Занятие – викторина по экологическому воспитанию «Мы - друзья природы»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: Систематизировать представление детей о многообразии природы.
Задачи:
Закреплять умение правильно вести себя в природе, знакомить с Красной книгой с представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Развивать интерес к родному краю, объяснять, что в природе все взаимосвязано, устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность и познавательную мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-_viktorina_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: занятие – викторина по экологическому воспитанию «Мы - друзья природы»
Возраст: подготовительная группа 6-7 лет
Образовательная область: познавательное развитие
Интегрированные разделы общеобразовательной программы: Развитие речи»
Форма: занятие-викторина
Цель: Систематизировать представление детей о многообразии природы.
Задачи:
Закреплять умение правильно вести себя в природе, знакомить с Красной книгой с представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Развивать интерес к родному краю, объяснять, что в природе все взаимосвязано, устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность и познавательную мотивацию.
Словарная работа: березняк, ельник, дубрава.
Планируемый результат:
Оборудование: ИКТ, фонограмма шума леса, материал для имитации поляны, мяч, лего.
Предварительная работа: Проведение занятий, бесед о лесе, о красной книге, дидактических игр. Чтение художественной и познавательной литературы, разучивание пословиц и поговорок об осени, правил, что нельзя делать в лесу.
Структура:
1. Вводный организационный момент.
2. Основная часть
2.1 Беседа о лесе
2.2 Задание « Разминка»
2.3 Игра « Цепочка слов»
2.4 Беседа о Красной книге
2.5 Игра « Что сначала, что потом»
2.6 Загадки-задачки
2.7 Чтение пословиц и поговорок
2.8 Задание « Найди правильное решение сложных ситуаций»
2.9 Пирамиды « Что нельзя делать в лесу»
Ход занятия: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их на татарском языке. Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. На столе лежат амулеты, вам нужно каждому подойти и взять один. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.
У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». А сейчас представьте свои команды.
Команда «Чистый ручеек»:
Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним мы красоту природы,
Пусть журчит, искрится
Чистый родничок!
Команда «Защитники леса»:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим,
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.
Воспитатель: Ну, вот и познакомились. Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?
( по музыку дети проходят к экрану с изображением леса)
Воспитатель: А что такое лес, вы знаете?
Дети: Лес – это место где много разных деревьев.
Воспитатель: Что растет в лесу?
Дети: В лесу растет трава, ягоды, грибы,
Воспитатель: Кто живет в лесу?
Дети: Насекомые, птицы, звери.
Воспитатель: Ребята, леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы?
Дети: Березняк, березовая роща.
Воспитатель: А где растут ели, сосны?
Дети: Ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес.
Воспитатель: Много дубов?
Дети: Дубрава.
Воспитатель: А что такое смешанный лес?
Дети: Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель.
Воспитатель: Вы хорошо знаете про лес.
А сейчас, я вас приглашаю на поляну,1 конкурс разминка, а вопросы задаст Алена Петровна. За две минуты нужно ответить на большее количество вопросов.
Воспитатель:
Какое дерево является символом нашей Родины?( береза)
Кто собирает грибы спиной? ( ежик)
Какую траву можно узнать с закрытыми глазами? ( крапива)
Кто шляпу носит , а здороваться не умеет? (гриб)
Сколько ног у паука? ( восемь)
У какого зверя глаза одновременно видят, сбоку и даже сзади: ( у зайца)
Какая птица лечит деревья? ( дятел)
Назовите диких животных на татарском языке. ( аю, буре, керпе,тельке, куян)
Чем в основном питаются перелетные птицы? ( насекомыми)
Без чего, не сможет расти растение? (свет, вода, тепло)
У какого насекомого крылышки красные с черными точками? ( у божьей коровки)
Почему на Земле происходит смена дня и ночи? (потому что земля вращается вокруг своей оси)
Что произойдет, если солнечные лучи не будут освещать и согревать Землю? (Всё живое погибнет).
Как называется плод дуба? (желудь)
Кто, на себе дом носит? ( улитка)
Какие лекарственные растения вы знаете? ( подорожник, мать-и-мачиха)
Сколько ног у жука? (шесть)
У какой птицы красная грудка? ( у снегиря)
Какое животное является ближайшим родственником кролика? ( заяц)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? ( кукушка)
Лев – дикое или домашнее животное? ( дикое)
Что происходит в природе зимой, когда световой день короткий? (Наступают холода, многие животные впадают в спячку. Большинство растений сбрасывают листья)
Как одним словом называются животные , которые живут в лесу? (дикие)
У какого дерева белый ствол? ( береза)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем.
Игра « Цепочка слов»
У меня волшебный мяч:
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Какая бывает погода осенью:
- Когда идет дождь – дождливая.
- Когда дует ветер – ветреная.
- Когда холодно – холодная.
- Когда пасмурно – пасмурная.
- Когда сыро – сырая.
- Когда хмуро – хмурая.
- Когда ясно – ясная.
Воспитатель: Я вас приглашаю подойти к экрану. Поговорим о красной книге. Что такое красная книга. Международная Красная книга, имела необычные страницы. Чем они отличались от обычных книжных страниц?
Дети: Они разного цвета: красные, желтые, белые и зеленые.
Воспитатель: О каких животных рассказывалось на страницах Красного цвета?
Дети: Животные, которые могут исчезнуть в ближайшее время.
Воспитатель: Зеленого цвета?
Дети: Тех, которых удалось спасти.
Воспитатель: Белого цвета?
Дети: Животные, которые редко встречаются на земле.
Воспитатель: Желтого цвета?
Дети: Животные пока часто встречаются, но их становится мало.
Воспитатель: О чем, кроме названия того или иного вида животных, написано в Международной Красной книге?
Дети: О программе спасения этих животных.
Воспитатель: Назовите растения и животных, которые занесены в Красную книгу России.
Дети: Ландыш, лесные фиалки, женьшень. Тигр, зубр, черный аист, снежный барс)
Воспитатель: А для следующего конкурса я вас приглашаю к столу.
Игра « Что сначала, что потом» нужно карточки разложить так, кем или чем был сначала и кем или чем стал потом.
Воспитатель: Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжить наше путешествие, а сейчас мы поиграем
Игра « Угадай по описанию» ребята, надо на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу.
« Это дерево веселое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы ( рябина)»
« Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, еще у нее имеются сережки с семенами ( береза)»
« Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восхищается: Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов ( черемуха)»
« Это дерево легко узнать по стволу почти черного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный целебный мед ( липа)
« Загадки – задачки»
у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)
- с дерева сорвали четыре свеклы, а с куста – три моркови. Сколько фруктов сорвали с дерева и куста?
- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)
На березе выросло три больших и две маленьких шишки. Сколько всего шишек выросло на березе?
- кто про себя может сказать такое : «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю, ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)
- про кого говорят так : «Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)
отметим приметы и пословицы:
Приметы
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
Гром в сентябре – теплая осень.
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Пословицы
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Лето со снопами – осень с пирогами.
От осени к лету поворота нету.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Холоден сентябрь, да сыт.
Воспитатель: А на последний конкурс подойдите к экрану. А теперь команды должны найти правильное решение сложных ситуаций.
( задание для команды защитники леса)
Аня и Саша гуляли по парку и увидели на дереве надломанную ветку. Саша предложил сломать её до конца и замазать рану на дереве глиной. У Ани было другое предложение. Дети спасли ветку. Что предложила сделать Аня? Дети: Вернуть ветку в первоначальное положение, замазать поверхность надлома глиной и перевязать носовым платком.
(задания для команды чистый ручеек)
Рома и Егор нашли в кустах птенца, выпавшего из гнезда. Егор предложил взять его домой? Рома отказался. Как он объяснил свой отказ Егору?
Дети: Дома птенец погибнет, потому что дети не знают, как правильно его кормить. Лучше отойти от птенца. Мама – птица сама позаботится о нем.
Воспитатель: Наша викторина закончилась. Пока жюри подводит итоги, мы подойдем к столу.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы подведем итог нашего путешествия, соберем пирамиду « Что нельзя делать в лесу»
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву.
- Нельзя рвать цветы.
- Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
- Нельзя оставлять мусор в лесу.
- Нельзя кушать неизвестные ягоды, грибы.
- Нельзя уходить от взрослых.
- Нельзя бить стекло в лесу.
- Не вырезать надписи на деревьях.
- Нельзя портить несъедобные грибы.
- Нельзя много пилить деревьев.
- Нельзя включать сотовый телефон в грозу.
Ведущий: Ребята, посмотрите какую высокую и важную пирамиду вы собрали, надеюсь, что вы научите всем этим жизненно важным правилам своих друзей и родителей.
А сейчас предоставляем слово жюри.
А нам пора возвращаться в детский сад.
( дети под музыку уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»
Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми (5-7 лет) по экологическому воспитанию «Мы – друзья природы»
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми (5-7 лет) "Мы - друзья природы" состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой содержит пояснит...
Проект по экологическому воспитанию "Дети - друзья природы"
Материал содержит игры, чтение художественной литературы, беседы.Защита проекта проводится воспитанницей детского сада....
Конспект по экологическому воспитанию "Мы друзья природы"
Воспитание у детей радостного, заботливого отношения к пробуждающейся природе....
Конспект занятий по экологическому воспитанию "Мы друзья природы"
На данном занятии, знакомим детей с окружающей природой.Ищем взаимосвязь между природой и человеком, учим детей беречь природу,относиться к природе с уважением....
Конспект занятия-викторины по экологическому воспитанию "Мы-друзья природы"
Дети в игровой форме систематизировали свои знания о жизни животных, птиц и растительного мира в лесу....
Проект по экологическому воспитанию «Мы друзья природы!» для детей подготовительного дошкольного возраста
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...