Мастер класс для педагогов: "Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"
методическая разработка

Окотэтто Мария Николаевна

Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок» мастер класс для педагогов «Использование кейс-технологии в дошкольном образовании» Подготовила : воспитатель Окотэтто Мария Николаевна

Слайд 2

Цель мастер класса: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми . Задачи: расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении; создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов; повысить их профессиональное мастерство.

Слайд 3

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Слайд 4

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. casus (лат.)– запутанный, необычный случай; case ( анг .) – портфель, чемоданчик.

Слайд 5

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Слайд 6

Виды кейсов Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным ). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки ).

Слайд 7

Что может содержать кейс? - Текстовый материал; - Иллюстративный материал.

Слайд 8

Типы кейсов: Кейсы-инциденты: Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации. Кейсы-драматизации. Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений. Кейсы-вариации и догадки: Серия опорных картинок. Предметные картинки, демонстрирующие источник опасности. Кейсы наоборот. Кейсы-варианты развития событий.

Слайд 9

Виды кейс-технологии в дошкольном образовании : фото-кейс; кейс-иллюстрации; проигрывание ролей ( ролевое проектирование).

Слайд 10

Фото-кейс На первом этапе знакомим детей с фотографией. Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?

Слайд 11

Кейс – иллюстрации - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Слайд 12

«Кейс - наоборот» «Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу». «Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»

Слайд 13

В процессе освоения кейс-технологий дети учатся: - получать необходимую информацию в общении; - умение соотносить свои устремления с интересами других; - доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, - участвовать в дискуссии; - отстаивать свою точку зрения; - умение принимать помощь.

Слайд 14

Главное предназначение кейс-технологии развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Слайд 15

Литература: Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1 Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7 Шимутина Е.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»

Мастер-класс для педагогов

«Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками»

              Выполнила Окотэтто М.Н.

                                                       (воспитатель подготовительной к школе группы)

с. Новый Порт

Сентябрь, 2019 г.

Цель: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми. Слайд 2

Задачи:

- расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении; 

- создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов;

- повысить их профессиональное мастерство. Слайд №2)

Оборудование: проектор, ноутбук, игрушки, дорожные знаки, дипломы «Юный автоинспектор», кейсы с дорожными ситуациями и атрибутами.

Ход мастер-класса.

Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Для мастер-класса прошу выйти 6 человек. Нужно поделиться на 2 команды по 3 человека и присесть за столы.  Спасибо.

Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон, и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии.

В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс - метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах.

Слайд № 3 Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно - деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Слайд № 4. Родиной кейс - технологии являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета, в России она появилась 3-4 года назад, но быстро приобрел популярность. 

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик.  

Слайд № 5. Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

 Слайд № 6. Виды кейсов:

- Печатный кейс;

- Мультимедиа кейс;

- Видео кейс.

Слайд № 7. Что может содержать кейс?

- Текстовый материал;

- Иллюстративный материал.

Слайд № 9. Типы кейсов:

Кейсы-инциденты:

  • Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации.
  • Кейсы-драматизации.
  • Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений.

Кейсы-вариации и догадки:

  • Серия опорных картинок.
  • Предметные картинки, демонстрирующие источник опасности.
  • Кейсы наоборот.
  • Кейсы-варианты развития событий.

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. Знакомство с ситуацией.

2. Выделение основной проблемы.

3. Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.

4. Формулирование правила, вывода по основной проблеме.

Слайд № 10. Пример работы с фото-кейсом.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, для того чтобы вы лучше поняли основную суть кейс-метода, предлагаю на практике изучить несколько видов кейсов. Как вы понимаете, работать будем по подгруппам: 1-ая и, соответственно, 2-ая подгруппа (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.

Слайд № 11.  «Фото-кейс» рассмотрим с 1- ой подгруппой воспитанников.

Воспитатель: Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?

Воспитатель: а теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. Отвечает один из подгруппы.

(Ответы детей, формулировка правила: «Переходи дорогу в положенном месте, по «зебре» или по светофору)

Воспитатель: Молодцы! Верно!

Слайд № 12. 

Воспитатель: 2- ой подгруппе предлагаю рассмотреть «Кейс-иллюстрацию». 

Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге). Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей). А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. (Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)

Словесное поощрение за правильные ответы.

Слайд № 13. «Кейс - наоборот» (каждой подгруппе).

Воспитатель: 1-ой подгруппе. Вчера я услышала, как папа ругал своего сына. Послушайте: «Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

Итак, вопросы:

- Какие неправильные действия совершил мальчик?

- К чему приводит такое поведение на дороге?

- Как нужно было перейти дорогу?

- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Ответы, правило: «Переходи дорогу в положенном месте или по светофору за руку со взрослыми)

Воспитатель: 2-ой подгруппе. Мама ругала девочку на улице: «Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»

Итак, вопросы вам.

- Какие неправильные действия совершила девочка?

- К чему приводят игры рядом с дорогой?

- Как нужно было поступить девочке?

- Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть

опасно. (Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на

специальной площадке для игр, которая будет далеко от дороги»)

Слайд № 14. Следующее задание это - «Кейс – драматизация». 

Воспитатель: Каждой подгруппе предлагается набор: дорожные знаки, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения.

Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.

Слайд № 15. В процессе освоения кейс-технологий дети учатся: 

- получать необходимую информацию в общении;

- умение соотносить свои устремления с интересами других;

- доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос,
- участвовать в дискуссии;

- отстаивать свою точку зрения;
- умение принимать помощь.

Подведение итогов.

Уважаемые коллеги, позвольте подвести итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с кейс-технологией, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.

И еще, при решении кейсов с детьми поощряйте и стимулируйте их. 

За активную работу, правильные решения можно вручить детям сертификат, диплом, грамоту. Такой «документ» будет стимулировать детей узнавать новое и запоминать ранее изученные правила дорожного движения. Поэтому, за активную, сплоченную и дружную работу хочу наградить участников мастер - класса дипломами. А членам жюри разрешите вручить сувениры, которые будут напоминать о правилах дорожного движения.

И в заключении, как гласит современная народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!». Спасибо за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

Мастер-класс для педагогов «Использование оригами в игровых технологиях»

     Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение дол...

Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...

Мастер - класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога

Данный мастер-класс поможет  самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания...

Мастер-класс для педагогов "Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками"

Данный мастер-класс предназначен для педгогов, которые желают разнообразить свои методы и приемы в работе с дошкольниками разного возраста. в работе подробно описано, как можно завлечь ребенка в виде ...

мастер-класс для педагогов "Использование креативных техник нетрадиционного рисования в работе с дошкольниками"

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности на кружке  для детей дошкольного возраста....