Индивидуальный маршрут развития ребенка
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Особенности ребенка
Дата рождения –
Поступил в детский сад в
Заключение невролога – Моторная алалия.
Заключение учителя-логопеда – ОНР I ур, моторная алалия.
У мальчика отсутствует общеупотребительная речь. Артикуляционная моторика не развита, не управляет своим языком. Средствами вербальной коммуникации не пользуется. Использует в речи только звуки: А, О, И, М. Не всегда понимает обращенную к нему речь, даже при многократном повторении может не реагировать на инструкцию.
Игровые умения и навыки не сформированы. В игре предпочитает уединение, сильно привязан к игрушкам, принесенным из дома. При расставании с игрушкой даже на непродолжительный период мальчик сильно огорчается, плачет. Не различает основные формы деталей строительного материала. Групповые, сюжетные, игры с правилами ребенок не воспринимает. Наблюдает за игрой детей.
У мальчика отмечается напряженное состояние, обидчивость, склонность к слезам.
Иногда проявляет интерес к сверстникам, устанавливает эмоционально-положительный контакт с детьми в виде улыбки.
С трудом принимает смену видов деятельности, нуждается в постоянной стимулирующей помощи педагога.
На занятиях пассивен, интерес не устойчивый.
Мелкая моторика на очень низком уровне, не умеет держать правильно карандаш, кисть. У ребенка отмечается общая моторная неловкость, дискоординация движений, замедленность движений, часто наблюдается тремор.
Мальчик тяжело вступает в контакт со взрослыми и детьми, ребенок робкий.
Ребенок охотно посещает индивидуальные логопедические занятия, Познавательное развитие у ребенка ниже возрастной нормы. Не дифференцирует понятия «один – много», «большой – маленький», не владеет счетом в пределах 5. Путает цвета. Не имеет представления о форме. Временные представления не сформированы. Различает предметы, овощи, фрукты, посуду, но не может группировать.
Познавательный интерес зависит от настроения. Обучаемость затруднена. Необходимы разные виды помощи. Понимает, но не всегда выполняет инструкцию взрослого.
Не умеет раскатывать пластилин круговыми движениями, но отщипывает его и наносит на готовую форму.
Не различает основные формы деталей строительного материала. Групповые, сюжетные, игры с правилами ребенок не воспринимает. Наблюдает за игрой детей.
Особенности группы
В группе 15 человек, 5 девочек, 10 мальчиков.
Дети очень дружелюбно относятся к мальчику, рады встрече с ним, предлагают ему свою помощь.
Цель: формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие мальчика, которое включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.
Задачи:
- Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования;
- Создание условий для установления полноценного контакта, формировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность;
- Развитие общей и мелкой моторики ребенка через двигательные виды деятельности, дидактические игры;
- Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь;
- Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- Обеспечивать преемственность обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Развитие интеллектуальных умений;
- Развитие творческого мышления, внимательности, воображения, сенсорной интеграции, зрительного внимания, памяти, через дидактические игры
- Формировать и развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание: | Развитие физической активности. развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. овладение подвижными играми с правилами | Овладение основными видами движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое | Развивать зрительно-моторную координацию руки и глаза Развивать общую моторику в процессе выполнения танцевальных движений | Общая моторика развита достаточно | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие | Расширение степени понимания обращенной речи, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации. | Появилось больше новых инструкций, которые понимает. Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает. Появление 2-3 имитационных вербальных актов Показывает на карточке 2 действия. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Интеллект (познавательное развитие) | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2-4 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на группы Строит постройки из элементов по образцу Собирает вкладыш из нескольких частей. Знает цифры до 10, имеет представление о числовом ряде, пользуется порядковым и количественным счётом. Владеет временным понятием сутки. Различает пространственные направления относительно себя. | Деятельностные пробы |
Мелкая моторика (познавательное развитие) | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина | Приклеивает, намазывает клеем , лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности |
Познавательный интерес (социально-коммуникативное) | Формирование умения работать за столом не менее чем 20 минут, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. | Работает за столом не менее 20 минут, удерживает контакт | Наблюдение, фиксация времени |
Саморегуляция деятельности (социально-коммуникативное) | Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно действие | На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку | Деятельностные пробы, наблюдение |
Игровая деятельость (социально-коммуникативное) | Формирование интереса к игровой деятельности | Совместная игра со сверстниками, выбор игры | Деятельностные пробы, наблюдение |
Навыки самообслуживания (социально-коммуникативное) | Обучение умению самостоятельно одеваться, обуваться | Самостоятельно обувается, одевается | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работа узких специалистов
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
педагог-психолог | 1. Развитие восприятия: -развитие умения выделять наложенные и зашумленные изображения; -развитие умения воспринимать изображение целостно и отдельные его части; - развитие подражания действиям педагога; -развитие умения понимать и выполнять простые инструкции педагога. 2. Развитие внимания: - развитие произвольности внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; - формирование умения работать за столом в течении 15 минут. 3. Развитие памяти: -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 5); * сличать называние животных, игрушек с их картинками. 4. Развитие мышления: - развитие умения обобщать предметный материал по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель; -формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). 5. Развитие саморегуляции: - развитие умения выполнять самостоятельно многократно отработанное действие; - развитие умения находить ошибки при выполнении задания и исправлять их. 6. Развитие мелкой моторики: -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). II.Развитие коммуникативной деятельности: -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; - выполняет инструкции педагога; - формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:
использование психодраммы. | 1. Ребенок выделяет и называет зашумленные и наложенные изображения; - умеет подражать действиям педагога; - понимает и выполняет простые инструкции. 2. Ребенок сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут; - ребенок работает за столом в течении 15 минут. 3. -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 5); * сличать называние животных, игрушек с их картинками. 4. Умеет обобщать и исключать изображения по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель; -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). 5. Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие; - находит ошибки при выполнении задания и исправляет их. 6. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Четко выполняет инструкции педагога; - участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. | 1.Промежуточный мониторинг по блоку. 2. Наблюдение. 3. Промежуточныймониторинг по блоку. 4. Промежуточный мониторинг по блоку. 5. Наблюдение. 6. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. 7. Итоговая диагностика. |
Учитель-логопед | Установление полноценного контакта. Развитие понимания речи. Обогащение пассивного словаря. Развитие активной речевой подражательности. Развитие артикуляционнаой моторики и дыхания. | У ребенка сформируется положительный-эмоциональный настрой на совместную деятельность с логопедом. Ребенок научится выполнять короткие, доступные инструкции, находить предметы, игрушки, узнавать и показывать их по инструкции логопеда. У ребенка обогатится пассивный словарь в рамках лексических тем. У ребенка появятся звукоподражания. Артикуляционная моторика улучшится. Усилится речевой выдох. . | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
Инструктор по ФК | Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков самостоятельной ходьбы по кругу, на полной стопе, бег по дорожке, по ограниченной поверхности(скамейке). Прыжкам на двух ногах. ползание на четвереньках(низких, средних, высоких).выполнять упражнения с большим и малым мячом. Учить подбрасывать и ловить мяч, отбивать об пол двумя руками. | На предложенные задания реагирует частично, двигается легко - ходьба и бег соответствует возрастной норме; -в сочетании с ходьбой на носках по неровной массажной дорожке; лазание по гинастической стенке выполняет с помощью взрослого; хорошо прокатывает мячи перебрасывает его. расширились умения прыгать на двух ногах с продвижением вперед (расстояние 2-3 метра). | Деятельностные пробы |
Музыкальный руководитель | Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, развитие двигательной активности , игры на шумовых ДМИ, развитие координированности движений, формирование певческих умений в процессе подпевания взрослому, активизировать слуховую восприимчивость | Методом включения в занятия музыкальных игр, хороводов, прослушивания произведений с изображением материала, сюжетных музыкальных игр ребенок приобщен к музыкальной-художественной деятельности,приобщен к музыкальному искусству, развита двигательная активность, игры на шумовых ДМИ, развита координированность движений, сформированы певческие умения в процессе подпевания взрослому, активизирована слуховая воспиимчивость. | Пробы и участия в итоговом событии |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
-Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
- Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
-Восприятие художественной литературы и фольклора
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
-Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- Двигательная (овладение основными движениями)
За счет чего достигаем результатов?
- Чередование умственной нагрузки и отдыха;
- Обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному;
- Позитивная поддержка взрослого;
- Стимулирование речи;
- Использование визуального расписания.
- Использование сюрпризных моментов для привлечения к различным видам деятельности;
- Вовлечение в игру с сюжетными игрушками - куклами, животными, героями сказок.
- Учет цикличного характера продуктивного взаимодействия ребенка, при пресыщении умственной деятельностью возможно применение исключения из ситуации взаимодействия на некоторое время.
- Введение ритуалов начала и окончания определенных видов деятельности.
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
Задачи:
- Помощь в освоении программы на основе заданий педагога
2. Сопровождение узких специалистов:
- Учитель-логопед
- Психолог
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
3. Условия реализации ИМ на групповых занятиях:
-формирование положительного эмоционального настроя на совместную деятельность через постепенное включение в игровые и режимные моменты;
- адаптация содержания по типу упрощения;
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;
-использование сюрпризных моментов и игровых приемов для развития познавательного интереса и привлечения к различным видам деятельности;
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;
-при проектировании организованной образовательной деятельности учитывать индивидуальные особенности ребенка;
-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка;
-многократное повторение материала;
-использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками у ребенка;
-частая смена видов деятельности;
Организация специальных условий для получения дошкольного образования Руслана в детском саду:
Параметр | исполнение | ответственный |
Построение комфортной среды: освещение и уровень шума | Музыка, шум без ограничений | специалисты, воспитатель |
Изменение в помещении | Наличие места, где ребенок может отдыхать (уголок уединения с мягким ковром и подушками) | Воспитатели, дефектолог |
Визуальная поддержка | Расписание режима дня, инструкции по одеванию/раздеванию, карточки-эмоции, стимулы | воспитатель, дефектолог, родитель |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм Чередование занятий и отдыха | воспитатель, дефектолог, специалисты |
Срок реализации маршрута -
Работа с родителями
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Цель: Вовлечение родителей воспитанника в единое образовательное пространство; оказание помощи семье в вопросах воспитания и обучения ребенка, установление доверительных и партнерских отношений.
Задачи:
- формирование психолого - педагогических знаний родителей;
- оказание помощи семье воспитанника в развитии, воспитании и обучении ребенка;
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
.
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
Работа с детьми группы
- Приобщение детей группы к помощи и поддержке мальчика в совместной деятельности в игровой форме, в творческой деятельности;
- Формирование коммуникативных навыков при общении мальчика с детьми;
- Объяснение детям тех или иных особенностей поведения ребенка, выявления причин, настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройством экспрессивной речи.
Индивидуальный маршрут развития выстраивается с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании комплексной диагностики (структура нарушений речи и анализ причин отклонений)....
Индивидуальный маршрут развития ребенка
Индивидуальный маршрут развития ребенка...
Индивидуальный маршрут развития ребенка
Индивидуальный маршрут развития ребенка...
Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...