«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»
картотека по развитию речи (старшая группа)

Сокольникова Анна Васильевна

Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Кейс – стади (ситуация)»24.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками.
Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже её творцами.

Цель: Сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями.
Задачи:

- уметь точно формулировать проблему;
- быстро, эффективно собирать и оценивать информацию;
- выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия;
самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;
- продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты
решений.
кейс – технология:

- развивает любознательность - основу познавательной активности;
- способность самостоятельно решать творческие (умственные,
художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных
видах деятельности;
- творческое воображение как направление интеллектуального
развития;
- коммуникативность - способность общаться со взрослыми и
сверстниками;
- способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств;
- понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств,
состояний, способностей).

 Темы кейс - стадии:

Кейс «Разговор по телефону»

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета. Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Текст: Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа. - Юру позовите. - Юры нет дома. А с кем я говорю? - Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

- Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

- Почему?

- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

- Предложите свой вариант разговора по телефону.

Кейс «Аленка потеряла куклу»

Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст: Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась.

Вопросы:

- Как бы вы поступили на месте Аленки?

Кейс «Три собачки»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая»«поменьше»«маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.

Текст: Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть).

Вопросы:

- Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

Кейс «Случай во время обеда»

Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.

Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки.

Вопросы:

Почему у Пети не было ложки?

Кейс «В гости к медвежонку»

Цель: закрепить знания о длине.

Текст: Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним.

Вопросы:

Почему так долго бежал волк?

Кейс «Кукла Катя встречает гостей»

Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет.

Вопросы:

Как бы вы поступили на ее месте?

Кейс «В магазине»

Цель: продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.

Текст: Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например, «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Лена очень обиделась.

Вопросы:

Как бы вы поступили на месте продавца?

Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета

Кейс «Знакомство»

Цели:

-формировать культуру общения;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Текст: Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

- Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

- Что они должны были сделать?

- Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

✓Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс  «Благодарность», «Прощание».

Цели:

-формировать культуру общения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Текст: Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы:

- Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

- Что она сделала неправильно?

- Как должна была поступить Даша?

- Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

✓ Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс «Разговор по телефону»

Цели:

-закреплять знание правил и норм речевого этикета;

-продолжать формирование культуры общения; -воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Текст: Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. - Хорошо. - Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

- Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой?

- Почему?

- Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

- О каких правилах речевого этикета забыла Аня?

- Какие ошибки допустила?

✓Предложите свой вариант разговора по телефону.

Разыграйте ситуацию.

Кейс  «Вежливый отказ»

Цели:

-продолжать формирование культуры общения;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Текст: Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама. - Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы:

- Как вы думаете, как поступит Витя?

- Какой разговор возможен с мамой?

- Что Витя скажет ребятам?

✓ Как бы вы поступили в данной ситуации?

✓Предложите свои варианты ответа.

Кейс  «Просьба»

Цели:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

Текст: У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. - Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы:

-Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

- Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

- Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

✓ Как бы вы поступили в данной ситуации?

✓ Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс  «Прощение»

Цели:

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

Текст: Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре: - Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец. - Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу. - Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался. - что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола. Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы:

- Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

- Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?

✓ Как бы вы поступили в данной ситуации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Мастер–класс «Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

Кейс – технологии в работе с дошкольниками

laquo;Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на о...

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе...

Мастер класс для педагогов: "Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"

Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми....

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....