Кейс – технологии в работе с дошкольниками
методическая разработка по теме
«Кейс – технологии в работе с дошкольниками.
Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»
Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_v_rabote_s_detmi.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кейс – технологии в работе с дошкольниками.
Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»
Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Виды кейс – технологии:
- Анализ конкретных ситуаций,
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
- умение дошкольников принять на себя роль;
- умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
- ролевое взаимодействие.
Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования
Этапы | Деятельность детей |
Знакомство с ситуацией, её особенностями | Воспринимают предложенную ситуацию |
Актуализация знаний | Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются |
Мозговой штурм | Осуществляют поисковую деятельность |
Презентация | Представляют свои роли, осуществляют презентацию |
Рефлексия | Анализируют, делают выводы |
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»:
- Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
- Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
- Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
- Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
- Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
- Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
- Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
- Навык положительного отношения к миру.
Пример «Настоящие друзья»
Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»
Обсуждение ситуации: что произошло?
Обыгрывание ситуаций
Детям предлагается разбиться на пары: один ребенок – мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.
Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.
В конце дети и педагог приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?
Технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета
Технология кейс – стади (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология кейс – стади направлена на:
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади
Название этапа | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Постановка проблемы | Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. | Осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. |
Мозговой штурм | Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. Помогают проанализировать принятое решение. | Объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. |
Презентация | Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. | Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. |
Рефлексия | Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. | Применяют знания в различных ситуациях. |
Что такое речевой этикет?
Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые коллективом в соответствии с обстановкой общения.
Формирование навыков и умений в освоении форм речевого этикета:
- умение пользоваться формулами речевого этикета;
- соблюдение норм употребления слов, умение говорить так, чтобы обеспечить себе понимание со стороны собеседника;
- правильное употребление слов и этикетных формул в разных ситуациях общения;
- приобретение опыта этикетного поведения;
- потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
- обогащение речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью её соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придаёт ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.
Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)
Цель: закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета. Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
- Юру позовите.
- Юры нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
- Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
- Почему?
- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
- Предложите свой вариант разговора по телефону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»
В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии". Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...
Мастер–класс «Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе...
Мастер класс для педагогов: "Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"
Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми....
Консультация для педагогов «Кейс – технологии в работе с дошкольниками»
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.Важной особенностью данной технологии является:· умение дошкольников принять на себя роль;· ум...
«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»
Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....