Развитие художественно-эстетического творчества детей дошкольного возраста на современном этапе
статья
В статье рассказывается о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова И.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №56 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Развитие художественно-эстетического творчества детей
дошкольного возраста на современном этапе.
Художественно-эстетическая деятельность - деятельность специфическая для детей, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки , поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.
С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций "Развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирования элементарных представлений о видах искусства; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений.
ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей
Одна из основных целей педагога на современном этапе по художественно-эстетическому развитию дошкольников - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий его самореализации.
Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. При этом педагог сам должен быть компетентен в вопросах художественно-эстетического развития. В частности, педагог должен разбираться в живописи, музыке, знать и любить поэзию и литературу, владеть различными инновационными технологиями.
Художественные и эстетические чувства не врожденные, поэтому они требуют специального обучения и воспитания. В свою очередь, художественно-эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития ребенка.
В.А. Сухомлинский писал: "Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок".
В настоящее время особое внимание уделяется созданию условий для участия детей в художественно-эстетической деятельности, развития самостоятельной изобразительной деятельности детей, развития творческого художественно-эстетического восприятия окружающего мира и искусства, способности к элементарному анализу и оценке произведений изобразительного искусства.
По мнению Е.К. Ривиной, самостоятельная деятельность в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка-дошкольника подразумевает самостоятельность ребенка в изобразительной деятельности и в проявлении интереса к искусству.
В художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста самостоятельная деятельность является неотъемлемым элементом педагогического процесса.
Активация художественного опыта детей происходит в русле собственной активности, косвенно стимулируемой развивающей средой. О.В. Дыбина рассматривает среду как поисковое, творческое "поле" ребенка для самостоятельных действий разного характера, проявлений познавательной, практической и творческой активности и установления взаимосвязи "ребенок - предмет" в социальной действительности.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна способствовать познавательному развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3.4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
Что же должна содержать в себе развивающая предметно-пространственная среда относительно художественно-эстетического развития детей?
В каждой группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с возрастом детей. Это различные уголки: театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности, уголки книг. При их организации необходимо помнить принцип доступности, т.е. их оборудование должно быть продуманно так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку, проявив самостоятельность и инициативу, и выбрать любой материал для творчества.
При этом материал в уголках и центрах занятости должен быть разнообразным. Так же в них должны находиться пособия и игры.
Уголок книг должен содержать различную детскую художественную и энциклопедическую литературу с учетом возраста детей. Целесообразно размещать также тематические альбомы, портреты писателей, книжки-самоделки, изготовленные детьми. Желательно сделать подборку аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.
Для поддержания интереса детей к книге необходимо регулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о природе, сказки А.С. Пушкина, стихи А.Л. Барто и т.п.)
В уголках театрализованной деятельности должны содержаться разные виды театра: настольный, теневой, пальчиковый, на фланелеграфе; ширма для показа театра, наборы кукол (пальчиковых и пластиковых фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями; различные маски, декорации. Также для обогащения мира эмоций должны находиться персонажи с разным построением. В каждой группе должен быть уголок ряженья.
Уголок изобразительной деятельности должен содержать произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, карочетотам и другие), игрушки из дерева (богородские, семеновские и другие), наглядно-дидактические пособия: произведения живописи (натюрморт, пейзаж, портрет)
Для самостоятельной деятельности детей в достаточном количестве должны быть различные материалы для творчества (бумага разного формата, формы, тона, текстуры; цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек; пластилина, степ, досок для лепки; ножниц, клея); различный бросовый материал; альбомы-раскраски. Должно быть отведено место для сменных выставок детских работ, совместных работ родителей и детей.
В уголке музыкальной деятельности должны находиться музыкальные инструменты, магнитофон, подборка аудиозаписей детских песенок, фрагментов классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельных, записи звуков природы; музыкально-дидактические пособия и игры
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимовыгодных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развлекательного процесса (работа с детьми и с родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
- Организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры)
- Совместная деятельность педагогов и детей
- Самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)
Для достижения наилучшего результата необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.
При работе в данном направлении используются различные формы работы: дни открытых дверей; организация выставок-конкурсов, для которых поделки изготавливают родители и дети совместно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...
Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.
"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...
Доклад "Фольклор, народная культура как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"
Доклад содержит методический материал по народной культуре и материал из опыта моей работы по данной теме....
Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"
Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....
Перспективный план по самообразованию на 5 лет по теме « Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии художественно- эстетических способностей у детей дошкольного возраста»
Данный перспективный план по самообразованию будет полезен воспитателям детского сада.Включает в себя тематику образовательной деятельности - рисования и план по ознакомлению дошкольников с нетр...
Развитие художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическая деятельность – это та деятельность детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки...
Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызы...