ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал по основам финансовой грамотности
Выступление на окружной конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu_po_finasovoy_gramotnosti.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. (2 слайд).
Идея внедрить в образовательный процесс экономическое воспитание возникла в апреле 2017 году после участия Учреждения в Международном практическом семинаре «Современные аспекты финансово-экономической грамотности в дошкольном образовании», г.Москва. (3 слайд).
В сентябре 2018 года была издана примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанная Банком России и Министерством образования и науки Российской Федерации. (4 слайд).
На основании приказа руководителя в октябре 2018 года была поставлена задача: с 1 сентября 2019 года ввести в основную образовательную программу дошкольного образования элементы примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет», разработанной Банком России, за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. (5 слайд)
Проектной группой было разработано комплексно-тематическое планирование и подготовлены рекомендации для педагогов по созданию предметно-пространственной развивающей среды. Также были проведены ряд семинаров, круглых столов, консультаций по ознакомлению педагогов и родителей с программой. Вся информация по реализации программы была размещена на официальном сайте дошкольного учреждения. (6-7 слайд)
Проведенное анкетирование педагогов и родителей на данном этапе показал, 76% родителей и педагогов считают себя недостаточно финансово грамотными и нуждаются в повышении квалификации по данному направлению. 93% отметили значимость внедрения в образовательный процесс элементов программы по финансовой грамотности. И нами сделан вывод, что данное направление актуально и выбранный нами путь верен. За полтора года реализации программы 5 педагогов прошил курсы повышения квалификации, в феврале 2020 года руководитель Учреждения Ольга Борисовна и 1 педагог стали участниками 1 Регионального форума «Финансовая грамотность для всех», который проходил в Сургутском государственном университете. (8 слайд).
В рамках Учреждения проводились: консультация-обзор «Финансовая грамотность - залог успеха»; семинар «Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста»; педагогический совет «Современные подходы к повышению финансовой грамотности среди участников образовательного процесса». Проведена педагогическая платформа, в рамках которой были просмотрены открытые показы непрерывной образовательной деятельности и проведён капустник «Театральная миниатюра «Основы финансовой грамотности». (10 слайд и 11 слайд).
Работа по реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников» представляет собой единую систему мероприятий, которые имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Содержание включает в себя три модуля.
1 модуль «Воспитанники» направлен на:
-организацию в дошкольном учреждении мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
-создание условий погружения воспитанников в мир экономики средствами программы. (12 слайд)
Содержание данного модуля заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей через применение следующих технологий методов и приёмов:
-технология проектной деятельности. Данная технология позволяет детям не только самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, но и осваивать новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Педагогами учреждения совместно с детьми и родителями были реализованы несколько проектов. Темы проектов представлены на слайдах. (слайд 13)
-ситуативные задачи – то есть обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Их можно разделить на ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, практические ситуации по интересам детей и др. Ситуативные задачи включаются в основном педагогами в утреннем и вечернем круге; (слайд 14)
-игровая технология. Почему игровая? Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Это дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, игры с использованием макетов, квест-игры, игры с использованием лепбуков, игры с использованием интерактивного комплекса «Алма», в которых дети закрепляют полученные знания; (Слайды с 15 по 22)
-технология «Ситуация месяца». Ситуация проживается ребенком в течение месяца, по завершению которого происходит какое то мероприятие праздник, развлечение, драматизация. На слайдах можно увидеть фото с драматизации «Как ёжик потерял свою копилку» и развлечение «Ярмарка»;(Слайд 23)
-мастерская, как форма организации продуктивной деятельности, в рамках которой дошкольники готовят рисунки, лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги или клеят; (Слайд 24)
-викторины и конкурсы как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. На слайде представлены темы викторин которые были проведены педагогами учреждения «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда»; (Слайд 25)
-театрализованные мини-постановки успешно используются для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. (Слайд 26)
Первый модуль «Воспитанники» состоит их четырех блоков и рассчитан на два года обучения.
1 блок «Труд и продукт труда (товар)»; 2 блок «Деньги и цена (стоимость)»; 3 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»; 4 блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту». (Слайд 27)
В данных блоках активно используются тематические беседы, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
2 модуль программы «Партнерство» направлен на эффективное партнерство с родителями (законными представителями), социальными партнерами Учреждения. (Слайд 28). В рамках второго модуля был проведен семинар «Основы финансовой грамотности», консультации, презентация слоганов с призывом важности быть финансово грамотным в современном мире. (Слайд 29 -33).
Ежегодно в октябре месяце в дошкольном учреждении проводится неделя финансовой грамотности, в рамках которой все участники образовательного процесса объединяются и погружаются в мир финансов, а также систематизируют, углубляют и обобщают свои знания.
3 модуль программы «Средства обеспечения достоверности результатов реализации программы».
Целью данного модуля является анализ эффективности реализации программы.
Анализ осуществляется через мониторинг усвоения экономических знаний дошкольниками на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, и анкетирование родителей. (Слайд 34)
Предметно пространственная развивающая среда. Именно игровая экономическая среда предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для активного сотрудничества родителей к развитию интереса к экономическому воспитанию и побуждению личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. В дошкольном учреждении создана соответствующая креативная атмосфера для организации экономического воспитания дошкольников.
Во всех возрастных группах, являющихся опорными площадками, используются вариативные модели развивающей среды, позволяющие сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной, театральной и другими видами деятельности, а значит, обогащать и развивать познавательную деятельность, наполнять ее реальным смыслом и содержанием. Развивающая среда включает в себя наличие уголков «Мир экономики», мини-музей «Истрия денег», имеются банкоматы и макеты, сделанные совместно с родителями. Хочется отметить, что вся развивающая среда создана с участием родителей, что способствует сближению взрослого и ребёнка, а также родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. (Слайды от 35-41)
За полтора года реализации программы создан сборник методических разработок, куда вошли сценарии образовательных событий и занятий педагогов Учреждения. Составлены методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности"
В статье опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности, который представлен единой системой разработанных модулей, игр, методических материал...
Эссе. Мой опыт проведения занятий по финансовой грамотности для дошкольников
Формирование финансовой грамотности делает дошкольника ближе к реальной жизни, формирует экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности....
Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...
Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности
laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»(для дошкольников)...
Материалы конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021» Номинация 4 «Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного образования» Финансовая грамотность для дошкольников.
Материалы конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021»Номинация 4«Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного о...