«Воспитание патриотических чувств у дошкольников – приоритетное направление воспитательной работы в ДОУ» (опыт работы методического сопровождения старшего воспитателя)
статья

Балашова Ольга Алексеевна

Представлена серия мероприятий старшего воспитателя по закреплению у педагогов  понятий «рабочая программа воспитания», «педагогическая этика», «гражданско-патриотическое воспитание» и «духовно-нравственное воспитание»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников –

приоритетное направление воспитательной работы в ДОУ»

(опыт работы методического сопровождения старшего воспитателя)

Целью новой Федеральной программы дошкольного образования, которая утверждена приказом Министерства просвещения от 25.11.2022 г. № 1028, является разностороннее развитие ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Таким образом, основополагающим является воспитание гражданина своей Родины, то есть патриотическое направление. Поэтому свое методическое сопровождение профессионального совершенствования педагогов дошкольного учреждения должно быть направлено в первую очередь на повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу создания условий, организации и проведения воспитательных мероприятий  согласно календарному плану рабочей программы воспитания  с целью формирования патриотических чувств и представлений о Родине у детей согласно возрасту, закрепление понятий «рабочая программа воспитания», «педагогическая этика», «гражданско-патриотическое воспитание» и «духовно-нравственное воспитание». Для ее решения я, как старший воспитатель, с января по апрель 2023 года провела следующие методические мероприятия:

  1. Теоретический семинар по теме: «Рабочая программа воспитания: содержание работы по гражданско-патриотическому направлению воспитания и духовно-нравственному направлению  воспитания»;
  2. Посещение заседания городского ресурсного центра по теме «Оснащение развивающей предметно-пространственной среды групп по патриотическому воспитанию: авторские пособия»;
  3. Смотр – конкурс «Лучшее оснащение  РППС  по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ»;
  4. Педагогический совет то теме: «Гражданско-патриотическое  и духовно-нравственное воспитание дошкольников – как приоритетные направления  воспитания дошкольника. Реализация парциальной программы «Мы - россияне, мы — нижегородцы» для старшего дошкольного возраста как региональный компонент рабочей программы воспитания ДОУ на 2022-2023 учебный год».

На семинаре я раздать воспитателям для совместного обсуждения  выдержки из «Рабочей программы воспитания»: базовые понятия, задачи по направлениям, в том числе  гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного воспитания, планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры в виде портрета ребенка, воспитывающая среда в ДОУ, культура поведения воспитателя, календарный план работы по возрастным группам. Организовала деловой разговор для закрепления теоретического материала.

На заседании ресурсного центра воспитатели рассмотрели, познакомились с выставкой разнообразных игровых и дидактических  пособий по теме. Воспитатели из других ДОУ города рассказали о своих авторских наработках, а также проиграли с ними с присутствующими воспитателями. Была дана очень полезная информация: «Откуда брать содержание дидактических и игровых пособий? (названия, цели, игровой материал)», «Где находится разнообразный  материал? (уголки группы), «Типы игр и пособий - разрезные картинки, разные виды лото,  парные картинки, домино, ходилки, игровые макеты и поля, лэпбуки».

Для проведения  смотра - конкурса «Лучшее  оснащение РППС по патриотическому воспитанию  среди групп ДОУ» я разработала  его положение. Вот оно.

  1. Цель и задачи смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится с целью повышения профессиональной компетентности воспитателей  по вопросу создания  условий по воспитанию патриотических чувств  у воспитанников  в соответствии с возрастом.

  1. Задачи смотра-конкурса:

- выявить лучший педагогический опыт по созданию разнообразных дидактических пособий  в  группах  раннего и дошкольного возраста  для формирования представлений о Родине, ее достижениях, традициях, культуре;

- поощрить лучших воспитателей ДОУ по использованию современных тенденций проектирования и оснащения уголков различным дидактическим материалом, а также творческого подхода к реализации замыслов.

2. Порядок проведения смотра- конкурса

 2.1  В  смотре - конкурсе принимают  участие все группы ДОУ

 2.2  Смотр - конкурс проводится  с 15.03.23  по 07.04.23 г.

 2.3  Сроки работы жюри с  05.04.23  по 07.04. 23 г.

3. Подведение итогов смотра-конкурса

3.1  Определение победителей смотра-конкурса происходит на основе результатов оценки жюри по следующим  критериям:

3.1.1. наличие дидактического материала в уголке  развивающих игр  в младших   группах

3.1.2. уголок  патриотического  воспитания  в группах среднего и  старшего д/в

3.1.3. наличие дидактического материала в уголке  изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста и в дошкольных группах  

3.1.4. наличие дидактического материала в уголке  природы во всех группах

3.1.5. наличие дидактического материала в уголке  речевого развития (книжный)  во всех группах

3.1.6. наличие дидактического материала в музыкальном уголке во всех группах

3.1.7. соответствие  содержания возрастной  группе согласно направлениям по программе «От рождения до школы» ОО «Социально-коммуникативное» , разделы «Ребенок в семье и сообществе», «Формирование позитивных установок к труду и творчеству», ОО  «Познавательное развитие» , разделы «Ознакомление с предметным миром»,  «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природы», ОО «Речевое развитие, раздел «Приобщение к художественной литературе», ОО «Художественно-эстетическое развитие», разделы «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность: народное-декоративно прикладное искусство». «Музыкальная деятельность».

3.1.8 .эстетичность  оформления  пособий

3.2.  Оценка конкурсных критериев: 2 балла - есть критерий в полном объеме, 1 балл- критерий  присутствует частично, 0 баллов – нет критерия.

3.3.   Победители награждаются грамотами за 1, 2 и 3 место в специальных номинациях.

3.4.  Подведение итогов смотра-конкурса и награждение победителей проводится на тематическом педагогическом совете в апреле 2023 года.

Педагогический совет по теме «Гражданско-патриотическое  и духовно-нравственное воспитание дошкольников – как приоритетные направления  воспитания дошкольника. Реализация парциальной программы «Мы - россияне, мы — нижегородцы» для старшего дошкольного возраста как региональный компонент рабочей программы воспитания ДОУ на 2022-2023 учебный год»  проводился со следующей  целью: провести системный анализ педагогической деятельности по реализации рабочей программы воспитания (направления – гражданско - патриотическое  и духовно-нравственное воспитание). Он имел следующую повестку дня:

1. Итоги тематической проверки  «Организация и проведение  мероприятий патриотического и духовно-нравственного  содержания»  (ст. воспитатель,  презентация).

2. Подведение итогов смотра – конкурса  «Лучшее  оснащение РППС по патриотическому воспитанию  среди групп ДОУ». Общая тематическая  выставки  пособий по теме. Экскурсия по индивидуальной  выставке пособий по пяти уголкам в старшей группе воспитателем этой группы.

 3. «Квест – игра – современная игровая технология, стимулирующая  познавательную активность ребенка. «Цветик-семицветик» и «Достопримечательности города Дзержинска».  Подгрупповая  работа воспитателей: творческое задание «Составление сценария квест-игры» по патриотическому направлению работы.

4. Решение педсовета.

По первому вопросу посмотрели отчет - презентацию об итогах тематической проверки по теме «Организация и проведение  мероприятий патриотического и духовно-нравственного  содержания».  Проверка проходила по трем вопросам: «Планирование», «Оснащение РППС групп», «Анализ качества проведения разных форм работы и мероприятий». (тематическая  справка прилагается). Старший воспитатель сделала акцент на том, что старшая и две подготовительные группы проводят разные формы работы по парциальной программе «Мы-нижегородцы, мы-россияне».

По второму вопросу были  озвучены итоги смотра – конкурса «Лучшее  оснащение РППС по патриотическому воспитанию  среди групп ДОУ», вручены грамоты победителям согласно Приказу от 10.04.2023 № 46. Был вручен специальный приз: «За творческий подход в изготовлении пособий в театрально-музыкальный уголок в первой группе раннего возраста». Распределены места по двум номинациям ««Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп раннего и младшего дошкольного возраста»

«Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп среднего и старшего дошкольного возраста». Воспитатели посмотрели общую выставку самых интересных игр и пособий по теме, как приобретенных, так и самодельных.

Воспитатель старшей группы провела экскурсию по индивидуальной выставке «Оснащение РППС по патриотическому воспитанию в разных уголках группы: музыкально-театральный уголок, природный уголок, физкультурный уголок, уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, патриотический уголок». Воспитатель подчеркнула, что видов пособий большое разнообразие: коллекции (гербарии, магниты, наборы народных игрушек и муз. инструментов открытки и т.д.), книги (фабричные и самодельные), игры разного вида (кубики, пазлы, лото, ходилки), тематические папки с фото и картинками, альбомы, картотеки и другое. Старший воспитатель сделала акцент на том, что все образовательные области охвачены оснащением в развивающей среде группы по данному направлению образовательной деятельности, что соответствует ФОП ДО.

По третьему  вопросу воспитатели  посмотрели презентацию «Квест – игра – современная

 игровая технология, стимулирующая  познавательную  активность ребенка. Квест «Цветик- семицветик» и  «Достопримечательности города Дзержинска».  Старший воспитатель подчеркнула, что квест проводится как досуговая деятельность и как итоговое мероприятие  в конце реализации проектной деятельности. Далее старший воспитатель разделила  педагогов на три подгруппы для выполнения творческого задания  «Составление сценария квест-игры» по патриотическому направлению работы. Были представлены следующие темы: «Космическое путешествие», в котором виды деятельности детей представлены по пяти образовательным областям; «Расскажем Веснянке о наших  деревьях», который проходил на территории ДОУ и нес экологическую направленность; «Городские парки», когда дети проходили по следующим станциям «познавательная»,  «экологическая», «музыкальная», «физкультурная», «творческая».

Решением педсовета было следующим:

  1. Признать работу воспитателей   по созданию условий, направленных  на  воспитание  патриотических чувств  у воспитанников в соответствии с их возрастными возможностями  в ДОУ удовлетворительной.
  2.  Продолжать педагогам проводить серию мероприятий  в соответствии с планированием и рабочей программой воспитания, активнее применять в педагогической  практике квест-игру, как современную игровую технологию в рамках досуговой деятельности и как итоговое мероприятие проектной деятельности.   Срок: в течение учебного года.
  3.   Активизировать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу воспитания основ патриотизма.

Таким образом, данная работа должна быть продолжена, методическое ее сопровождение будет также выстроено в системе с применением разнообразных форм работы с педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Приоритетное направление воспитательной работы в рамках программы ФГОС

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и...

План работы по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как метод воспитания патриотических чувств старших дошкольников»

План по самообразованию по теме "проектная деятельность ,как метод воспитания патриотических чувств"...

Этико-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.

В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ - этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.Становлен...

Методическая разработка "Воспитание патриотических чувств у дошкольников во взаимодействии воспитателя детского сада с семьей"

В статье раскрывается,  с чего надо  начинать работу по воспитанию у детей патриотических чувств. Неотъмлемой частью воспитательного процесса по теме является тесное сотрудничество с семьей...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...