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни, песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни.
Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в его песнях удаль и веселье. Каждый казак знал более тысяч песен.
Предполагаемые результаты
Для воспитанников:
- будут сформированы представления о народных культурных традициях
народов Урала;
-появление интереса к разучиванию малого фольклорного жанра, народных песен, хороводов, народных игр.
Для родителей:
- повышение музыкальной культуры;
- мотивация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.
Для педагогов:
- инновационные изменения в содержании и организации воспитательно - образовательного процесса;
- повышение уровня компетентности педагогов в приобщении к народным традициям.
Литература:
- Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста
На идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал»
Магнитогорск 2004г.
- Валихметова Т.А. Глинкин А.В.
Народные песни Южного Урала Челябинск, 2003г.
- Лазарев А.И. Уральские посиделки Челябинск. 1977г
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №20 «Дельфин» Южноуральского городского округа
Педагогический опыт
Методическое пособие «Музыкальные произведения об Урале для дошкольников»
Автор методической разработки
Музыкальный руководитель
Гущина Людмила Егоровна
2018 учебный год
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную
оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Д. С. Лихачев
Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе.
Уральские колыбельные песни, хороводные игры, помогают, дошкольникам войти в мир народной культуры. Сделать её своим достоянием. Осознать свою принадлежность к традициям. Понимать значение нравственных основ семьи, семейные обычаи.
Связь человека с живой и не живой природой, которая отражена в музыкальных произведениях формирует, физические, нравственны, качества, речь, смекалку, терпение, находчивость.
Музыкальные произведения учат детей понимать "доброе" и "злое", проявлять заботу к близким людям.
Материал пособия состоит из нескольких частей. Каждая часть определена нотой. Она является символом - расшифровкой раздела и определяет содержание данного материала.
Нота «До» - дом.
Нота «Ре» - река.
Нота «Ми» - мир.
Нота «Фа» - фамилии.
Нота «Соль» - соль земли.
Нота «Ля» - пляска
Нота «Си» - сила.
План
1.Блок
Формы работы: совместная деятельность с семьей (размещение информации в уголке для родителей)
Цели и задачи: сообщить элементарные сведения о роли колыбельной песни в развитии детей, и их влияние на ребенка.
Нота «До» - дом.
С самого раннего возраста ребёнок знакомится с устным народным творчеством, это колыбельные песни, пестушки, прибаутки, в которых посредством прекрасных и доступных образов мать рассказывает ребёнку о том, что в родном доме его ждёт тепло и любовь, что мир может быть добрым и злым.
Колыбельная песня – это особый диалог между матерью и ребёнком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души. Любви и нежности.
Баюкала мать дитя и напевала ему простые ласковые слова. Понравившуюся песню повторяла дочь, добавляя слова меняя мелодию. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье. От поколения к поколению.
Назначение колыбельных песен – убаюкать, усыпить ребёнка.
2.Блок
Формы работы: НОД - художественно – эстетическое развитие (музыка), ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность, во время прогулки (в теплое время)
Цели и задачи: способствовать формированию понятий на основе регионально - краеведческого принципа. Конкретизировать знания детей о родной природе.
Нота «Ре» - река
Люди Урала в древности селились возле воды, по берегам рек и озёр, часто там, где выходили месторождения железа и разных руд.
Помимо самих Уральских гор, таящих в себе множество самых разных полезных ископаемых и минералов, из природных достопримечательностей можно отметить наличие уникальных чистых озер, рек, пещер и водопадов
Ни один регион России не может сравниться с Уралом по количеству озер! На его территории более трех тысяч водоемов. Поэтому и называют Южный Урал «Страной озер». Природа в музыке одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.
3.Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми.
Праздники, развлечения музыка в повседневной жизни, театрализованная деятельность
Цели и задачи: Знакомить детей с историей народа с его укладом жизни и народной мудростью.
Через фольклорные праздники и обрядовые песни
Нота «ми» - мир
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Праздничные традиции русских Южного Урала носили сезонный характер, связанный с сельским хозяйством. В каждый праздник вкладывался символический смысл: весной - праздники связывались с началом полевых работ, осенью- с заботой об урожае. Зимние праздники открывали Святки. На Святки пели песни, проводили игры, обходили дома, устраивали посиделки, гадания.
4Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми (групповая и подгрупповая.
Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций.
Цели и задачи: формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно - творческой деятельности
Нота «фа» - фамилии
Композиторы Южного Урала - это сравнительно небольшая группа творчески одаренных людей, профессией которых является создание художественных произведений в области музыкального искусства. Живут они в разных городах: Челябинск, Магнитогорск, Озерск - и представляют разные композиторские школы.
Кроме того, в Челябинске и области успешно работает большая группа талантливых исполнителей, которые нередко выступают и как авторы музыки. Прежде всего, они пишут для своего инструмента, природу которого досконально знают и которым в совершенстве владеют, но вместе с тем обращаются и к другим жанрам.
5Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми (музыкально - игровые композиции, игры).
В режимных моментах: во время прогулки в теплое время, в сюжетно-ролевых играх, на праздниках и развлечениях.
Цели и задачи: воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов Южного Урала, уважение к традициям и обычаям.
Нота «соль»
Соль земли – это те, кто придаёт жизни вкус и смысл. Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
Каждый народ Южного Урала в жизни надеялся на лучшее, радостное, хорошее, но человек может сам делать добро, совершать хорошие поступки. Эта народная традиция доброго отношения к людям, радостного восприятия жизни нашла отражение не только в словесном и игровом, но и музыкальном фольклоре русских, башкир, татар и других народов Южного Урала. Использование народных игр, хороводов способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.
6.Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми : праздники, развлечения, музыка в повседневной жизни.
Цели и задачи: расширять представление детей о народных праздниках. Знакомить с народными песнями, плясками, играми.
Нота «ля» - пляска
На Урале распространенными были хороводы – игры и хороводы – шествия. Хоровод народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды. Но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многом из них. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские пляски олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы: «Ах вы сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня». « У меня ль во садочке» и др.
3адорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок.
Широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающем.
7.Блок
Формы работы: совместная деятельность педагога с детьми: праздники, развлечения, исполнительская деятельность, концерты.
Цели и задачи: Знакомить детей с укладом жизни уральских казаков, расширять представления об уральском казачестве, самобытности, культуре и традициях данного народа и родного края.
Нота «си» - сила
Казачество - песни казаков это не только идеальное выражение казачьей души, а истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства.
С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни, песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни.
Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в его песнях удаль и веселье. Каждый казак знал более тысяч песен.
Предполагаемые результаты
Для воспитанников:
- будут сформированы представления о народных культурных традициях
народов Урала;
-появление интереса к разучиванию малого фольклорного жанра, народных песен, хороводов, народных игр.
Для родителей:
- повышение музыкальной культуры;
- мотивация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.
Для педагогов:
- инновационные изменения в содержании и организации воспитательно - образовательного процесса;
- повышение уровня компетентности педагогов в приобщении к народным традициям.
Литература:
- Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста
На идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал»
Магнитогорск 2004г.
- Валихметова Т.А. Глинкин А.В.
Народные песни Южного Урала Челябинск, 2003г.
- Лазарев А.И. Уральские посиделки Челябинск. 1977г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно -методическая разработка на тему "Обучение старших дошкольников пересказыванию литературных произведений"
В материале представлен анализ проблем по обучению старших дошкольников пересказыванию литературных произведений и дан практический материал для работы воспитателям по данному направлению...
Методическая разработка «Произведения для чтения детям младшей группы по программе «Рассказы солнечного края».
Сборник рекомендуемой литературы для чтения в детском саду и дома для детей четвёртого года жизни, который составлен в соответствии с Программой по приобщению дошкольников к национальной детской литер...
Опыт использования методического пособия "Волшебные обводилки" (авторы Зегебарт Г. М., Ильичева О. С.) в коррекционной и развивающей работе с дошкольниками
В пособии оригинальные рисунки сочетаются с упражнениями "Гимнастика для мозга". Вариативность использования материалов позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребёнку....
Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...
Опыт работы кружка «Приключения пчелки» (для детей 4 лет) представленный на I Международной конференции по технологическому образованию в ДОУ организованная Национальным методическим советом технологического образования и Союзом «Дошкольники России»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Выступление на окружной конференции...
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников – приоритетное направление воспитательной работы в ДОУ» (опыт работы методического сопровождения старшего воспитателя)
Представлена серия мероприятий старшего воспитателя по закреплению у педагогов понятий «рабочая программа воспитания», «педагогическая этика», «гражданско-патриотич...