Методическая разработка Сценарий туристического похода воспитанников старшего дошкольного возраста с родителями «Турпоход в краю родном!»
методическая разработка (старшая группа)
Одной из нетрадиционных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников является организация досуга в выходной день для детей и родителей. Сценарий туристического похода поможет сделать "Тур выходного дня" интересным и познавательным!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Светлячок»
Методическая разработка
Сценарий туристического похода воспитанников старшего дошкольного возраста
с родителями «Турпоход в краю родном!»
Алексеевцева Елена Владимировна
воспитатель
высшей квалификационной категории
г.о.г. Кулебаки Нижегородской области
2023 г.
Пояснительная записка
Возрастная группа: старшая дошкольная группа (5-6 лет)
Актуальность
Вырастить ребенка - сильным, здоровым, крепким – это естественное желание каждого родителя и одна из ведущих задач нашего дошкольного учреждения.
Современное общество диктует условия, в которых современным родителям, после тяжёлой рабочей недели всё меньше и меньше остаётся времени в выходные дни для своих детей. Родители забывают о пользе свежего воздуха и движения для организма ребёнка. Научно доказано, что для благоприятного и успешного физического развития дошкольника, на свежем воздухе он должен находиться от четырёх до шести часов в день, а в активном движении проводить не менее одного часа не считая интервалы для отдыха.
Одной из нетрадиционных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников является организация досуга в выходной день для детей и родителей. Необходимость проведения «Тура выходного дня» возникла, чтобы вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, сделать их активными его участниками, а не пассивными слушателями с целью установления доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Цель проекта: содействие сохранению семьи, ее приверженности здоровому образу жизни путем проведения совместно с родителями и детьми туристических прогулок - походов.
Задачи на детей:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с туризмом как с самой активной формой отдыха и оздоровления, одно из важных средств воспитания;
- способствовать освоению простейшим туристическим умениям и навыкам: двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками;
- выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия: ходьба по кочкам, подлезание под мостик, ходьба по канату;
- закрепить знания видов леса (хвойные, лиственные и смешанные) и их названия (дубрава, березовая роща, сосновый бор, ельник);
- соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях, используя экологические знаки; следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса;
- дать алгоритм действия в чрезвычайной ситуации (потерялся в лесу).
Развивающие:
- развивать и обогащать словарный запас: слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать;
- совершенствовать умения складывать костер («шалаш» и «колодец»);
- совершенствовать умения ориентироваться по карте.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, бережное отношение детей к растительному и животному миру;
- создать благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков;
- воспитывать желание проявлять взаимовыручку и взаимопомощь.
Задачи на родителей:
- Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
- Объединить усилия родителей и педагогов по воспитанию детей, привлечь родителей к активному участию в жизни своего ребенка, использовать семейные выходные как важный аспект воспитания.
- Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством активного совместного отдыха.
- Расширить педагогические знания родителей по вопросам важности физической активности детей и родителей, здорового образа жизни (ЗОЖ), туризма.
- Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком в свободной самостоятельной деятельности.
- Гармонизировать детско – родительские отношения с помощью совместных спортивных мероприятий.
Основное направление мероприятия – оздоровительно – эколого-познавательное.
Участники проекта: старшие дошкольники, их законные представители (родители), педагоги группы.
Методы и приемы работы с детьми:
Словесный метод: вопросы проблемного характера, объяснение, пояснения, вопросы к детям, обсуждение, беседа, словесная инструкция, художественное слово, индивидуальные ответы, контроль и оценка работы, поощрение и похвала детей.
Наглядный метод: использование атрибутов, природного материала.
Практический метод: выполнение практических заданий.
Игровой метод: игровые моменты, коммуникативные игры.
Перечень оборудования и используемых материалов: рюкзаки, термосы с чаем, железные кружки, печенье, баранки; свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, ложка, чашка, фотоаппарат; карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и т.д., план – маршрут, экологические знаки, обозначающие правила поведения в природе, фломастеры; «умная колонка»; туристические коврики, палатки – 2 шт.
Словарная работа: командный, турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка; поход, привал, сбор, преодолевать.
Предварительная работа: беседа с детьми о туристах; разговоры детей с родителями о том, как их родители ходили в походы; рассматривание иллюстраций о походах, мультфильма «Ох и Ах идут в поход»; разыгрывание проблемных ситуаций, прослушивание в грамзаписи песни о походах, о природе; повторение правил поведения на природе; заучивание речёвок; сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей; создание карты – маршрута; просмотр местности, подготовка нужного материала для прохождения этапов.
Прогнозируемые результаты в ходе реализации данного мероприятия:
- будет установлено единство дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка;
- родители на собственном опыте убедятся, что совместное спортивная деятельность полезна и необходима не только ребенку, но и взрослому;
- увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении;
- родители станут организаторами, активными помощниками и участниками в проведении различных спортивных мероприятиях, прогулок – походов;
- дети и родители получат массу положительных эмоций, заряд бодрости, сил на последующую рабочую неделю, а главное огромное желание проводить совместный активный отдых как можно чаще.
Огромную пользу от турпохода получат не только взрослые, но и дети:
- физические качества детей будут эффективно развиваться;
- повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться;
- ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей;
- снизится общая заболеваемость детей по дошкольному учреждению.
Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ТСО (использование умной колонки), здоровьесберегающие технологии.
Форма организации мероприятия: фронтальная, командная, индивидуальная.
Приоритетная образовательная область: «Физическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Практическая значимость конспекта: данный конспект мероприятия может быть использован коллегами, родителями воспитанников.
Описание мероприятия: недалеко от нашего детского сада в черте города есть прекрасные места для отдыха, это наш лесок. Большая поляна, подъем на возвышенность предполагает преодоление препятствий, что является прекрасной тренировкой на выносливость. Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки «выживание» в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам, родителям. Для того чтобы добиться поставленной цели и задач, мы отправляемся в наш совместный «Турпоход в краю родном!».
Ход туристического похода:
Вводная часть: Организационный момент (психолого-педагогический настрой; мотивация и целеполагание; сообщение темы)
Воспитатель: - Ребята! Уважаемые взрослые! Кто из вас любит путешествовать? А как называют людей, которые путешествуют? (Ответы).
- Вы готовы сегодня идти в поход? У вас все есть для похода? Вы все одеты как настоящие туристы? (удобная одежда и обувь, головные уборы, рюкзаки с провизией). На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений. Вот вам карта - отправляемся в путь.
(рассматривают карту, определяют, где первая остановка. Воспитатель предлагает произнести речёвку и отправиться в путь).
Речёвка туриста:
Воспитатель: - Кто шагает с рюкзаком?
Все: Мы, туристы!
Воспитатель: - Кто со скукой не знаком?
Все: Мы туристы!
Воспитатель: - Нас вперёд ведут…
Все: Дороги!
Воспитатель: - Наш девиз:
Все: «Всегда вперёд!»
Воспитатель: - Эй, ребята,
Все: Твёрже шаг!
Воспитатель: - Что турист берёт в дорогу?
Все: Песню, ложку и рюкзак!
Запевают песню В.Шаинского «Вместе весело шагать…»
Основная часть
Пункт маршрута «Переправа» (Пункт организован на полянке в роще).
Воспитатель: - Уважаемые туристы, посмотрите, мне кажется, мы попали на болотистую местность.
- Что же делать? Ведь нам обязательно надо здесь пройти. Поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе.
- Давайте попробуем преодолеть первую трудность. Ваши предложения? Как можно здесь пройти? (поступают предложения от детей и родителей, воспитатель обобщает).
- Вставайте все за мной и по одному друг за другом пройдем. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.
(Воспитатель показывает, как преодолевать полосу препятствий,
Туристы по очереди прыгают по кочкам, подлезают под мостик, идут по канату).
Воспитатель: - Молодцы! Все справились! Отправляемся дальше. Сверимся по карте, куда надо идти.
(Дети сверяются с маршрутом)
- Песню запевай!
Пункт маршрута «Боровичок»
(Данный пункт организован на полянке, окруженной кустами, деревьями. На деревьях развешаны экологические знаки, обозначающие правила поведения на природе).
Боровичок: - Здравствуйте, ребята! Мои друзья – растения и животные – не могут говорить и защитить себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя.
- Как вы думаете, что в лесу можно делать? (ответы туристов, если дети затрудняются, помогают родители).
- А чего делать не следует? (предположения детей).
- Как вы думаете, а как можно рассказать людям о правилах поведения? (подвести к тому, что можно сделать знаки).
- Вот какие знаки есть у меня, попробуйте догадаться, что они означают. (рассматривают и обсуждают)
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом –
Пусть порядок будет в нем!
И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем,-
Что они живые, знаем!
Боровичок: - Уважаемые туристы, какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно себя вести на природе? (предположения детей).
-У меня есть заготовки: Первая - запрещающий знак, а вторая – предупреждающий (по 2-3 заготовки каждого).
- Подумайте и попробуйте нарисовать знаки, которые бы вы хотели еще сделать. (Дети создают новые знаки. В ходе рисования знаков, идет обсуждение, для какой цели нужен этот знак, и что нужно делать, увидев такой знак).
Боровичок: - Молодцы! Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада.
- Посмотрите кругом. Как здесь красиво! Это мое лесное царство. Какой бывает лес? (беседа с детьми о видах леса).
- Какие вы умные. Все знаете, а играть вы любите? Тогда начинаем!
Игра «Назови дерево»
Цель игры: закрепить знание о хвойных и лиственных деревьях.
Ход: дети идут в рассыпную и говорят слова:
«Как в лесу-лесочке оживают почки,
Деревья все стоят, о чем-то говорят.
Покружись, покружись и в ….дерево превратись!»
(Воспитатель называет вид дерева (хвойное или лиственное). Затем идет и спрашивает: «Какое ты дерево?» (дети говорят название дерева)).
Боровичок: - Молодцы, ребята! Меня ждут лесные дела. Надо осмотреть свои владения.
- А вам счастливого пути!
Воспитатель: - Спасибо тебе, Боровичок. А нам пора отправляться в путь. Нас ждут новые приключения. Сверяемся с маршрутом.
(Шагают под речёвку и выполняют движения)
Тили-тили-тили-бом,
на носочках мы идем!
Руки вверх мы поднимаем,
никогда не унываем.
Тук-тук, что за звук!
Это мы, ребята, из детского сада!
Пятками стучим,
Быстрее вырасти хотим!
Пункт маршрута «Необыкновенная полянка»
(Данный пункт расположен на открытой площадке, на которой есть палатка
и лежат веточки, поленья для костра).
Воспитатель: - Вот ребята мы и пришли на конечный пункт нашего маршрута. - Посмотрите, здесь есть палатка. А как вы думаете, для чего она нужна? И в каком месте ее нужно ставить? (ответы туристов).
- Правильно, если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу. Защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать.
- А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? (Ответы детей) Там должны находиться туристические пенки (коврики) и спальные мешки. (Рассматривание с объяснением).
- Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, то и все тело не замерзнет.
(Вдруг из палатки слышится кряхтение и выходит Леший)
- Кхе, кхе, кхе! Слышу, слышу правильные слова. Вот я прошлую ночь, спал, а ноги совсем забыл укутать, вот теперь и простудился.
Леший: - Здравствуйте, гости, с чем пожаловали? (мы в поход отправились, чтобы узнать много интересного).
- А вы знаете, что в поход нужно брать? (ответы детей).
- А ну – ка я проверю. Согласны? Тогда делитесь на две команды.
Игра «Что возьмем с собой в поход»
Цель: Закрепить знания детей о том, что нужно брать с собой в поход.
(В нескольких метрах на пледах разложены различные предметы: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и т.д.. Дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаются с ним. По окончании игры Леший вместе с родителями проверяют правильность выполнения задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет).
Леший: - Ох, молодцы, весело играли. А петь – то вы умеете? А на гитаре играть? (ответы детей).
- А то мои подружки лесные, Баба – Яга и Кикимора, вообще не могут петь, только свистят и кряхтят.
- А мне песни душевной хочется.
(Воспитатель предлагает сделать привал и спеть песню под гитару «Изгиб гитары жёлтой!)
Леший: - Молодцы ребята! Душу мою порадовали.
- А вот скажите мне, что вы будете делать, если в лесу заблудитесь? Ваши действия? (ответы детей).
- Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать «ау». Если обнять понравившееся дерево, оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так проще увидеть потерявшегося. - Нужно, чтобы тебя было и видно, и слышно. Для этого нужно оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его могли увидеть с самолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне, так вас легче увидеть с вертолета. Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать. Нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили? (предлагает представить, что дети потерялись и показать свои действия).
Игра: «Я потерялся»
Цель: Закрепить алгоритм действия в чрезвычайной ситуации.
- Молодцы! А самое главное в походе быть внимательным, не отвлекаться, не отставать и тогда точно не потеряешься.
- Мы сегодня никого не потеряли? (туристы осматриваются).
Леший: - Ну, а сейчас я хочу проверить какие виды костров, вы уважаемые туристы, знаете? (ответы детей и родителей).
- Ну – кось, скажите мне, а как сложить костёр «шалаш» и для чего он нужен? (костёр «шалаш» нужен для разогрева пищи и тепла).
- А какие еще виды костров вы знаете? («колодец»). Для чего он нужен?
- А как правильно развести костер (убрать верхний слой дерна, положить сухой травы или веточек, а сверху выкладываем из поленьев шалаш).
- Я заметил, что сегодня в походе самый внимательный…., он и будет выкладывать костер, а помогут ему (ей) 2 друга (подружки), которых он (она) выберет сам.
Практическое задание: «Выкладываем костер»
Леший: - Ох, и молодцы, ребята и ваши родители. Таких не страшно и в лес пускать, всё умеют, всё знают. Тогда я за вас спокоен. Приходите к нам в гости, только не мусорите, не шумите, природу любите. Ну, а мне пора (Леший прощается и уходит).
Заключительный этап. Подведение итога. Рефлексия.
Воспитатель: - Ну, что ж, уважаемые туристы, все препятствия мы с вами прошли. Знания и умения ваши были оценены по достоинству. И сейчас пришло самое приятное время в походе, это перекус.
- Давайте вот на этой полянке расстелем наши покрывала, сядем кружочком, достанем свои припасы и отдохнем, и поговорим ладком. (Дети устраиваются на привал, едят, пьют чай, делятся впечатлениями).
(После чаепития, воспитатель предлагает встать всем в круг, взять в ладошки сердечко и передавая его по кругу высказать своё мнение о сегодняшнем совместном турпоходе. Делают совместное фото на память).
Воспитатель: - Что же, время прошло в лесу незаметно! Все наши посиделки, «поигралки», «побежалки» и т. д. принесли пользу – мы порезвились, укрепили здоровье, подышали свежим воздухом, и, главное, еще больше подружились!
- Спасибо всем за прекрасную, тёплую встречу, за совместное проведённое время!
- После привала все за собой не забываем убирать, мусор в пакет и с собой.
- Далее самостоятельная деятельность детей и взрослых. Кто-то играет, кто-то собирает природный материал для поделок.
Выводы:
Таким образом, совместные семейные туристические походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и экологически развивают детей. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т. е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
Список используемой литературы
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. – Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. - N 1028.
- Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.- сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, - 2009.
- Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
- Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О.И. Бочкарева. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2018.
- Весёлая физкультура для детей и их родителей. О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2018.
Интернет-источники:
- https://ya.ru/search/?text=песня+вместе+весело+шагать+автор&lr=20045&clid=2270456&search_source=yaru_desktop_common&search_domain=yaru
- https://ya.ru/search/?text=конспект+турпохода+с+родителями+в+природу+для+дошкольников&lr=20045&clid=2270456&win=325&src=suggest_B
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-425172-1395912689.jpg)
Конспект непосредственно- образовательной деятельности для воспитанников старшей группы на тему:" Башкортостан - мой край родной!"
11 0ктября наша Республика Башкортостан будет праздновать День Независимости. Данный конспект предназначен воспитателям старших групп. Удачи коллеги!...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/28/picture-1065429-1680031247.jpg)
Викторина по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Люблю тебя мой край родной, мою станицу, отчий дом»
Закрепить знания детей о флагах России и Краснодарского края; продолжить знакомить детей с природой родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/28/picture-1065429-1680031247.jpg)
Презентация - викторина по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Люблю тебя мой край родной, мою станицу, отчий дом»
Предварительная работа: беседы о достопримечательностях родного края, памятных местах, экскурсия к памятнику «Мемориал боевой славы «Никто не забыт, ничто не забыто», рисование флага...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-704192-1612015389.jpg)
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/22/picture-943555-1582380755.jpg)
“ Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края “
ldquo; Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края &ldquo...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/23/picture-1037651-1540309989.jpg)
Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя мой край родной!»
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, гордости за свою малую Родину на основе историко-национальнных, природных особенностей родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/16/picture-1329550-1618605413.jpg)
Методическая разработка туристического похода на прогулке «Ура, мы идем в поход!»
Материал может быть интересен как инструкторам по физкультуре, так и воспитателям. Предлагаемая деятельность интересна и доступна детям 5-7 лет, несёт в себе позитивное восприятие окружающей предметно...