Речь детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Мамедова Полина Аркадьевна
Ранний возраст очень значим для речевого развития ребенка, в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки (кроме свистящих и шипящих), сформировать грамматически правильную речь. Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых. Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик). Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов). Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей. У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это?», «Зачем?», «Куда?». Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны: - учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу); - учить составлять простые предложения по картинке; - учить пересказывать знакомые сказки, рассказы; - заучивать с детьми простые стихотворения; - вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них. Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия. Рекомендации по стимулированию речи детей раннего возраста: «Разговор с самим собой» Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай». «Параллельный разговор» Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт. «Провокация, или искусственное непонимание ребёнка» Например, если малыш показывает на полку с игрушками, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно, первой реакцией ребёнка будет возмущение, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. Подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В такой ситуации ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. «Распространение» Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью. «Потешки» Использование игровых песенок, потешек в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. При умывании ребенка, проговаривает потешку: «Водичка, водчика, умой мое личико…» «Выбор» Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?» «Замещение» «Представь, что…» - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку. Речь взрослого должна быть: - чёткой, неторопливой; - доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями; - грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения. Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, песни, тем лучше он будет развиваться. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rech_detey_rannego_vozrasta.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Речь детей раннего возраста

Мамедова Полина Аркадьевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад  №52 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Ранний возраст очень значим для речевого развития ребенка, в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки (кроме свистящих и шипящих), сформировать грамматически правильную речь.

Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.

Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).

Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).

Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.

У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это?», «Зачем?», «Куда?».

Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:

- учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);

- учить составлять простые предложения по картинке;

- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;

- заучивать с детьми простые стихотворения;

- вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.

Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.

Рекомендации по стимулированию речи детей раннего возраста:

«Разговор с самим собой»

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».

«Параллельный разговор»

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт.

«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка»

Например, если малыш показывает на полку с игрушками, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно, первой реакцией ребёнка будет возмущение, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. Подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В такой ситуации ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

«Распространение»

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

«Потешки»

Использование игровых песенок, потешек в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. При умывании ребенка, проговаривает потешку: «Водичка, водчика, умой мое личико…»

«Выбор»

Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»

«Замещение»

«Представь, что…» - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку.

Речь взрослого должна быть:

- чёткой, неторопливой;

- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

- грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, песни, тем лучше он будет развиваться. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....