Методическое пособие по нравственно – патриотическому воспитанию для воспитателей ДОУ "Дом для праздника"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Куприяшкина О.В.
«Дом для праздника»
Методическое пособие по нравственно – патриотическому
воспитанию для воспитателей ДОУ
2016 г.
Содержание
- Введение…………………………………………………………………..3
- Цель………………………………………………………………………..3
- Изготовление дидактического пособия………………………………....4
- Организация игры……………………………………………………..... 5
- . Игра «Картинки»……………………………………………………..….5
- . Беседа «Народные традиции»………………………………………..…6
- . Дидактическая игра «Встреча Нового года»……………….…….……6
- Методы работы……………………………………………………..….….9
Приложение 1 …………………………..…………………………….…10
Приложение2…………………………..………………………….….…12
- Введение
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания. Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является ознакомление их с государственными, народными, семейными, профессиональными и т.д. праздниками. Для этого необходимо создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.
Для приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в группе должны быть созданы определенные условия:
- Уголок государственной символики;
- Уголок национального костюма (народы России);
- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;
- Уголок декоративно – прикладного искусства, живописи и предметов народного быта;
- Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира;
- Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла;
- Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов).
В уголках для родителей должен постоянно помещаеться материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
2. Цель
Цель пособия: Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм, праздникам.
При этом использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.)
- Изготовление дидактического пособия
Для изготовления дидактического пособия «Дом для праздника» необходимо совместно с детьми сделать из картонной коробки домик. Затем подобрать картинки, фотографии, рисунки детей, отражающие обычаи и традиции семьи и народа празднования различных дат, которые вставляются в специальное отверстие в домике для их просмотра, собрать различные атрибуты для проведения праздника (поделки, сувениры, открытки, сделанные руками детей).
- Организация игры
Для проведения игры важен организационный момент. Выставляя на стол домик и необходимо использовать художественное слово:
Ребята, предлагаю вашему вниманию
Дом универсальный
Дом волшебный - не простой
Вам не скучно будет в нём.
Круглый год в нём развлекайтесь
Праздниками наслаждайтесь!
4.1.Игра«Картинки»
Материал: В окно домика вставляются картинки: «Дети красят яйца на Пасху», «Сжигание чучела», «Рождество», «8 Марта». Предлагается их рассмотреть и назвать, какие события или праздники здесь изображены. К каждому празднику подбирается художественное слово. (Загадки, стихи, заклички.)
Всё хожу, всё думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек – огонёк.
Е.Благинина.
4.2. Беседа «Народные традиции»
Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?
Какие народные праздники ты знаешь?
Какие праздники отмечают в твоей семье?
Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначилребенок).
Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь?
Назови народные игры, в которые ты любишь играть?
С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?
4.3.Дидактическая игру «Встреча Нового года»
(В окне домика поэтапно меняются иллюстрации новогоднего праздника)
Новый год:
Новый год! Новый год!
Новым дням - новый счёт.
Мир планете, радость детям
Пусть с собой он принесёт!
- Рассказ о времени встречи Нового года и воображаемого путешествия по карте.
- Дети могут путешествовать по глобусу. В какую страну можно отправиться для встречи Нового года зимой? Весной? Летом? Осенью?
- В ходе игры побуждать детей обосновывать свой выбор.
- Беседа о новогодних символах, обычаях, традициях.
- Предложить ответить на вопрос: «Какие предметы и украшения связаны с Новым годом?»
-Во многих странах принято украшать дома ветвями деревьев, цветами, травой.
6. Рассказ о разных Дедах Морозах (в каждой стране свой Дед Мороз и у каждого своё имя). Дети рассматривают иллюстрации.
7. Обсудить, что можно подарить родным, друзьям, знакомым. (Можно сделать небольшой сувенир, например, вырезать открытку с ёлочкой и т. д.) В утренние и вечерние отрезки времени дети самостоятельно делают подарки, сувениры из цветной бумаги, природного материала, пластилина.
8. Обсуждается место встречи Нового года:
- утренник в детском саду;
- на городской площади;
- во дворце культуры;
- в семье.
9. Предложить детям рассказать о том, как в их семье встречают Новый год.
10. Вспоминаем Новогодние песни, стихи, сказки.
Данная методическая разработка помогает наглядно знакомить детей с государственными, народными и православными праздниками, народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Развивает творческие способности детей, воображение.
- Методы работы
- индивидуальные беседы;
- тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;
- игровые тестовые задания, дидактические игры;
- ставить вопросы поискового характера;
- проводить игровую деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т.д.);
- рассматривать иллюстраций, фотографий, картин государственных, народных и православных праздников;
- читать художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);
- развивать творческие способности детей.
Приложение 1
Игра «Путешествие по народным праздникам»
Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках, их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.
Игровая задача: достичь финиша первым.
Игровые действия:
1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;
2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.
Правила игры:
Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на финиш.
На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.
Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.
Варианты игры:
1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний. Количество играющих детей — от 3 до 6 (дети могут играть парами).
2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.
На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народными, праздниками, когда их отмечают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством и т.д..
Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:
1. Пояснить пословицу.
2. Рассказать, как играть в подвижную игру.
3. Отгадать загадку.
4. Назвать сказку и другое.
Приложение 2
Проблемные ситуации и дидактические игры
- «Чей подарок лучше?»
Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.
Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван – заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?
Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.
2. «Для какой игры посылка?»
Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности.
Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. Детям необходимо рассмотреть содержание посылок и определить, кто прислал посылки.
3.«Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.
Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.
Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».
Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек может разбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос — картинку сектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, — необходимо рассказать какое-либо произведение устного народного творчества, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Сказка» — значит, ребенок рассказывает русскую народную сказку).
I этап — перед началом игры дети выбирают карточку с названием праздника, а во время движения по секторам ориентируются лишь на свою карточку.
II этап — карточки лежат на игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточку с названием сектора.
На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа.
Дидактические игры:
Игра «Путешествие по народным праздникам»
Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках, их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.
Проблемные ситуации и дидактические игры:
- «Чей подарок лучше?»
Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.
- «Для какой игры посылка?»
Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности.
- «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Тематическое планирование НОД, развлечений, работа с родителями....
Методическое пособие по нравственно - патриотическому воспитанию (подборка пословиц, поговорок, дидактических и подвижных игр) "Научись это любить"
В пособии собраны материалы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которые можно использовать при планировании образовательной деятельности по данному направлению...
Паспорт дидактического пособия по нравственно - патриотическому воспитанию "Волшебный кубик"
Любовь маленького ребенка – дошкольника к родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому с...
Дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию «Рюкзак - солдатская сказка»
Задачи: 1. Закрепить знания детей о военных профессиях; 2. Развивать у детей интеллектуальную компетентность. 3. Расширить представление детей о городах героях ВОВ; Описание: дидактическое пособие...
Презентация дидактического пособия по нравственно-патриотическому воспитанию
Дидактическое пособие "Патриотическая коробка"...
"Интерактивное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Матрешка".
В статье описано изготовление и использование интерактивного дидактического пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Матрешка"...
Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в России"
Пособие способствует формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....