Развитие художественно-эстетического творчества детей дошкольного возраста на современном этапе
статья

Кузнецова Ирина Владимировна

В статье рассказывается о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова И.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №56 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Развитие художественно-эстетического творчества детей

дошкольного возраста на современном этапе.

Художественно-эстетическая деятельность - деятельность специфическая для детей, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки , поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций "Развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирования элементарных представлений о видах искусства; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений.

 ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей

Одна из основных целей педагога на современном этапе по художественно-эстетическому развитию дошкольников - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий его самореализации.

Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. При этом педагог сам должен быть компетентен в вопросах художественно-эстетического развития. В частности, педагог должен разбираться в живописи, музыке, знать и любить поэзию и литературу, владеть различными инновационными технологиями.

Художественные и эстетические чувства не врожденные, поэтому они требуют специального обучения и воспитания. В свою очередь, художественно-эстетическая деятельность развивает  пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: "Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок".

В настоящее время особое внимание уделяется созданию условий для участия детей в художественно-эстетической деятельности, развития самостоятельной изобразительной деятельности детей, развития творческого художественно-эстетического восприятия окружающего мира и искусства, способности к элементарному анализу и оценке произведений изобразительного искусства.

По мнению Е.К. Ривиной, самостоятельная деятельность в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка-дошкольника подразумевает самостоятельность ребенка в изобразительной деятельности и в проявлении интереса к искусству.

В художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста самостоятельная деятельность является неотъемлемым элементом педагогического процесса.

Активация художественного опыта детей происходит в русле собственной активности, косвенно стимулируемой развивающей средой. О.В. Дыбина рассматривает среду как поисковое, творческое "поле" ребенка для самостоятельных действий разного характера, проявлений познавательной, практической и творческой активности и установления взаимосвязи "ребенок - предмет" в социальной действительности.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна способствовать познавательному развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3.4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

Что же должна содержать в себе развивающая предметно-пространственная среда относительно художественно-эстетического развития детей?

В каждой группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с возрастом детей. Это различные уголки: театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности, уголки книг. При их организации необходимо помнить принцип доступности, т.е. их оборудование должно быть продуманно так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку, проявив самостоятельность и инициативу, и выбрать любой материал для творчества.

При этом материал в уголках и центрах занятости должен быть разнообразным. Так же в них должны находиться пособия и игры.

Уголок книг должен содержать различную детскую художественную и энциклопедическую литературу с учетом возраста детей. Целесообразно размещать также тематические альбомы, портреты писателей, книжки-самоделки, изготовленные детьми. Желательно сделать подборку аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.

Для поддержания интереса детей к книге необходимо регулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о природе, сказки А.С. Пушкина, стихи А.Л. Барто и т.п.)

В уголках театрализованной деятельности должны содержаться разные виды театра: настольный, теневой, пальчиковый, на фланелеграфе; ширма для показа театра, наборы кукол (пальчиковых и пластиковых фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания  сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями; различные маски, декорации. Также для обогащения мира эмоций должны находиться персонажи с разным построением. В каждой группе должен быть уголок ряженья.

Уголок изобразительной деятельности должен содержать произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, карочетотам и другие), игрушки из дерева (богородские, семеновские и другие), наглядно-дидактические пособия: произведения живописи (натюрморт, пейзаж, портрет)

Для самостоятельной деятельности детей в достаточном количестве должны быть различные материалы для творчества (бумага разного формата, формы, тона, текстуры; цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек; пластилина, степ, досок для лепки; ножниц, клея); различный бросовый материал; альбомы-раскраски. Должно быть отведено место для сменных выставок детских работ, совместных работ родителей и детей.

В уголке музыкальной деятельности должны находиться музыкальные инструменты, магнитофон, подборка аудиозаписей детских песенок, фрагментов классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельных, записи звуков природы; музыкально-дидактические пособия и игры

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимовыгодных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развлекательного процесса (работа с детьми и с родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

  • Организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры)
  • Совместная деятельность педагогов и детей
  • Самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)

Для достижения наилучшего результата необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

При работе в данном направлении используются различные формы работы: дни открытых дверей; организация выставок-конкурсов, для которых поделки изготавливают родители и дети совместно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...

Доклад "Фольклор, народная культура как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"

Доклад содержит методический материал по народной культуре и материал из опыта моей работы по данной теме....

Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....

Перспективный план по самообразованию на 5 лет по теме « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»

Данный  перспективный план по самообразованию будет полезен воспитателям детского сада.Включает в себя тематику образовательной деятельности - рисования и план по ознакомлению дошкольников с нетр...

Развитие художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическая деятельность – это та деятельность детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызы...