Игровая деятельность в экологическом воспитании детей. Конспект занятия "Чудо в паутине"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Познакомить детей с объектом живой природы-пауком., его образом жизни, строения. Воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и ее обитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pauki.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность в экологическом воспитании детей.
«Чудо в паутинке».
Воспитатель: Антонова Л.А.
Возраст детей: 5-6лет.
Цель: познакомить детей с объектом живой природы – пауком, его образом жизни; особенностями строения, питания.
Задачи: Уточнить знания детей о насекомых, пауках. Рассказать о пользе пауков. Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; дать энциклопедические знания о пауках; воспитать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным; воспитать интерес, желание узнать о них что-то новое. Совершенствовать стиль партнерских отношений. Воспитывать уважение к природе путем сопереживания ситуации. Учить устанавливать причинно – следственные связи.
Материалы и оборудование: «Жалобная книга природы», картинки с изображением насекомых и паука, офтальмотренажер с изображением паутины, клубок пряжи, нагрудные знаки с изображением паука по числу детей, ватные палочки, крем, глобус, фигурки паучков, заготовленная рама с липкими полосками.
Вид детской деятельности: экология, экспериментирование.
Место проведения занятия: группа.
Предварительная работа: просмотр энциклопедий; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; беседы: «Нелюбимые животные», «Кто такие насекомые»; загадки о животных, насекомых.
Ход занятия.
Педагог приносит детям «Жалобную книгу природы», в которой находится жалоба от неизвестного живого существа. Педагог предлагает ее прочитать. Педагог читает детям:
«Меня и таких, как я, называют мерзкими. Говорят, что мы отвратительны, безобразны. А ведь на самом деле мы приносим пользу: при помощи паутины мух, комаров ловим. Самое главное - на огромной площади в лесу мы в течении года истребляем около двух центнеров насекомых – вредителей. Людям ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для людей это забава, а для нас – беда. Помогите нам, пожалуйста!
Воспитатель. Ребята, вы догадались, от кого пришло письмо? Кто жалуется? (паук).
Воспитатель. Я тоже думаю, что эта жалоба от паука. (Включает фильм о пауках, дети смотрят на экране мультимедийного оборудования фрагмент из жизни пауков.)
Воспитатель. Ребята, что интересного мы узнали из фильма? (Ответы детей).
Воспитатель. Паук - это насекомое?
-1-
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что у насекомых шесть ножек и три раздела тела: голова, грудь и брюшко. У паука восемь ног, восемь глаз, нет крыльев, плетет паутину.
Воспитатель: Правильно. Пауков в природе существует множество видов. Они отличаются размерами, окраской, приспособленностью к среде обитания. Но всех их объединяет в эту группу, группу пауков, 2 основных условия, это - наличие восьми ног и восьми глаз, а также отсутствие усов. Благодаря тому, что у пауков восемь глаз, ему не приходится вращать головой – он и так все видит вокруг себя.
Воспитатель предлагает детям при помощи офтальмотренажера, не вращая головой сплести паутину «глазками».
Затем педагог подводит детей к столу, на котором разложены картинки с изображением паука и насекомых (по количеству детей). Проводится речевая игра «Один – много».
После игры дети подходят к другому столу.
Воспитатель. А почему насекомые, попав в паутину, не могут из нее выбраться, а паучок легко по ней передвигается?
Предположения детей.
Воспитатель. Давайте проведем опыт. Посмотрите, у меня есть паутинка. (Воспитатель показывает заранее приготовленную модель паутинки из тонкого скотча). Возьмите силуэты насекомых и пусть ваши насекомые «попадут» в паутинку. (Дети прикладывают своих насекомых к паутинке из скотча).
Что произошло? Почему насекомые не могут улететь из паутинки?
Дети. Насекомые попадают в паутину и не могут выбраться, потому что паутина липкая.
Воспитатель. А почему тогда паучок не прилипает?
Предположения детей.
Воспитатель. Давайте продолжим опыт. Теперь возьмите паучков смажьте их кремом и прилепите паучков к нашей паутине. Получилось?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. А паучок, легко по ней передвигается, потому что его ноги покрыты особой смазкой.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Так и в природе. У паучка лапки покрыты смазкой, поэтому он и не прилипает.
Воспитатель подводит детей к глобусу. А как вы думаете, где живут пауки.
Дети рассматривают глобус.
Воспитатель. Чтобы узнать, где живут паки, я предлагаю вам поиграть в игру «Паутина жизни».
Игра «Паутина жизни»:
Ребенок берет клубок ниток. Что нужно паучку для жизни? Другой ребенок говорит – насекомые, и клубок передается ему (конец нитки остается у первого). А что нужно еще для жизни, и тут откликаются третий ребенок и говорит - растения. И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны
-2-
«паутиной». Воспитатель комментирует происходящее, поясняя, что ниточки, которые соединили все со всеми, существуют в природе, только они невидимы, но связывают одни природные объекты с другими.
Что же будет, если мы уберем из нашей паутинки хотя бы одно звено, например, воду?
Дети. «Паутинка» начинает рассыпаться.
Воспитатель. Какой можно сделать вывод?
Дети: В природе все взаимосвязано.
Воспитатель: Правильно. Теперь вернемся к глобусу. Ответьте, какова же среда обитания пауков?
Дети делают вывод: пауки живут везде, где есть солнце, воздух, вода, растения, насекомые.
Воспитатель проводит подвижную игру «Вершки – корешки).
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что насекомые и пауки могут предсказывать погоду? Если внимательно понаблюдать за ними они многое нам расскажут. Какие приметы вы знаете?
- Паук неподвижно сидит посередине паутины или прячется в темный уголок – ожидается ненастье.
.
Педагог. Мы поговорили с вами про пауков. Скажите, что мы знаем о них?
Свои ответы дети закрепляют на магнитной доске при помощи карточек.
Затем воспитатель показывает детям поднос с ленточками красного и синего цвета. И еще один вопрос: будете вы обижать пауков и рвать паутины летом? Если «Да», то возьмите ленточки красного цвета, если «Нет», то синего.
Дети делают свой выбор.
-3-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Жалобная книга» (для детей подготовительной группы)
Формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Воспитывать умение правильно вести себ...
"Картотека игровой деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
В ланном материале представлен материал по проведению игровой деятельности по "Познавательному развитию" (ребенок познает мир природы) с детьми старшего дошкольного возраста....
"Игровая деятельность в экологическом воспитании детей"
Презентация из опыта работы по экологическому воспитанию....
Консультация для педагогов дошкольного образования "Игровая деятельность в экологическом воспитании детей"
Консультация для педагогов...