«Воспитание патриотических чувств у дошкольников – приоритетное направление воспитательной работы в ДОУ» (опыт работы методического сопровождения старшего воспитателя)
статья
Представлена серия мероприятий старшего воспитателя по закреплению у педагогов понятий «рабочая программа воспитания», «педагогическая этика», «гражданско-патриотическое воспитание» и «духовно-нравственное воспитание»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников –
приоритетное направление воспитательной работы в ДОУ»
(опыт работы методического сопровождения старшего воспитателя)
Целью новой Федеральной программы дошкольного образования, которая утверждена приказом Министерства просвещения от 25.11.2022 г. № 1028, является разностороннее развитие ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Таким образом, основополагающим является воспитание гражданина своей Родины, то есть патриотическое направление. Поэтому свое методическое сопровождение профессионального совершенствования педагогов дошкольного учреждения должно быть направлено в первую очередь на повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу создания условий, организации и проведения воспитательных мероприятий согласно календарному плану рабочей программы воспитания с целью формирования патриотических чувств и представлений о Родине у детей согласно возрасту, закрепление понятий «рабочая программа воспитания», «педагогическая этика», «гражданско-патриотическое воспитание» и «духовно-нравственное воспитание». Для ее решения я, как старший воспитатель, с января по апрель 2023 года провела следующие методические мероприятия:
- Теоретический семинар по теме: «Рабочая программа воспитания: содержание работы по гражданско-патриотическому направлению воспитания и духовно-нравственному направлению воспитания»;
- Посещение заседания городского ресурсного центра по теме «Оснащение развивающей предметно-пространственной среды групп по патриотическому воспитанию: авторские пособия»;
- Смотр – конкурс «Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ»;
- Педагогический совет то теме: «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – как приоритетные направления воспитания дошкольника. Реализация парциальной программы «Мы - россияне, мы — нижегородцы» для старшего дошкольного возраста как региональный компонент рабочей программы воспитания ДОУ на 2022-2023 учебный год».
На семинаре я раздать воспитателям для совместного обсуждения выдержки из «Рабочей программы воспитания»: базовые понятия, задачи по направлениям, в том числе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного воспитания, планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры в виде портрета ребенка, воспитывающая среда в ДОУ, культура поведения воспитателя, календарный план работы по возрастным группам. Организовала деловой разговор для закрепления теоретического материала.
На заседании ресурсного центра воспитатели рассмотрели, познакомились с выставкой разнообразных игровых и дидактических пособий по теме. Воспитатели из других ДОУ города рассказали о своих авторских наработках, а также проиграли с ними с присутствующими воспитателями. Была дана очень полезная информация: «Откуда брать содержание дидактических и игровых пособий? (названия, цели, игровой материал)», «Где находится разнообразный материал? (уголки группы), «Типы игр и пособий - разрезные картинки, разные виды лото, парные картинки, домино, ходилки, игровые макеты и поля, лэпбуки».
Для проведения смотра - конкурса «Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ» я разработала его положение. Вот оно.
- Цель и задачи смотра-конкурса
Смотр-конкурс проводится с целью повышения профессиональной компетентности воспитателей по вопросу создания условий по воспитанию патриотических чувств у воспитанников в соответствии с возрастом.
- Задачи смотра-конкурса:
- выявить лучший педагогический опыт по созданию разнообразных дидактических пособий в группах раннего и дошкольного возраста для формирования представлений о Родине, ее достижениях, традициях, культуре;
- поощрить лучших воспитателей ДОУ по использованию современных тенденций проектирования и оснащения уголков различным дидактическим материалом, а также творческого подхода к реализации замыслов.
2. Порядок проведения смотра- конкурса
2.1 В смотре - конкурсе принимают участие все группы ДОУ
2.2 Смотр - конкурс проводится с 15.03.23 по 07.04.23 г.
2.3 Сроки работы жюри с 05.04.23 по 07.04. 23 г.
3. Подведение итогов смотра-конкурса
3.1 Определение победителей смотра-конкурса происходит на основе результатов оценки жюри по следующим критериям:
3.1.1. наличие дидактического материала в уголке развивающих игр в младших группах
3.1.2. уголок патриотического воспитания в группах среднего и старшего д/в
3.1.3. наличие дидактического материала в уголке изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста и в дошкольных группах
3.1.4. наличие дидактического материала в уголке природы во всех группах
3.1.5. наличие дидактического материала в уголке речевого развития (книжный) во всех группах
3.1.6. наличие дидактического материала в музыкальном уголке во всех группах
3.1.7. соответствие содержания возрастной группе согласно направлениям по программе «От рождения до школы» ОО «Социально-коммуникативное» , разделы «Ребенок в семье и сообществе», «Формирование позитивных установок к труду и творчеству», ОО «Познавательное развитие» , разделы «Ознакомление с предметным миром», «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природы», ОО «Речевое развитие, раздел «Приобщение к художественной литературе», ОО «Художественно-эстетическое развитие», разделы «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность: народное-декоративно прикладное искусство». «Музыкальная деятельность».
3.1.8 .эстетичность оформления пособий
3.2. Оценка конкурсных критериев: 2 балла - есть критерий в полном объеме, 1 балл- критерий присутствует частично, 0 баллов – нет критерия.
3.3. Победители награждаются грамотами за 1, 2 и 3 место в специальных номинациях.
3.4. Подведение итогов смотра-конкурса и награждение победителей проводится на тематическом педагогическом совете в апреле 2023 года.
Педагогический совет по теме «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – как приоритетные направления воспитания дошкольника. Реализация парциальной программы «Мы - россияне, мы — нижегородцы» для старшего дошкольного возраста как региональный компонент рабочей программы воспитания ДОУ на 2022-2023 учебный год» проводился со следующей целью: провести системный анализ педагогической деятельности по реализации рабочей программы воспитания (направления – гражданско - патриотическое и духовно-нравственное воспитание). Он имел следующую повестку дня:
1. Итоги тематической проверки «Организация и проведение мероприятий патриотического и духовно-нравственного содержания» (ст. воспитатель, презентация).
2. Подведение итогов смотра – конкурса «Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ». Общая тематическая выставки пособий по теме. Экскурсия по индивидуальной выставке пособий по пяти уголкам в старшей группе воспитателем этой группы.
3. «Квест – игра – современная игровая технология, стимулирующая познавательную активность ребенка. «Цветик-семицветик» и «Достопримечательности города Дзержинска». Подгрупповая работа воспитателей: творческое задание «Составление сценария квест-игры» по патриотическому направлению работы.
4. Решение педсовета.
По первому вопросу посмотрели отчет - презентацию об итогах тематической проверки по теме «Организация и проведение мероприятий патриотического и духовно-нравственного содержания». Проверка проходила по трем вопросам: «Планирование», «Оснащение РППС групп», «Анализ качества проведения разных форм работы и мероприятий». (тематическая справка прилагается). Старший воспитатель сделала акцент на том, что старшая и две подготовительные группы проводят разные формы работы по парциальной программе «Мы-нижегородцы, мы-россияне».
По второму вопросу были озвучены итоги смотра – конкурса «Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ», вручены грамоты победителям согласно Приказу от 10.04.2023 № 46. Был вручен специальный приз: «За творческий подход в изготовлении пособий в театрально-музыкальный уголок в первой группе раннего возраста». Распределены места по двум номинациям ««Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп раннего и младшего дошкольного возраста»
«Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп среднего и старшего дошкольного возраста». Воспитатели посмотрели общую выставку самых интересных игр и пособий по теме, как приобретенных, так и самодельных.
Воспитатель старшей группы провела экскурсию по индивидуальной выставке «Оснащение РППС по патриотическому воспитанию в разных уголках группы: музыкально-театральный уголок, природный уголок, физкультурный уголок, уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, патриотический уголок». Воспитатель подчеркнула, что видов пособий большое разнообразие: коллекции (гербарии, магниты, наборы народных игрушек и муз. инструментов открытки и т.д.), книги (фабричные и самодельные), игры разного вида (кубики, пазлы, лото, ходилки), тематические папки с фото и картинками, альбомы, картотеки и другое. Старший воспитатель сделала акцент на том, что все образовательные области охвачены оснащением в развивающей среде группы по данному направлению образовательной деятельности, что соответствует ФОП ДО.
По третьему вопросу воспитатели посмотрели презентацию «Квест – игра – современная
игровая технология, стимулирующая познавательную активность ребенка. Квест «Цветик- семицветик» и «Достопримечательности города Дзержинска». Старший воспитатель подчеркнула, что квест проводится как досуговая деятельность и как итоговое мероприятие в конце реализации проектной деятельности. Далее старший воспитатель разделила педагогов на три подгруппы для выполнения творческого задания «Составление сценария квест-игры» по патриотическому направлению работы. Были представлены следующие темы: «Космическое путешествие», в котором виды деятельности детей представлены по пяти образовательным областям; «Расскажем Веснянке о наших деревьях», который проходил на территории ДОУ и нес экологическую направленность; «Городские парки», когда дети проходили по следующим станциям «познавательная», «экологическая», «музыкальная», «физкультурная», «творческая».
Решением педсовета было следующим:
- Признать работу воспитателей по созданию условий, направленных на воспитание патриотических чувств у воспитанников в соответствии с их возрастными возможностями в ДОУ удовлетворительной.
- Продолжать педагогам проводить серию мероприятий в соответствии с планированием и рабочей программой воспитания, активнее применять в педагогической практике квест-игру, как современную игровую технологию в рамках досуговой деятельности и как итоговое мероприятие проектной деятельности. Срок: в течение учебного года.
- Активизировать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу воспитания основ патриотизма.
Таким образом, данная работа должна быть продолжена, методическое ее сопровождение будет также выстроено в системе с применением разнообразных форм работы с педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Приоритетное направление воспитательной работы в рамках программы ФГОС
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и...
План работы по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как метод воспитания патриотических чувств старших дошкольников»
План по самообразованию по теме "проектная деятельность ,как метод воспитания патриотических чувств"...
Этико-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.
В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ - этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.Становлен...
Методическая разработка "Воспитание патриотических чувств у дошкольников во взаимодействии воспитателя детского сада с семьей"
В статье раскрывается, с чего надо начинать работу по воспитанию у детей патриотических чувств. Неотъмлемой частью воспитательного процесса по теме является тесное сотрудничество с семьей...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...