Методические рекомендации по реализации проблемы «Технологические аспекты вовлечения родителей в реализацию образовательной программы учреждения».
методическая разработка на тему
Особенности включения родителей в образовательный процесс в качестве ассистентов воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРИВОЛЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации по реализации проблемы «Технологические аспекты вовлечения родителей в реализацию образовательной программы учреждения».
Выполнила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №152» , г. Казани
Ворончихина Наталья Николаевна
Казань 2018
Особенности включения родителей в образовательный процесс в качестве ассистентов воспитателя.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на взаимодействия с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными в участии образовательного процесса, просто сторонними наблюдателями. В соответствии с ФГОС дошкольная организация обязана обеспечить вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержке образовательных инициатив семьи
В дошкольные годы крайне важно наличие свободного и открытого общения семьи и педагогов по поводу детей и их деятельности. Детский сад и дом тесно связаны, и чем лучше налажено общение между ними, тем больше поддержки получит ребенок и тем вероятнее, что его первый опыт обучения будет успешным. Не всегда легко в напряженном расписании найти время для регулярного общения. Но если воспитатель считает его жизненно важным для успехов ребенка, оно становится частью ежедневной работы. Для того, чтобы общение стало открытым и доверительным требуется время. Некоторые родители имеют собственный негативный опыт пребывания в детском саду, другие привыкли считать, что воспитатель сам знает «как надо», другие ссылаются на занятость, нехватку времени, все это служит поводом для отказа от участия в образовательном процессе. Они могут сопротивляться попыткам вовлечь их во взаимодействие по самым разным мотивам:
- занятость родителей;
- из-за неуверенности в том, что педагоги действитфельно хотят их помощи;
- из боязни совершить ошибку;
- от незнания того, что надо делать, и опасения причинить вред;
- из-за неуверенности в том, что они могут что-то предложить воспитателю в качестве помощи;
-из-за незнания правил, регламентирующих жизнь группы в детском саду.
Педагогический коллектив помогает родителям стать участниками программы, создает условия чтобы они почувствовали себя желанными гостями в детском саду. Успех программы основывается на тесном общении и сотрудничестве педагогического коллектива и родителей.
Первая встреча с семьей происходит в помещении группы. Родители проводят там весь день, как если бы они были детьми. Они играют с игрушками, занимаются художественной деятельностью, гуляют, слушают музыку. У родителей формируется представление о том, что ожидает их детей. Во всех центрах активности развешивается наглядная информация, поясняющая, что здесь делают дети и чему в результате научатся. Такое первичное знакомство с помещением позволяет родителям в дальнейшем чувствовать себя в группе комфортнее. Важно также, чтобы родители знали правила и процедуры, принятые в детском саду, тогда они смогут нормально работать в группе. После первых посещений, родители делятся своими впечатлениями на общем собрании. Они рассказывают, как дети проводят время в детском саду, что вызвало у них положительные или отрицательные эмоции. У всех родителей вызывает интерес деятельность в центрах активности и как педагог взаимодействует с детьми, если они рассредоточены по разным центрам и заняты одновременно разнообразной деятельностью. Кто-то строит, кто-то рисует, другие в это время играют в сюжетно-ролевую игру…Родители приходят к пониманию, какие трудности испытывает педагог при работе с большой группой детей, ему приходиться контролировать деятельность детей одновременно во всех центрах активности. В ходе обсуждения родители приходят к выводу, что большее число взрослых в группе дает возможность детям получить помощь в их индивидуальной деятельности, обогащает образовательную среду. Каждый родитель постарается принести что-либо по теме дня в детский сад в день своего посещения. Например, если тема дня «Шляпы» то наверняка в семье найдутся шляпы разных фасонов, вырезки из модных журналов. Большинство родителей согласны с тем, что участие семьи в реализации ООП весьма полезно для всех участвующих сторон. Какая же эта польза?
Польза для семьи
Посещая группу, участвуя в ее деятельности, родители:
- ощущают личную причастность к программе;
- видят, как их ребенок общается с другими;
- начинает больше понимать в детском развитии;
-получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее удовольствие уважение к ним;
- обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
- знакомятся с друзьями своих детей, о которых те рассказывали;
- устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями;
- получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.
Польза для воспитателей
При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:
- проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
- понять, как родители мотивируют своих детей;
- увидеть, как родители помогают свои детям решать задачи;
- узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах);
- получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.
Польза для детей
- Чем лучше общение между родителями и педагогом , тем большую поддержку получит ребенок и тем вероятнее, что его первый опыт обучения будет успешным;
- присутствие членов семьи в группе позволяют ребенку не чувствовать себя оторванным от семьи;
- забыть о беспокойствах, справиться со стрессом;
- использование тех интересов и того обучения , которое имеет место дома
В выигрыше оказываются и воспитатели, и родители, и дети.
Стараемся объяснить, что родителей ждут в группе на любых занятиях, в любое время. Для этого используются листы посещения, где родители указывают время и дату, в которое они могут посетить группу. Время пребывания в группе никак не ограничивается. Если он может по дороге на работу ненадолго зайти в группу, чтобы почитать детям книжку или помочь в изготовлении пособий, в ремонте игрушек, - прекрасно. Кто-то захочет записаться на несколько часов в неделю. Если родители, ссылаясь на занятость, отказываются от визита в группу, то можно пригласить старшее поколение, бабушек и дедушек. Эффективно применение приглашений, которое дети изготавливают сами. Изучение интересов родителей позволяет наметить формы их участия в образовательном процессе, с учетом личных склонностей, умений и способностей. Родители могут рассказать о своей профессии, если мама увлекается кулинарией, она научит детей готовить разные блюда, если папа любит мастерить, то в «центре Строительства» он найдет применение своим умениям.
Любой день из жизни группы включает множество моментов, занятий и событий. И конечно, трудно ожидать, что пришедшие помочь родители будут точно знать, что им делать. Существует несколько стратегий, которые помогают членам семьи освоиться в программе:
-общая информация, о стандартных видах деятельности в каждом центре активности
-конкретные инструкции на каждый день
-памятки помощнику
-общая информация для помощников
Важно также, чтобы родители знали правила и процедуры принятые в детском саду, тогда они смогут нормально работать в группе. Правила мы записываем и распространяем среди родителей в начале года, а также вывешиваем на доску объявлений или привлекаем родителей к совместному изготовлению правил.
Очень важно не забыть о выражении признательности членам семьи за участие в программе. Каждому приятно, когда его усилия по достоинству ценят, и родители, участвующие в программе, - не исключение. Они пришли, потратили свое время и заслуживают благодарности и признания.
На доску объявлений для помощников вывешиваем «благодарилки», в форме сердечек, детских ладошек, на собраниях вручаем грамоты, благодарственные письма.
Некоторые семьи не имеют возможности приходить в детский сад, чтобы помочь воспитателю, педагог всегда должен помнить о том, что есть много других способов участия в программе. Родители могут помочь оборудовать или убрать площадку, посетить собрание, развлечения, прислать материал для работы в центрах активности – все это ценные формы содействия.
Очень важно, чтобы коллектив детского сада признавал главенствующую роль семьи, как первого воспитателя ребенка. Значение семьи для воспитания и развития ребенка трудно переоценить.
Программы, которые ставят основной акцент на вовлечение родителей в образовательный процесс всегда имеет положительный результат и чем раньше такая работа начинается, тем лучше для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение реализации Концепции патриотического воспитания детей в ДОУ в аспекте образовательной программы учреждения (на примере деятельности ДОУ №37 «Звездочка»)
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача нас педагогов сд...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Методические материалы для заведующих и старших воспитателей о создании развивающей предметно - пространственной среды с целью повышения качества образовательных услуг, построения эф...
«Реализация принципа культуросообразности в образовательной программе учреждения»
В статье представлен материал о принципе культуросообразности в истории педагогики, портрет современного ребенка дошкольного возраста начала 21 века, принципы организации образовательного процесса с д...

Методические рекомендации "Системно-структурная модель взаимодействия ДОУ и родителей по реализации задач ОО «Художественно-эстетическое развитие»"
Консультационный материал для педагогов ДОУ...
«Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации»
Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Игрушки» ...

Семинар "Технологические аспекты деятельности педагогов по реализации программы воспитания ДОУ"
С сентября 2020 года вступил в силу Закон о воспитании. Новый закон призван усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации. В презентации " Технологические аспекты деятель...

Методические рекомендации по изучению и использованию государственных символов РФ. Обновление содержания образовательной программы вопросами изучения государственных символов РФ.
Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляе...