Современные дидактические требования и методика проектирования СОД/НОД педагога с детьми
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Проскурина Надежда Георгиевна

Планирование–«…это функция педагогического… управления, представляющая собой совокупность действий по формированию представлений о будущем состоянии и результатах процесса, …по выбору его содержания, форм, способов организации и предполагаемых сроков проведения» (Степанов Е.Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proskurinan.g.pedsovet.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

     

 Современные дидактические требования и методика проектирования СОД/НОД педагога с детьми

Выполнила  Проскурина Н.Г

 «Занятие–гибкая организационная форма образовательного процесса, предполагающая реализацию инициативы воспитанника при поддержке педагога» Тимофеева Л.Л.

Как же проводится подготовка к НОД и что следует учитывать?

 Подготовка к НОД включает следующие компоненты:

 интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе

соответствие и продуманность структуры НОД целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность заданий.

Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

Целевая составляющая (триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО

Формулируя задачи образовательной деятельности, мы убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.

Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. Цель НОД – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.

Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка); сформулированы конкретно, Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ.

При организации НОД используют традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные -чувственное воспитание) и современные методы и приемы: методы формирования интереса к учению, долга и ответственности, методы повышения познавательной активности, методы повышения эмоциональной активности методы обучения и развития творчества.

Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности.

 Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка.

При проведении НОД следует выполнять ряд санитарно-гигиенических требований:

Общедидактические требования:

1.Добивается, чтобы воспитанники самостоятельно сформулировали цель занятия как собственную познавательную задачу, и создает на занятии атмосферу  сотрудничества

2.Продумывает систему мотивации у детей к речевой и познавательной деятельности; создает на занятии "точку удивления", условия ("ловушки") для фиксации воспитанниками границы между знанием и незнанием

3.Единица содержания образования (способ,схема,алгоритм,модель и т.д.) не дается воспитанникам в готовом виде, а проектируется на занятии вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости воспитатель изменял сценарий занятия, добиваясь запланированного результата

4.Использует парную или групповую работу воспитанников для взаимопомощи. Выбирает форму коммуникативного взаимодействия воспитанников в парах или в группах для проговаривания каждым ребенком нового знания, алгоритма действий во внешней речи

5.Применяет интерактивные методы обучения: поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, интеграцию образовательных областей

6.Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории на основе заданий дифференцированного характера.

7.Занятие имеет открытый временной конец, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной педагогом рефлексии воспитанниками их деятельности на занятии

Организационные требования: иметь в наличие продуманный план проведения НОД; четко определенные цель и дидактические задачи НОД; грамотно подобранные для рационального использования различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; организации процесса обучения через интеграцию содержания

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова:

1. Осуществление действий в совместной деятельности со взрослыми,

2. Совместная деятельность со сверстниками

3. Самостоятельная деятельность ребенка

Форма общения педагога с детьми при проведении НОД  Это - партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге. В ходе проведения НОД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей (рабочий гул).

 Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом правильно организованная НОД это:

Мотивация.

Субъект-субъект, сотрудничество.

Интеграция.

Проектная деятельность.

Партнерство.

Комплексный подход к обучению.

Самостоятельно-поисковая деятельность.

Разнообразие видов деятельности.

Совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Взаимодействие с семьями детей.

Учет интересов детей.

Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети

Какие же инновационные технологии используются? Это - проектная деятельность, проблемно-поисковая (исследовательская деятельность, ТРИЗ, метод моделирования, дифференцированное обучение, деятельностный метод, интегрированное обучение, проблемно-игровое обучение, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стиль общения взрослого и ребенка в рамках темы: проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми

Семинар-практикум Слайд 1.«Стиль общения взрослого и ребенка в рамках темы: проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми»Цель: Рассмотрение педагогами различных стилей общения с детьм...

консультация для воспитателей Требования ФГОС дошкольного образования к взаимодействию педагога с детьми

Данный материал поможет воспитателям при организации образовательной деятельности с детьми...

Проектирование совместной деятельности педагога с детьми

В основе проектирования лежит деятельностный подход. Деятельностный подход – это ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебн...

"Современные требования к организации НОД" консультация для педагогов ДОУ.

Современные требования к проведению занятия в ДОУ с учетом ФГОС ДО....

Консультация для педагогов "Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми"

Консультация на тему: «Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми».В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при эт...

Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности педагога

laquo;Квест игра – как форма организации работы по физическому развитию детей»Современного ребенка с самого рождения окружает насыщенная информационная среда. и его все сложнее чем &ndash...

Современные требования к педагогической деятельности и личности педагога.

Одной из самых социально значимых человековедческих профессий является профессия педагога, деятельность которого направлена на развитие и формирование человека. По теории А.Н.Леонтьева, главное, что о...