" История Старого Нового года" Методическая разработка сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей
методическая разработка (старшая группа) на тему
Обогащение представлений детей и родителей о традициях празднования Старого Нового года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvlecheniya_staryy_novyy_god.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка сценария развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей.
Составила:
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 28
Брызгалова Елена Владимировна
Санкт-Петербург
2016
Образовательная деятельность осуществляется по примерной общеобразовательной программе ДОУ.
В группе воспитывается 28 человек, в возрасте 4-6 лет, 13 из них мальчики. Дети в группе активные, подвижные, любознательные, эмоциональные.
Тема взята в преддверии новогодних праздников « Старый Новый год»
Интеграция образовательных областей.
Во время проведения СОД интегрируется работа по следующим направлениям: речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие и физическое развитие.
Технологии, используемые при организации СОД:
игровые технологии, проблемная технология, здоровьесберегающие технологии, технология организации совместной деятельности, информационно –коммуникационные технологии.
Формы и методы работы с детьми по образовательным областям.
- Речевое развитие: ( речь, как средство общения), предоставление возможности каждому ребёнку высказаться.
- Социально –коммуникативное развитие: информация подаётся детям в визуальной форме, моделирование обучающей ситуации в процессе организации ситуативной игры.
- Познавательное развитие: дидактические игры, познавательно – исследовательская деятельность.
- Физическое развитие: подвижные игры, этюд, координация движений под музыку.
- Художественно -эстетическое развитие: пение, игры под музыку.
Планируемый результат:
- Возникновение интереса у детей и родителей к некоторым традициям русского народа.
- Получение удовольствия от совместной с родителями деятельности .
Цель: Обогащение представлений детей и родителей о традициях празднования Старого Нового года.
Задачи
- Образовательные:
- Закрепить знания о некоторых традициях русского народа.
- Познакомиться с Историей праздника Старый Новый Год.
- Совершенствовать умения придумывать слова к рифмовке.
- Закрепить умения отгадывать загадки;
- Пополнение словаря по теме «Зима»
2.Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать умение понимать логико-грамматические конструкции;
3.Воспитательные:
- формировать положительные взаимоотношения среди детей ;
- сформировывать уважение к нравственным общечеловеческим ценностям;
- способствовать привлечению родителей к совместной деятельности .
Оборудование для педагога:
Экран, проектор, презентация, музыка для игры.
История праздника Старый Новый Год
1 слайд: История Старого Нового года.
2 слайд: Никому на свете не дано понять,
что такое: старый Новый год!
Только русский может разгадать,
что в его душе живет!
В. Евсеев
3 слайд: История Старого Нового года.
История Старого Нового года уходит корнями в глубокую старину. Еще в языческой Руси Новый год отмечали 22 марта – в день весеннего равноденствия, встречая таким образом, обновление природы, наступление тепла и благоприятных перемен. Все это было связано с земледелием.
4 слайд:
. После принятия на Руси христианства, новый византийский календарь стал вытеснять старый, традиционный. Новый год встречали 1 сентября. Долгое время в государстве приход нового года отмечали в разное время: часть областей весной, часть - осенью. И только лишь в 15 веке официально определили дату Нового года
- 1 сентября
5 слайд: Во времена Петра 1
Вплоть до 1 сентября 1699 года на Руси праздновали Новый год таким образом. Пётр I, выдающийся реформатор, в том числе и уклада жизни своих подданных, повелел и издал указ о том, что празднование Нового года должно теперь быть
1 января.
Попутно Пётр ввёл новое летоисчисление от Рождества Христова.
Старое летоисчисление от сотворения мира также допускалось.
6 слайд:
Именно с этой даты новогодние празднества стали носить светский характер. Именно благодаря Петру I в России появилась главная новогодняя традиция – наряжать елку. Сам же Петр Великий перенял ее от немцев, которые ассоциируют вечнозеленое дерево с могучестью, молодостью и бессмертием. Увиденное показалось царю необычайно красивым, и поэтому он в своем указе «О праздновании Нового года» предписал всем украсить вход в свои дома сосновыми веточками. До самой своей смерти царь строго следил за тем, чтобы новогодние празднества проходили ярко, торжественно и ничуть не хуже, чем в других государствах.
7 слайд: Новый год в России.
История во времена советской власти. После Великой революции, в 1918 году Россия перешла на григорианский календарь, в результате чего произошло смещение новогоднего праздника.
В 1929 году так полюбившийся праздник был отменен.
Но праздновать Новый год люди не прекратили, просто теперь они стали это делать неофициально.
8 слайд:
Ситуацию изменила статья Павла Постышева, опубликованная в газете «Правда» в 1935, призывавшая народ организовать к Новому году елку для детей.
Люди, хранившие в памяти любимые традиции о красивом и светлом празднике, быстро откликнулись на призыв. Празднества вокруг елки стали проводиться в детских садах, школах, клубах.
9 слайд:
Начиная с тридцать первого декабря 1935 года, Новый год и его главный символ - елка вновь вошли в дома россиян и стали главным праздником в году, который до сих пор продолжает нас радовать каждое первое января
10 слайд: Традиции на Старый Новый год.
Этот день в старину носил название Васильева дня, и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания. Засевание зерен делали дети. Рано утром они разбрасывали немного жита по полу избы, а хозяйка дома должна была подобрать зерно с древним приговором. Считалось, что чем быстрее хозяйка подберет жито, тем богаче будет урожай. Зерно
хранилось до момента сева и добавлялось к остальным семенам.
11 слайд:
И ещё был своеобразный обряд – варение каши, и гадание по этой каше, крупа обычно была гречневая. Если каша наваристая и рассыпчатая, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из кастрюльки, и сама не рассыпчатая – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, а кашу выбрасывали…
12 слайд:
Интересен обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запечёнными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина.
13 слайд:
Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.
14 слайд:
А вот традиция лепить на Старый Новый год вареники с сюрпризами появилась не так давно – никто точно не помнит, где и когда, однако её с удовольствием соблюдают во многих областях России. В некоторых городах их лепят почти в каждом доме – с семьёй и друзьями, а потом устраивают весёлое застолье и едят эти вареники, с нетерпением ожидая, кому и какой попадётся сюрприз.
Возможные сюрпризы (пример):
Мука — к мукам
Фасоль — к детям
Пуговица — к обновке
Сахар — жизнь (год) сладкая
Соль — не очень сладкая
Перец — жизнь с перчиком
Нитка — к дороге
Деньга — к деньгам
15 слайд:
Все любили гадать, стараясь узнать, что принесет наступивший новый год
Гадали на картах и замороженной воде, на каше, с помощью воска, слушали колокольный звон и разговоры людей.
На праздник совершали разные обряды, считая, что они принесут здоровье и богатство
Развлечения:
1.Доскажи словечко
На дворе снежок идет,
Скоро праздник …(Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …(елки).
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие… (блестят).
И качаются игрушки,
Флаги, звездочки, …(хлопушки).
Закутал ветер небо шелком,
Блестит, сверкая, наша …(елка).
И приглашает елка нас
Начать веселый … (пляс)
Подвижная игра под музыку «Мы повесим шарики…»
2. Шуточные аукционы
“Кто знает больше “зимних слов”?
(Снежинка, буран, рукавица, Дед Мороз…).
“Кто больше знает “зимних” сказок?”
(“Снежная королева”, “Лиса и Заяц”, “Снегурочка”, “Двенадцать месяцев»,Морозко, Девочка Снегурочка, Мороз Иванович, Зимовье зверей, 12 месяцев, Два мороза, Госпожа Метелица и т.д.).
3. Загадки о зиме
- Годовой кусочек каждый день роняет листочек.
Год пройдет-весь лист опадет. ( календарь)
- Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
радость детям принесла и на санках пронесла? (Зима)
- Старик у ворот тепло уволок, сам бежит, стоять не велит. (мороз)
- Бедный Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (снег)
- Текло, текло и легло под стекло. (лед на реке)
- Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)
- Белая морковка, зимой растет. (Сосулька)
- И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (Иней)
- Без рук и без ног, а ворота открывает (Ветер)
- Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь)
- Есть, ребята у меня, два серебряных коня, езжу сразу на обоих, что за кони у меня? (Коньки)
4. Словесная игра «Наряди ёлочку». (Ребятам задают вопросы, они отвечают, чем можно ёлочку украсить) .
Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
А гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вилки, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Шишки золотистые?
Звёздочки лучистые?
5. НОВОГОДНЯЯ ЗАРЯДКА
– Ну-ка, ребятки, встали! Вы у бабушки с дедушкой в деревне. Вышли утром во двор, а там – мороз трескучий. Ох, и холодно! Снегу навалило!
А мы согреемся: потопаем ногами! Веселей, быстрей! Теперь похлопаем руками в толстых рукавицах – хлопаем, хлопаем!
Смотрим, а дровишки-то кончились! Берем топоры, рубим дрова! Энергичней, дружней! Еще немного! Вот какую кучу нарубили!
А дорожка-то снегом запорошена! Взяли в руки лопаты! Чистим дорожки! А снег-то пушистый, морозный, сыпучий! Хорошо идет работа!
Ну, что же, поработали – можно и в снежки поиграть!
( “игра в снежки”.)
Хорошо! Вон как все разрумянились! Здоровье в порядке?
Все. Спасибо зарядке!
6.ИГРА «УСТАМИ МЛАДЕНЦА»
- Давайте вспомним о традиционных символах Нового года, о новогодних украшениях.
Я сейчас буду зачитывать высказывания маленьких детей, а вы догадайтесь, о чем идет речь.
1. Мне очень нравится эта штука.
От нее у взрослых бывает много хлопот.
Один раз у нее внутри была маска зайца на резинке.
Она похожа на гранату.
У нее есть веревочка, за которую надо держаться. (хлопушка)
2. Они бывают разноцветными.
Весь пол бывает усыпан ими.
Однажды у мамы в голове они запутались, и она никак их не могла достать.
Они, как снежинки, - падают, падают.
Мой папа их дыроколом делает. (конфетти)
3. Когда я был маленький , я их никогда не слышал.
Они бывают только в Москве.
Их по телевизору показывают ровно в двенадцать.
А вообще-то они со стрелками. (куранты)
4. Мой папа говорит, что от них может загореться дом.
У меня их целая пачка.
Люди с ними по улице ходят и машут руками.
Их на елку нельзя вешать, но некоторые это делают.
Они горят и искры разбрасывают. (бенгальские огни)
7. Узнай сказку по отрывку
1. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая. Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты , ни красоты. (Снежная королева)
2. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)
3. Иду на ногах, в красных сапогах,
Несу косу на плечах.
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи.
(Заюшкина избушка)
4. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (“Снегурочка”)
5. «На лошади с бубенчиком едет в лес по дрова крестьянин. Полушубок на нем старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые». ( Два мороза. Русская народная сказка).
8. Игра «слово в слове».
- Какие слова спрятались в слове СНЕГУРОЧКА.
9. Стихи о Старом новом годе..
1. Он же старый, он же новый,
Добрый славный год!
И стихи читаем снова,
Ведь пришел черед
Принимать гостей, подарки,
Близких и родных.
Самый радостный и яркий
Будет нынче стих.
2. Пусть кружится в стройном танце
Белая метель.
Будет радость, будет счастье
И любви свирель!
3. Белый праздник, белый конь.
Старый год и новый.
Разожги скорей огонь,
Чтоб отметить снова
Зиму, снег, метель, мороз!
Радость, счастье, песни
Поскорей бы ты принес –
4. Рады мы старому новому году.
Я вас обнять и поздравить хочу.
Будем смеяться в любую погоду,
Будем подобны солнца лучу!
5. Завтра на улицах снег будет тихо
Падать, кружиться. Кругом ни души.
Всем нам желаю счастливого мига.
Того, что у нас называется "жизнь".
Станет интересней!
УГОЩЕНИЯ, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ РОДИТЕЛЯМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методические разработки сценариев занятийдля детей старшего дошкольного возраста...
Презентация к методической разработке познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «История зубной щетки. Уход за зубами»
Дети должны получить элементарные представления о зубах, их строении и значении в жизни человека.Дети должны получить элементарные представления об истории возникновения зубной щетки.У детей должны бы...
Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".
Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Встреча Старого Нового года с Хрюшей»
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Встреча Старого Нового года с Хрюшей» разработан с целью доставить детям радость воспоминаний о новогодних пр...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей "СОРОКИ"
Дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Дети с раннего возраста могут ощутить самобытность и неповторимое своеобразие русско...
Методическая разработка сценария развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака»
Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.Задачи:- Воспитывать интерес к детской литературе и чтению;- Совершенствовать навыки игры в подвижных играх;- Развивать устойчивое...
Методическая разработка Сценарий туристического похода воспитанников старшего дошкольного возраста с родителями «Турпоход в краю родном!»
Одной из нетрадиционных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников является организация досуга в выходной день для детей и родителей. Сценарий туристического похода поможет сделать "Ту...