Стиль общения взрослого и ребенка в рамках темы: проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми
методическая разработка на тему
Семинар-практикум
Слайд 1.«Стиль общения взрослого и ребенка в рамках темы: проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми»
Цель: Рассмотрение педагогами различных стилей общения с детьми и выработка наиболее эффективных методов и приемов партнерского взаимодействия, направленного на создание наиболее комфортных условий жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с видами классификаций педагогических позиций типов отношений педагогов к детям. (Карабас-Барабас, Мальвина, Красная Шапочка, Спящая Красавица, Наседка, Снежная Королева, Мери Поппинс)- материалы сообщения педагогов-нарезки фрагментов из фильмов
2. Рассмотреть осознаваемые и неосознаваемые прямые и косвенные методы воздействия на воспитанников.
3. Проиграть упражнения на составляющие комфортные условия для жизнедеятельности воспитанника в ДОУ и наоборот (4 команды, кто больше)
4. Проработать оценку педагогом воспитанника как значимое место в профессиональном общении с ребенком (упражнения на повышение у детей самооценки) и способы формирования адекватной самооценки старшего дошкольника (упражнения проводит Юлия Казимировна)
5. Научить распознавать главную мысль через упражнение: написание письма коллеге по работе с целью получения «живого слова», прямого послания, вложенного автором письма. (Проработка эффективного Я-сообщения адресату)
1 Уважаемые коллеги, сегодняшний семинар-практикум посвящен стилю общения педагогов и воспитанников, а так же выработке наиболее эффективных методов и приемов партнерского взаимодействия для создания комфортных условий жизнедеятельности детей в детском саду.
В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при этом абсолютно все работают, только оказывают разное влияние на формирование личности детей. И сегодня мы попробуем более тонко прочувствовать особенности педагогов, занимающих ту или иную позицию, выделяя способы воздействия на ребенка.
Существует 6 воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Все позиции представлены через образы, что позволяет легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.
Слайд 2.Карабас-Барабас (его представит педагог 1)
Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщица, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не высказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.
Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во - первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу, Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
Слайд 3.Мальвина (ее представит педагог 2)
Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.
Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым, ограничивая развитие способностей
Слайд 4 Снежная королева (ее представит педагог 3)
Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры «ледяные головоломки,»). Для Кая «эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала,). Поцелуи Снежной королевы превратил и сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце Кая - символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы - власть над миром, и, в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума - самым совершенным зеркалом в мире,).
Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. « Снежная королева, искусно воспитывает рабов и функционеров.
Слайд 5 Красная Шапочка (ее представит педагог4)
Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.
Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, - предъявление своего натурально - ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель - Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных, предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия.
Позиции воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
Слайд 6 Наседка (ее представит педагог 5)
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.
Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб, психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Слайд 7 Мери Поппинс (ее представит педагог 6)
Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри, Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
Итак, из представленных 6 воспитательских позиций пять не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция Мери Поппинс приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. А, как известно, полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять позицию, способствующую этому развитию.
Естественно, мы должны понимать о том, «чистом» виде, как показывает практика, каждый из этих стилей общения встречается редко. Бывает, что педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия c детьми.
Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического (Карабаса-Барабаса и Мэри-Поппинс, Снежной Королевы и Мэри Поппинс), а демократический стиль c либеральным (Мэри-Поппинс и Красной Шапочки, Мэри-Поппинс и Наседки, Мальвина и Мэри Поппинс) и т. далее
Редко сочетаются друг c другом черты авторитарного и либерального стиля
(например Карабас-Барабас не сможет иметь черты Наседки или Красной Шапочки по объективным причинам (хотя в рамках другой обстановки это имеет место быть (педагог на работе -деспот, по отношению к своим детям родным не в силах даже сделать замечание)
Практическое задание
Предлагаем воспитателям разделиться на 3 команды и обобщить прослушанную информацию, заполнив таблицу формируемых личностных качеств при соответствующем педагогическом стиле управления детьми.
Слайд 8 (показать после того как воспитатели предоставят свои ответы)
-А сейчас внимание на слайд, с ответами которого вы можете свериться.
Карабас -Барабас | Мальвина | Снежная Королева | Красная Шапочка | Наседка | Мэри Поппинс |
авторитарный | либерально-попустительский | демократический | |||
Дети привыкают к крику и не слышат спокойный голос, надрессированны, двойная позиция-в основе идеалов ложь | Отсутствие инициативности, самостоятель-ности, любознатель-ности | Отсутствие эмпатии, жестокость безынициа-тивность | Инфантилизм Неорганизованность нерезультативность |
| Партнер
чувствует себя эмоционально защищенным
стимулируется умственная активность и мотивиция к достижениям в познавательной деятельности
|
(таблица выводится на слайд)
Слайд 9
Далее мы с вами рассмотрим «Осознанные и неосознанные воздействия на воспитанников»
Осознанные воздействия это словесное и несловесное поведение педагога, которое он строит и осознает именно как воспитательное воздействие прямо или косвенно направленное на формирование личности ребенка, создание благоприятного климата в группе.
Неосознаваемое воздействие - это такое поведение педагога, которое он не осознает как меру воздействия на ребенка или группу детей (он может чем-то поделиться с няней, а на ребенка эта новость может оказать какое-то воздействие)
Слайд (10-15)
А сейчас, я вам предлагаю посмотреть детские рисунки «Воспитатель глазами детей» (идет слайдовый ряд детских рисунков)-обратите внимание на цвет, использование плавных линий, здесь не представлены работы детей, которые относятся к воспитателю с агрессией по этическим соображениям, таких рисунков всего два
Кроме рисунков детям подготовительных групп предлагалось продолжить предложение о своем воспитателе:
Слайд 15
Большая часть детей продолжили предложение: Моя воспитательница…(красивая, хорошая, добрая, с нами занимается, справедливая, вежливая, веселая), было несколько детей, совсем немного, которые затруднялись в ответах о том, какая воспитательница
Продолжи предложение: «Мы не любим, когда воспитатель кричит на нас, когда он нас ругает… (ответы были в основном такие)
Слайд 16
В процессе воздействия существуют прямые и косвенные методы воздействия. Прямые, в свою очередь непосредственно обращены непосредственно к воспитаннику, касающееся поведения (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и другие)
Косвенное воздействие – это воздействие через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т д.
Сущность косвенного воздействия состоит в том, что управляющий не чинит препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого направления поведения, но он изменяет так окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему.
Практическое задание
Предлагаю вам на листочках выполнить практическую работу: одна команда вспомнит прямые методы воздействия, другие две команды косвенные
Далее мы с вами сделаем проверку по слайдам
Слайд 17
(Вопрос к педагогам):
В работе с шестилетками какие методы воздействия наиболее эффективны? (особенно эффективны косвенные воздействия: через игру, сказку, песню, музыку. (Так же мы действуем через опосредованные персонажи: куклу, игрушку, через оценивание)).
Какие методы воздействия эффективны для малышей? (с чем это связанно?)
Для того чтобы оказывать оптимальное воздействие на ребенка с целью формирования его личности необходимо владеть многими навыками и умениями, в большей степени - коммуникативными.
Мы не будем сегодня рассматривать данные навыки, рассмотрим очень важную составляющую в коммуникации: педагогическую оценку.
Воспитатель использует стимулирующую оценку, которая предполагает воздействие на волевую сферу ребенка посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений
(О том, какие существуют рекомендации по формированию самооценки дошкольника поделится Гульнара Раудатовна)
А практическую часть, направленную на повышение у ребенка самооценки, проведет Юлия Казимировна.
Спасибо всем коллегам за практическую часть и в завершении нашего семинара-практикума мы коснемся формулы партнерских отношений между педагогом и взрослым, вопрос о том, что отражают партнерские отношения? В партнерском взаимодействии люди общаются, воспринимают друг друга, обучаются друг у друга и обогащаются взаимно
Формула партнерского взаимодействия(ее составляющие)
1. Уважение (ценность и значимость партнера, его мнения)
2.Интерес к партнеру (стремление узнать его потребности на основе возрастной психологии можно рассмотреть, так же индивидуальный подход)
3.Наличие общей цели (общее поле, пространство, где проходит наше взаимодействие: в семье мы не соседи, мы вместе, в группе мы все вместе)
4.Диалог (как форма контакта_ мы можем говорить друг другу многое, но конструктивного диалога не происходит
5.Договор о взаимодействии (понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера: правила взаимодействия внутри системы, внутри нас)
6.Права (что может знать ребенок через вас: что он может в это время играть, в любое время идти в туалет…)
7.Ответственность (готовность держать ответ за принятые на себя обязательства: ответственность возможна только тогда, когда есть возможность выбора-это одна из наиболее трудных составляющих партнерских отношений. Как правило ребенка не учат реальной ответственности за себя и свои действия. Ребенка важно учить заботиться о себе, проявлять ответственность в отношении себя самого: здоровья, тела, своих отношений и не дают в полной мере отвечать за свои действия (Человек не может отвечать за другого человека, животного, а именно за личностные проявления, но они могут отвечать за действия в отношении человека, животного , т.е. мне не подвластен срок жизни кошки (генетический), но я ответственен за то, что должен ее кормить и заботиться о ней.
Всегда ли мы можем использовать данную модель отношений с ребенком?
В чем кроется подвох партнерского отношения с точки зрения психологии детей дошкольного возраста? (дискуссия с педагогами)
Рефлексия
Хочется получить обратную связь с коллегами, что понравилось и что могли бы взять в чемодан с собой сегодня?
Используемая литература:
1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М.: Флинта, 1998.
2. Бодалев А.А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт
3. Бодалев А.А. «Психология общения». М., 1996.
4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2009 г.
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Ред. Вераксы Н.Е. – М., 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА» (по взаимодействию семьи и ДОУ)
Исследованием речи психологи занимаются долгие годы. К вопросу возникновения и развития речи обращались А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, М. И. Лисина, О. С. Ушакова, А. Н. Л...
Совместная партнерская деятельность педагога с детьми 3-4 лет по работе с блоками Дьенеша. По теме: «Строим корабли».
Интегрированное занятие по альбому "Логические длоки Дьенеша дл самых маленьких". Занятие тематическое, даются первоначальные знания о празднике защитников Отечества....
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
Консультация для педагогов "Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми"
Консультация на тему: «Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми».В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при эт...
Стили общения взрослого с ребенком
Стили общения взрослого с ребенком...
Утренний круг, как партнерское взаимодействия педагога с детьми.
Создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению....
Стили общения взрослого и ребенка
Стили общения взрослого и ребенка...