Игровая деятельность в экологическом воспитании детей. Конспект занятия "Чудо в паутине"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Антонова Лариса Александровна

Познакомить детей с объектом живой природы-пауком., его образом жизни, строения. Воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и ее обитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pauki.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

                           

             Игровая деятельность в экологическом воспитании детей.
 
                                        «Чудо в паутинке».
                                                                           Воспитатель: Антонова Л.А.

 Возраст детей: 5-6лет. 
 Цель: познакомить детей с объектом живой природы – пауком, его образом жизни; особенностями строения, питания.
Задачи: Уточнить знания детей о насекомых, пауках. Рассказать о пользе пауков. Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; дать энциклопедические знания о пауках; воспитать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным; воспитать интерес, желание узнать о них что-то новое. Совершенствовать стиль партнерских отношений. Воспитывать уважение к природе путем сопереживания ситуации. Учить устанавливать причинно – следственные связи.  
Материалы и оборудование: «Жалобная книга природы», картинки с изображением насекомых и паука, офтальмотренажер с изображением паутины, клубок пряжи, нагрудные знаки с изображением паука по числу детей, ватные палочки, крем, глобус, фигурки паучков, заготовленная рама с липкими полосками. 
Вид детской деятельности: экология, экспериментирование.
Место проведения занятия: группа. 
Предварительная работа: просмотр энциклопедий; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; беседы: «Нелюбимые животные», «Кто такие насекомые»; загадки о животных, насекомых. 

Ход занятия.

Педагог приносит детям «Жалобную книгу природы», в которой находится жалоба от неизвестного живого существа. Педагог предлагает ее прочитать. Педагог читает детям:

«Меня и таких, как я, называют мерзкими. Говорят, что мы отвратительны, безобразны. А ведь на самом деле мы приносим пользу: при помощи паутины мух, комаров ловим. Самое главное -  на огромной площади в лесу мы в течении года истребляем около двух центнеров насекомых – вредителей. Людям ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для людей это забава, а для нас – беда. Помогите нам, пожалуйста!

Воспитатель. Ребята, вы догадались, от кого пришло письмо? Кто жалуется? (паук). 
Воспитатель.  Я тоже думаю, что эта жалоба от паука. (Включает фильм о пауках, дети смотрят на экране мультимедийного оборудования фрагмент из жизни пауков.)
Воспитатель.  Ребята, что интересного мы узнали из фильма? (Ответы детей).

Воспитатель.  Паук - это насекомое? 
                                                             -1-
Дети. Нет. 
Воспитатель. Почему? 
Дети. Потому что у насекомых шесть ножек и три раздела тела: голова, грудь и брюшко. У паука восемь ног, восемь глаз, нет крыльев, плетет паутину.
Воспитатель: Правильно. Пауков в природе существует множество видов. Они отличаются размерами, окраской, приспособленностью к среде обитания. Но всех их объединяет в эту группу, группу пауков, 2 основных условия, это - наличие восьми ног и восьми глаз, а также отсутствие усов. Благодаря тому, что у пауков восемь глаз, ему не приходится вращать головой – он и так все видит вокруг себя.
Воспитатель предлагает детям при помощи офтальмотренажера, не вращая головой сплести паутину «глазками».

Затем педагог подводит детей к столу, на котором разложены картинки с изображением паука и насекомых (по количеству детей). Проводится речевая игра «Один – много».

После игры дети подходят к другому столу.

Воспитатель. А почему насекомые, попав в паутину, не могут из нее выбраться, а паучок легко по ней передвигается? 
Предположения детей. 
Воспитатель. Давайте проведем опыт. Посмотрите, у меня есть паутинка. (Воспитатель показывает заранее приготовленную модель паутинки из тонкого скотча). Возьмите силуэты насекомых и пусть ваши насекомые «попадут» в паутинку. (Дети прикладывают своих насекомых к паутинке из скотча).

Что произошло? Почему насекомые не могут улететь из паутинки? 
Дети. Насекомые попадают в паутину и не могут выбраться, потому что паутина липкая. 
Воспитатель. А почему тогда паучок не прилипает? 
Предположения детей. 
Воспитатель. Давайте продолжим опыт. Теперь возьмите паучков смажьте их кремом и прилепите паучков к нашей паутине. Получилось? 
Дети. Нет. 
Воспитатель. Почему? 
Дети. А паучок, легко по ней передвигается, потому что его ноги покрыты особой смазкой. 
Воспитатель. Правильно, молодцы. Так и в природе. У паучка лапки покрыты смазкой, поэтому он и не прилипает.
Воспитатель подводит детей к глобусу. А как вы думаете, где живут пауки.

Дети рассматривают глобус.

Воспитатель. Чтобы узнать, где живут паки, я предлагаю вам поиграть в игру «Паутина жизни».
Игра «Паутина жизни»:
Ребенок берет клубок ниток. Что нужно паучку для жизни? Другой ребенок говорит – насекомые, и клубок передается ему (конец нитки остается у первого).  А что нужно еще для жизни, и тут откликаются третий ребенок и говорит - растения. И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны

                                                           -2-

«паутиной». Воспитатель комментирует происходящее, поясняя, что ниточки, которые соединили все со всеми, существуют в природе, только они невидимы, но связывают одни природные объекты с другими. 
Что же будет, если мы уберем из нашей паутинки хотя бы одно звено, например, воду? 
Дети. «Паутинка» начинает рассыпаться. 
Воспитатель. Какой можно сделать вывод? 
Дети: В природе все взаимосвязано. 
Воспитатель: Правильно.  Теперь вернемся к глобусу. Ответьте, какова же среда обитания пауков?

Дети делают вывод: пауки живут везде, где есть солнце, воздух, вода, растения, насекомые.

Воспитатель проводит подвижную игру «Вершки – корешки).
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что насекомые и пауки могут предсказывать погоду? Если внимательно понаблюдать за ними они многое нам расскажут. Какие приметы вы знаете? 
- Паук неподвижно сидит посередине паутины или прячется в темный уголок – ожидается ненастье.

 . 
Педагог. Мы поговорили с вами про пауков. Скажите, что мы знаем о них?

Свои ответы дети закрепляют на магнитной доске при помощи карточек.

Затем воспитатель показывает детям поднос с ленточками красного и синего цвета. И еще один вопрос: будете вы обижать пауков и рвать паутины летом? Если «Да», то возьмите ленточки красного цвета, если «Нет», то синего.

Дети делают свой выбор.

                                                                                  -3-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Жалобная книга» (для детей подготовительной группы)

Формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано.  Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Воспитывать умение правильно вести себ...

"Картотека игровой деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

В ланном материале представлен материал по проведению игровой деятельности по "Познавательному развитию" (ребенок познает мир природы) с детьми старшего дошкольного возраста....

"Игровая деятельность в экологическом воспитании детей"

Презентация из опыта работы по экологическому воспитанию....