Мастер класс для педагогов: "Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"
методическая разработка
Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_keys-tehnologii_v_doshkolnom_obrazovanii.pptx | 1.08 МБ |
ispolzovanie_foto-keys_tehnologii_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер класса: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми . Задачи: расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении; создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов; повысить их профессиональное мастерство.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. casus (лат.)– запутанный, необычный случай; case ( анг .) – портфель, чемоданчик.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Виды кейсов Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным ). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки ).
Что может содержать кейс? - Текстовый материал; - Иллюстративный материал.
Типы кейсов: Кейсы-инциденты: Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации. Кейсы-драматизации. Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений. Кейсы-вариации и догадки: Серия опорных картинок. Предметные картинки, демонстрирующие источник опасности. Кейсы наоборот. Кейсы-варианты развития событий.
Виды кейс-технологии в дошкольном образовании : фото-кейс; кейс-иллюстрации; проигрывание ролей ( ролевое проектирование).
Фото-кейс На первом этапе знакомим детей с фотографией. Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?
Кейс – иллюстрации - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
«Кейс - наоборот» «Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу». «Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»
В процессе освоения кейс-технологий дети учатся: - получать необходимую информацию в общении; - умение соотносить свои устремления с интересами других; - доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, - участвовать в дискуссии; - отстаивать свою точку зрения; - умение принимать помощь.
Главное предназначение кейс-технологии развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Литература: Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1 Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7 Шимутина Е.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»
Мастер-класс для педагогов
«Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками»
Выполнила Окотэтто М.Н.
(воспитатель подготовительной к школе группы)
с. Новый Порт
Сентябрь, 2019 г.
Цель: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми. Слайд 2
Задачи:
- расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов;
- повысить их профессиональное мастерство. Слайд №2)
Оборудование: проектор, ноутбук, игрушки, дорожные знаки, дипломы «Юный автоинспектор», кейсы с дорожными ситуациями и атрибутами.
Ход мастер-класса.
Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Для мастер-класса прошу выйти 6 человек. Нужно поделиться на 2 команды по 3 человека и присесть за столы. Спасибо.
Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон, и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии.
В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс - метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах.
Слайд № 3 Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно - деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Слайд № 4. Родиной кейс - технологии являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета, в России она появилась 3-4 года назад, но быстро приобрел популярность.
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик.
Слайд № 5. Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Слайд № 6. Виды кейсов:
- Печатный кейс;
- Мультимедиа кейс;
- Видео кейс.
Слайд № 7. Что может содержать кейс?
- Текстовый материал;
- Иллюстративный материал.
Слайд № 9. Типы кейсов:
Кейсы-инциденты:
| Кейсы-вариации и догадки:
|
Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией.
2. Выделение основной проблемы.
3. Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.
4. Формулирование правила, вывода по основной проблеме.
Слайд № 10. Пример работы с фото-кейсом.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, для того чтобы вы лучше поняли основную суть кейс-метода, предлагаю на практике изучить несколько видов кейсов. Как вы понимаете, работать будем по подгруппам: 1-ая и, соответственно, 2-ая подгруппа (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.
Слайд № 11. «Фото-кейс» рассмотрим с 1- ой подгруппой воспитанников.
Воспитатель: Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?
Воспитатель: а теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. Отвечает один из подгруппы.
(Ответы детей, формулировка правила: «Переходи дорогу в положенном месте, по «зебре» или по светофору)
Воспитатель: Молодцы! Верно!
Слайд № 12.
Воспитатель: 2- ой подгруппе предлагаю рассмотреть «Кейс-иллюстрацию».
Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге). Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей). А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. (Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)
Словесное поощрение за правильные ответы.
Слайд № 13. «Кейс - наоборот» (каждой подгруппе).
Воспитатель: 1-ой подгруппе. Вчера я услышала, как папа ругал своего сына. Послушайте: «Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».
Итак, вопросы:
- Какие неправильные действия совершил мальчик?
- К чему приводит такое поведение на дороге?
- Как нужно было перейти дорогу?
- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Ответы, правило: «Переходи дорогу в положенном месте или по светофору за руку со взрослыми)
Воспитатель: 2-ой подгруппе. Мама ругала девочку на улице: «Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»
Итак, вопросы вам.
- Какие неправильные действия совершила девочка?
- К чему приводят игры рядом с дорогой?
- Как нужно было поступить девочке?
- Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть
опасно. (Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на
специальной площадке для игр, которая будет далеко от дороги»)
Слайд № 14. Следующее задание это - «Кейс – драматизация».
Воспитатель: Каждой подгруппе предлагается набор: дорожные знаки, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения.
Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.
Слайд № 15. В процессе освоения кейс-технологий дети учатся:
- получать необходимую информацию в общении;
- умение соотносить свои устремления с интересами других;
- доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос,
- участвовать в дискуссии;
- отстаивать свою точку зрения;
- умение принимать помощь.
Подведение итогов.
Уважаемые коллеги, позвольте подвести итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с кейс-технологией, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.
И еще, при решении кейсов с детьми поощряйте и стимулируйте их.
За активную работу, правильные решения можно вручить детям сертификат, диплом, грамоту. Такой «документ» будет стимулировать детей узнавать новое и запоминать ранее изученные правила дорожного движения. Поэтому, за активную, сплоченную и дружную работу хочу наградить участников мастер - класса дипломами. А членам жюри разрешите вручить сувениры, которые будут напоминать о правилах дорожного движения.
И в заключении, как гласит современная народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!». Спасибо за внимание!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"
Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....
Мастер-класс для педагогов «Использование оригами в игровых технологиях»
Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение дол...
Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»
Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...
Мастер-класс для педагогов «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающей работе педагога»
Мастер-класс для слушателей курсов «Педагоги ДОО АООП»...
Мастер - класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога
Данный мастер-класс поможет самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания...
Мастер-класс для педагогов "Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками"
Данный мастер-класс предназначен для педгогов, которые желают разнообразить свои методы и приемы в работе с дошкольниками разного возраста. в работе подробно описано, как можно завлечь ребенка в виде ...
мастер-класс для педагогов "Использование креативных техник нетрадиционного рисования в работе с дошкольниками"
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности на кружке для детей дошкольного возраста....