Консультация для педагогов "Кейс-технология в работе с дошкольниками" (Кейс-стади)
консультация
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками.
Технология – «Кейс – стади (ситуация)»
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями.
Это значит:
-уметь точно формулировать проблему;
-быстро, эффективно собирать и оценивать информацию;
-выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;
- продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.
Педагогические технологии обязательно должны:
-развивать любознательность - основу познавательной активности;
-способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности;
-творческое воображение как направление интеллектуального развития;
-коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками;
-способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств;
-понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).
Кейс-технологии
Существуют различные определения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах.
Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Кейс – технологии в дошкольном образовании – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Виды кейс – технологии:
- Кейс –стади (ситуации),
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Сегодня мы познакомимся с одним из видов кейс –технологий.
Технология «Кейс –стади ( ситуация).
Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология кейс – стади направлена на:
- освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.
Название этапа | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
1.Постановка проблемы | Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. | Осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. |
2.Мозговой штурм | Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. | Помогают проанализировать принятое решение. Объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. |
3.Презентация | Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. | Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. |
4. Рефлексия | Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. | Применяют знания в различных ситуациях. |
Цели кейса-стади — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.
Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Идеи технологии:
-предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
-акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем;
отличие данной технологии от традиционных технологий:
-ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы;
-результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе;
-воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком; -творческой конкуренции в этой технологии так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
-соответствовать чётко поставленной цели создания;
-иметь соответствующий уровень трудности;
- быть актуальным;
-иллюстрировать типичные ситуации;
-развивать аналитическое мышление;
-провоцировать дискуссию.
Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.
Выводы:
Технология кейс-ситуации актуальна, соответствует требованиям ФГОС, нацелена на личностно- ориентированное деятельностное обучение. Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью предлагаемого детям материала. Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение -альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его деятельность.
Примерные темы кейс - стадии:
Кейс «Разговор по телефону»
Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета. Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Текст: Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа. - Юру позовите. - Юры нет дома. А с кем я говорю? - Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
- Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
- Почему?
- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
- Предложите свой вариант разговора по телефону.
Кейс «Аленка потеряла куклу»
Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.
Текст: Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась.
Вопросы:
- Как бы вы поступили на месте Аленки?
Кейс «Три собачки»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.
Текст: Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть).
Вопрсы:
- Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?
Кейс «Случай во время обеда»
Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.
Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки.
Вопросы:
Почему у Пети не было ложки?
Кейс «В гости к медвежонку»
Цель: закрепить знания о длине.
Текст: Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним.
Вопросы:
Почему так долго бежал волк?
Кейс «Кукла Катя встречает гостей»
Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет.
Вопросы:
Как бы вы поступили на ее месте?
Кейс «В магазине»
Цель: продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.
Текст: Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например, «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Лена очень обиделась.
Вопросы:
Как бы вы поступили на месте продавца?
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета
Кейс 1. «Знакомство»
Цели:
-формировать культуру общения;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Текст: Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
- Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
- Что они должны были сделать?
- Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
✓Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».
Цели:
-формировать культуру общения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Текст: Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в комнату.
Вопросы:
- Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
- Что она сделала неправильно?
- Как должна была поступить Даша?
- Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
✓ Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Цели:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения; -воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
Текст: Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. - Хорошо. - Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
- Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой?
- Почему?
- Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
- О каких правилах речевого этикета забыла Аня?
- Какие ошибки допустила?
✓Предложите свой вариант разговора по телефону.
Разыграйте ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ»
Цели:
-продолжать формирование культуры общения;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Текст: Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама. - Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы:
- Как вы думаете, как поступит Витя?
- Какой разговор возможен с мамой?
- Что Витя скажет ребятам?
✓ Как бы вы поступили в данной ситуации?
✓Предложите свои варианты ответа.
Кейс 5. «Просьба»
Цели:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.
Текст: У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. - Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы:
-Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
- Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
- Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
✓ Как бы вы поступили в данной ситуации?
✓ Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Цели:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.
Текст: Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре: - Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец. - Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу. - Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался. - что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола. Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…
Вопросы:
- Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
- Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
✓ Как бы вы поступили в данной ситуации?
Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже её творцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Система оздоровительной работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Работа с родителями».
Консультация знакомит родителей с оздоровительной работой в ДОУ...
Консультация для педагогов со стажем работы до 5 лет "Формы работы с семьей"
Консультация для педагогов со стажем работы до 5 лет "Формы рабрты с семьей"Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный о...
Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма" консультация по обж
Консультация для воспитателей "Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".
Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательн...
Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников Консультация для педагогов (из опыта работы)
Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанниковКонсультация для педагогов (из опыта работы)...
Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»
laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....
Консультация для родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Работа с родителями, является одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, и...