РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
методическая разработка на тему

Котко Людмила  Николаевна

 

Методические материалы для заведующих  и старших воспитателей о создании развивающей предметно - пространственной среды  с целью повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса, согласно требованиям к материально - техническому обеспечению   ФГОС ДО. 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального

образования Щербиновский район станица Старощербиновская

( материалы  для воспитателей  ДОУ)

Разработчик:

Котко Людмила Николаевна

старший воспитатель

 МБДОУ ЦРР – детский сад №6

станица Старощербиновская 

Слайд: ДОУ

Слайд: Стандарт

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект), разрабатывается  впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 01.09.2013г. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации».  Ставиться новая цель в образовании: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,   ответственного, творческого, инициативного  гражданина России.

Слайд:

При введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) важной задачей  для нашего детского сада стало  совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и возможность наиболее полно реализовать себя.

Слайд:

Развивающая  предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Слайд:

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Слайд:

Для  повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса для нас принципиально важным стало создание предметно – развивающей среды,  согласно требованиям к материально – техническому обеспечению, согласно  проекта  ФГОС.

Слайд:

В рамках работы детского сада  в первую очередь мы провели  мониторинг соответствия предметно – развивающей среды ДОУ федеральным государственным требованиям  к структуре основной общеобразовательной программы учреждения, составлен план работы по оснащению предметно – развивающей среды ДОУ.

Слайд:

Наше проектирование  предусматривало вариативность игровых центров с учетом принципа интеграции образовательных областей, и прежде всего мы  опирались на основные направления развития детей: познавательно – речевое, художественно – эстетическое, физкультурно - оздоровительное, социально – личностное,

Слайд: с  учётом   принципов  построения среды, рекомендованные ФГОС.

Слайд

В построении предметно-пространственной среды   мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность.

В результате мы создали в МБДОУ ЦРР – детский сад №6   станицы Старощербиновская такую  предметно-пространственную среду, которая, по нашему мнению,   отличается культурой, многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.  При этом среда  выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулируя  развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка.  

Слайд

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются приоритетными направлениями работы всего педагогического коллектива ДОУ в целом. 

Слайд

Предметно - развивающая среда включает необходимое и достаточное количество оборудования, обеспечивающее различные виды двигательной деятельности.  

Слайд

Для полноценного физического развития детей в ДОУ имеется обустроенная по всем правилам спортивная площадка.

Слайд

Слайд

 

 Приобретено новое яркое, эстетическое спортивное оборудование, необходимое для физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ, что позволило нам  расширить двигательную сферу детей.

Слайд

Слайд

Всё приобретённое оборудование имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии.

Слайд

Слайд

Имеющееся оборудование и пособия, помогают нам в полной мере решать весь спектр задач физкультурно-оздоровительной направленности, вызывает радость и удовлетворение от двигательной активности у занимающихся детей, в полной мере реализует потребность детей в движении, а также желание заниматься каждый день.

 

Слайд

На групповых участках имеются летние веранды,

 

Слайд

Слайд оснащённые   стационарными условиями –  это предметно-развивающая среда,

Слайд

Слайд  для игровой и совместной деятельности педагога с детьми.  

Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов

Слайд  учителя-логопеда, 

Слайд

Слайд  педагога дополнительного образования ИЗО  деятельности,

Слайд

Слайд хореографа,

Слайд

Слайд инструктора по физической культуре  

мы старались учесть всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников центра, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной  сферы.

Слайд  

 

Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то и методы воспитательной работы принимают вид игры.    

Слайд

В каждой группе оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов деятельности.

Слайд

Это значит, что содержательно все центры дают возможность ребёнку более полно и разносторонне прожить материал.

Слайд

Слайд

Слайд

Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.  Все игровые блоки имеют выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемого пространства, с большим разнообразием предметного наполнения.

 Слайд  

Используя  зонирование пространства, мы построили  непересекающиеся сферы активности, что  позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу,

Слайд  

выбирая содержание  и уровень сложности игр,  а так же, где воспитатель  эффективно  решает образовательные задачи,

Слайд

которые поэтапно усложняются с  психологическим возрастом  ребенка, и ориентируется на зону его «ближайшего развития».

Слайд

При проектировании  и систематическом  пополнении предметно-развивающей среды   мы   ограждаем  детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры;
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

Слайд

 

Один из акцентов проекта ФГОС  - это возможность освоения ребёнком Образовательной Программы на разных этапах её реализации.

Слайд  

Содержание воспитания и образования в нашем центре развития определяет общеобразовательная программа, которая позволяет обеспечить вариативность воспитательно – образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребёнка и запросы семье.  ФГОС и условия реализации образовательной программы  ДОУ  указывают на выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса.

Слайд

Реализуя образовательный процесс, мы проанализировали все программы и остановились  на программе «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера и О.М.Дьяченко.  Суть её в том, что она опирается на ведущий вид детского мышления наглядно-образное и с помощью различных моделей, схем, чертежей ребенок усваивает материал, предлагаемый  на занятиях.

     На наш взгляд она, как никакая другая позволяет использовать инновационные технологии и  реализовать принцип  личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению воспитанниками с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования и даже превысить его, а так же эта программа относится к образовательной технологии деятельностного типа.

         Результаты  реализации именно этой  программы  позволяют нам утверждать, что показателем развития ребёнка является   способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель,   спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Дети самостоятельно осуществляют поиск, включаются в процесс исследования, а не получают  готовые знания от педагогов.

        Применение  интеграции  в образовательной деятельности расширяет возможности педагогов активно использовать проектный метод обучения и воспитания,  позволяющий  развивать познавательный интерес детей.    Это в свою очередь эффективно способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности.

Слайд  

В дошкольном возрасте у детей ведущим видом является наглядно – образное мышление. Но в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться и логическое, которое в школе будет основным  видом мышления.

 

   В образовательную программу  детского сада  входит раздел развивающего обучения – развитие элементов логического мышления, который направлен  на развитие у старших дошкольников представлений о понятийных отношениях, лежащих на основе логического мышления, где  дети  вполне в состоянии « перешагнуть» барьер между наглядно – образным и логическим   мышлением.

Слайд

Основным  показателем формирования логического мышления является усвоение детьми классификация предметов, которая  способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой. Это становится возможным при помощи наглядных моделей, схем, условных символов.

СЛАЙД

В своём выступлении я расскажу  Вам, как при помощи моделей, опираясь на ведущий вид мышления – наглядно – образный, можно помочь всем детям усвоить классификацию предметов, чтобы ребенок шёл от общего понятия к частному.

Итак, для детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду проводится курс обучения   логике, который рассчитан на 2 года - старшая и подготовительная группа.

СЛАЙД 5

В старшей группе  классификация представлена с помощью кругов Эйлера и включает в себя классификационные отношения между понятиями по уровню их обобщённости или  родо –видовые отношения.

Освоение классификационных отношений заключается в том, что дети постепенно приходят к пониманию  прямой и обратной зависимости между объемом и содержанием понятий.  

Например:                

        

В случае моделирования понятия

 «Человек» - родовое понятие, обозначается большим кругом,

а  «Мужчина», «Женщина» - видовое понятие, обозначается     находящимися внутри него маленькими кружками.  В данном случае мы учим детей идти от общего к частному.

СЛАЙД

На следующем примере учим наоборот: идем от частного к общему.

Договариваемся, что   маленькие круги будут обозначать – все деревья,   все кустарники. Наша задача определить, что же будет являться в этом случае родовым понятием.

Например:                

        

СЛАЙД

        Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими на занятиях или в обыденной жизни.

        Перед началом занятий с моделями мы проводим 1-2 занятия без моделей, во время которых предлагаем детям подбирать обобщающие слова для ряда объектов (платье, брюки, рубашка – как их всех назвать одним словом?) или, наоборот, раскрыть обобщённые названия: «Какую одежду  вы знаете?»

На всех занятиях термины «модель», «понятие», «содержание», «объем» - не употребляются

СЛАЙД

В подготовительной группе дети продолжают осваивать отношения между понятиями, которые  включат 2 направления:

1-е направление связано с освоением детьми  новой формы модели – классификационное древо.

2-е направление связано с работой над содержанием понятий.

Дети учатся выделять признаки объектов и использовать их для выяснения категории, к которой он относится.

СЛАЙД

Помимо модели «древо» в подготовительной группе есть ещё модель бабочки - «поликсены».  Именно эта модель была выстроена воспитанником Кононенко Максимом и использована в проекте « Автомобили на сельской дороге». Обучающее  моделирование  в нашем детском саду предусматривается   в разных видах деятельности.

Обучение с использованием  моделей, схем,  наши  педагоги реализуют в различной образовательной деятельности.

Так,  на занятиях  по конструированию  

СЛАЙД

Вначале, учим детей читать  план постройки  и строить её в соответствии с планом.

СЛАЙД

а на следующем этапе  учим создавать в чертеже собственную конструкцию  и правильно реализовать   свой замысел в строительном материале.

 СЛАЙД

В обучении грамоте у детей   развиваем ориентировку в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук.

 СЛАЙД

При обучении детей связной речи  в описательных рассказах  используем  сенсорный план, опираясь на представленные виды анализаторов, ребёнок описывает данный предмет.

 СЛАЙД

В повествовательных рассказах  используется картинографический план. В начале выстроенный на  простых предложениях. (предмет, действие, предмет).

        

 СЛАЙД

На занятиях по ФЭМП  в качестве моделей используется  числовая ось с нулевой отметкой и стрелкой, показывающей         направления увеличения. На оси вычерчиваются единичные отрезки и дугами обозначаются  сравниваемые количества предметов или чисел.

 

 СЛАЙД

В ознакомлении с природой на примере ближайшего окружения    дети при помощи модели круговая диаграмма осознают  простые закономерности сменяемости времён года и изменения, происходящие в жизни растений и животных  в зависимости от наступившего сезона.

СЛАЙД  

Педагоги «Центра развития ребёнка – детский сад №6 «Солнышко» убеждены в  том, что эмоциональное благополучие каждого воспитанника, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ...

Семинар практикум для педагогов.«Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» И В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Важной задачей ДОУ при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающег...

Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняетразвивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые ...

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО     Подготовила пе...

1.1 Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС

Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГО...