Методическое пособие по нравственно – патриотическому воспитанию для воспитателей ДОУ "Дом для праздника"
методическая разработка по теме

Куприяшкина Ольга Васильевна

метод пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_dlya_prazdnika.docx669.83 КБ

Предварительный просмотр:

Куприяшкина О.В.

«Дом для праздника»

Методическое пособие по нравственно – патриотическому

воспитанию для воспитателей ДОУ

http://wallpaperscraft.ru/image/igrushka_domik_belyy_fon_80261_602x339.jpg

2016 г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Цель………………………………………………………………………..3
  3. Изготовление дидактического пособия………………………………....4
  4. Организация игры……………………………………………………..... 5
  1. . Игра «Картинки»……………………………………………………..….5
  2. . Беседа «Народные традиции»………………………………………..…6
  3. . Дидактическая игра «Встреча Нового года»……………….…….……6
  1. Методы работы……………………………………………………..….….9

Приложение 1 …………………………..…………………………….…10

Приложение2…………………………..………………………….….…12

  1. Введение

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания. Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является ознакомление их с государственными, народными, семейными, профессиональными и т.д. праздниками. Для этого необходимо создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.

        Для приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в группе должны быть созданы определенные условия:

  • Уголок государственной символики;
  • Уголок национального костюма (народы России);
  • Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;
  • Уголок декоративно – прикладного искусства, живописи и  предметов народного быта;
  • Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами,  художественной литературы разных народов мира;
  • Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла;
  • Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов).

В уголках для родителей должен постоянно помещаеться материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.

2. Цель

Цель пособия: Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм, праздникам.

    При этом использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.)

  1. Изготовление дидактического пособия

Для изготовления дидактического пособия «Дом для праздника» необходимо совместно с детьми сделать из картонной коробки домик. Затем подобрать картинки, фотографии, рисунки детей, отражающие обычаи и традиции семьи и народа празднования различных дат, которые вставляются в специальное отверстие в домике для их просмотра, собрать различные атрибуты для проведения праздника (поделки, сувениры, открытки, сделанные руками детей).

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=c927c58fb317a777b9551f5569be3cf7&n=33&h=215&w=308

  1. Организация игры

   Для проведения игры важен организационный момент. Выставляя на стол домик и необходимо использовать художественное слово:

Ребята, предлагаю вашему вниманию

Дом универсальный

Дом волшебный   - не простой

Вам не скучно будет в нём.

Круглый год в нём развлекайтесь

Праздниками наслаждайтесь!

4.1.Игра«Картинки»

Материал:  В окно домика вставляются картинки: «Дети красят яйца на Пасху», «Сжигание чучела», «Рождество», «8 Марта».  Предлагается их рассмотреть и назвать, какие события или праздники здесь изображены. К каждому празднику подбирается художественное слово. (Загадки, стихи, заклички.)http://st.stranamam.ru/data/cache/2015dec/27/46/18142245_95961.jpg

Всё хожу, всё думаю, смотрю:

«Что ж я завтра маме подарю?

Может куклу? Может быть конфет?

Нет!

Вот тебе, родная, в твой денёк

Аленький цветочек – огонёк.

Е.Благинина.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a2f2c4d8349c622a7066874779b5fa0d&n=33&h=215&w=323

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=286a5154a210b6e63e93a96eab7ed5ac&n=33&h=215&w=277https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8ecabff25746d54f37605a692e86ce46&n=33&h=215&w=307

4.2. Беседа «Народные традиции»

Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?

Какие народные праздники ты знаешь?

Какие праздники отмечают в твоей семье?

Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначилребенок).

Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь?

Назови народные игры, в которые ты любишь играть?

С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?

4.3.Дидактическая  игру «Встреча Нового года»

(В окне домика поэтапно меняются иллюстрации новогоднего праздника)

Новый год:

Новый год! Новый год! https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=c05bcd29aaf729f8139b4ee7050cf675&n=33&h=215&w=287

Новым дням - новый счёт.

Мир планете, радость детям

Пусть с собой он принесёт!

  1. Рассказ о времени встречи Нового года и воображаемого путешествия по карте.
  2. Дети могут путешествовать по глобусу. В какую страну можно отправиться для встречи Нового года зимой? Весной? Летом? Осенью?
  3. В ходе игры побуждать детей обосновывать свой выбор.
  4. Беседа о новогодних символах, обычаях, традициях.http://images.metromir.ru/base/holidays/new-year/catalog-6/new-year-52.jpg
  5. Предложить ответить на вопрос: «Какие предметы и украшения связаны с Новым годом?»

-Во многих странах принято украшать дома ветвями деревьев, цветами, травой.

6.  Рассказ о разных Дедах Морозах (в каждой стране свой Дед Мороз и у каждого своё имя). Дети рассматривают иллюстрации.

7. Обсудить, что можно подарить родным, друзьям, знакомым. (Можно сделать небольшой сувенир, например, вырезать открытку с ёлочкой и т. д.) В утренние и вечерние отрезки времени дети самостоятельно делают подарки, сувениры из цветной бумаги, природного материала, пластилина.https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=4bca92ea8d21ef87f291709513f1dfd9&n=33&h=215&w=175http://kleinburd.ru/news/wp-content/uploads/2013/12/11735.jpg

https://i.mycdn.me/image?t=0&bid=839061819600&id=839061819600&plc=WEB&tkn=*p33NmzqoG8Iepz-xpDJGTYvGtnghttps://i.mycdn.me/image?t=0&bid=839639461328&id=839639461328&plc=WEB&tkn=*gojskpeRsA7UDVXq6zyABpcy04M

8.  Обсуждается место встречи Нового года:

- утренник в детском саду;https://i.mycdn.me/image?t=0&bid=839639455184&id=839061816016&plc=WEB&tkn=*R_JckboVPJ0i_RQdim2pfJUeUlo

- на городской площади;

- во дворце культуры;

- в семье.

9. Предложить детям рассказать о том, как в их семье встречают Новый год.

10. Вспоминаем Новогодние песни, стихи, сказки.

Данная методическая разработка помогает наглядно знакомить детей с государственными, народными и православными праздниками, народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Развивает творческие способности детей, воображение.

  1. Методы работы

- индивидуальные беседы;

- тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;  

- игровые тестовые задания, дидактические игры;

- ставить вопросы поискового характера;

- проводить игровую деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т.д.);

- рассматривать  иллюстраций, фотографий, картин государственных, народных и православных праздников;

- читать художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);

- развивать творческие способности детей.

Приложение 1

Игра «Путешествие по народным праздникам»

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках,  их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.

Игровая задача: достичь финиша первым.

Игровые действия:

1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;

2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.

Правила игры:

Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на финиш.

На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.

Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.

Варианты игры:

1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний. Количество играющих детей — от 3 до 6 (дети могут играть парами).

2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.

На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народными, праздниками, когда их отмечают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством и т.д..

Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:

1. Пояснить пословицу.

2. Рассказать, как играть в подвижную игру.

3. Отгадать загадку.

4. Назвать сказку и другое.

Приложение 2

Проблемные ситуации и дидактические игры

  1. «Чей подарок лучше?»

Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.

Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван – заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?

Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.

2. «Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности.

Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. Детям необходимо рассмотреть содержание посылок и определить, кто прислал посылки.

3.«Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.

Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.

Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».

Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек может разбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос — картинку сектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, — необходимо рассказать какое-либо произведение устного народного творчества, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Сказка» — значит, ребенок рассказывает русскую народную сказку).

I этап — перед началом игры дети выбирают карточку с названием праздника, а во время движения по секторам ориентируются лишь на свою карточку.

II этап — карточки лежат на игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточку с названием сектора.

На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа.

Дидактические игры:

Игра «Путешествие по народным праздникам»

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках,  их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.

Проблемные ситуации и дидактические игры:

  1. «Чей подарок лучше?»

Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.

  1. «Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности.

  1. «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по нравственно - патриотическому воспитанию (подборка пословиц, поговорок, дидактических и подвижных игр) "Научись это любить"

В пособии собраны материалы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которые можно использовать при планировании образовательной деятельности по данному направлению...

Паспорт дидактического пособия по нравственно - патриотическому воспитанию "Волшебный кубик"

Любовь маленького ребенка – дошкольника к родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому с...

Дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию «Рюкзак - солдатская сказка»

Задачи: 1. Закрепить знания детей о военных профессиях; 2. Развивать у детей интеллектуальную компетентность. 3. Расширить представление детей о городах героях ВОВ; Описание: дидактическое пособие...

"Интерактивное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Матрешка".

В статье описано изготовление и использование интерактивного дидактического пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Матрешка"...

Многофункциональное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в России"

Пособие способствует формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....