"Интерактивное дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Матрешка".
статья
В статье описано изготовление и использование интерактивного дидактического пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Матрешка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАТРЕШКА»
Кононова С. В., воспитатель
высшей квал. категории.
Норова М. Р, воспитатель
высшей квал. категории.
МБДОУ «Детский сад №218» г. Красноярска
В дошкольном возрасте формируются основы патриотизма, включающее любовь и привязанность к Родине, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, ее культуре - месту, где родился человек, где его дом.
Культуроцентричность предполагает учет этнокультурной ситуации, в которой растет и развивается современный ребенок, осознании принадлежности национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности», – говорит Н. В. Микляева [1:144].
Знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть посредством дидактических пособий, игру, предметную деятельность, общение, труд.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
Игровое интерактивное дидактическое пособие «Матрешка» по нравственно-патриотическому воспитанию, состоит из ростового макета в виде объемной русской народной игрушки-матрешка. «Матрешка» установлена на подставку.
При создании данного пособия учтены принципы использования дидактических средств:
- учет возрастных и психологических особенностей, обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств, традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия.
- принцип наглядности, доступности и т.д.
Цель: Становление основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, а именно посредством интерактивного дидактического пособия «Матрешка».
Задачи:1. Развивать интерес у детей дошкольного возраста к городу Красноярску.
2. Формировать представления о символике города Красноярска (герб, флаг, гимн).
3. Мотивировать дошкольников к самостоятельному познанию объектов ближайшего окружения: достопримечательности, улицы, площади, дома, здания, парки, памятники, известные писатели, художники, музыканты города Красноярска.
4. Обогащать представления о жизни и деятельности знаменитых горожан, их нравственных качествах, социальных и профессиональных ролях, значимых достижениях.
5. Содействовать проявлению инициативы и самостоятельности, желанию принимать участие в традициях города, культурных мероприятиях и социальных акциях.
6. Воспитывать ценностное отношение к окружающим объектам Красноярска (природе, архитектуре, музыке, искусству, спорту и др.) с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.
Изготовлена из безопасных материалов: поверхность пособия обшита флисовой тканью, спокойной цветовой гаммы, приятной для тактильного восприятия детьми. Использованы только хлопчатобумажные, шелковые ткани и нитки, деревянные, бумажные и пластмассовые игры. Все детали закреплены клеем-ПВА или пришиты. С двух сторон матрешки одеты фартуки с девятью карманами каждый, в которых мы разместили дидактические игры краеведческой направленности, которые помогут детям расширить знания о родном городе Красноярске, его истории, архитектуре, природе родного края, народно-прикладном искусстве, флоре и фауне заповедника «Столбы» и родного края. Карманы, нашитые в нижней части фартука, четырех основных цветов (синий, желтый, красный, зеленый), что предполагает их использование для игр направленных на сенсорное развитие детей младшего возраста, детей с особыми образовательными потребностями. В них находятся «волшебные мешочки» наполненные играми краеведческой направленности: «Найди флаг, герб города Красноярска среди других», «Животные Роев ручья», «Птицы, зимующие в нашем городе», «Найди такой же цветок», «Большое путешествие по Красноярскому краю», «Чьи следы?», «С какой ветки детки», «Машины едут в гаражи», «Помоги Матрешке завязать шнурочки», «Наряди Матрешку в бусы», «Сибирское варенье», «Животные-силуэты». Так же в карманах находится наглядный материал для ознакомления детей с портретом президента РФ, флагом, гербом и гимном РФ, флаг, герб города, известные люди, писатели, художники, музыканты, спортсмены, Роев ручей и его обитатели, заповедник Столбы, флора и фауна заповедника, различные виды гор, достопримечательности города Красноярска, памятники, фонтаны, парки, театры и т.д.
Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми, а также дают право самостоятельного творческого выбора ребенком индивидуальной игры. Данные игры развивают инициативу, сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, способствуют интеллектуальному и социальному развитию воспитанников, решению обучающих задач закреплению и расширению личного опыта и знаний детей.
Данное пособие можно использовать в различных видах деятельности, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от поставленных педагогом целей и задач, наполнения карманов и мешочков дидактическими играми.
Литература:
1. Н.В. Микляева. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников - Москва : Сфера, 2013. – 144 с.
2. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Паспорт дидактического пособия по нравственно - патриотическому воспитанию "Волшебный кубик"
Любовь маленького ребенка – дошкольника к родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому с...
Дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию «Рюкзак - солдатская сказка»
Задачи: 1. Закрепить знания детей о военных профессиях; 2. Развивать у детей интеллектуальную компетентность. 3. Расширить представление детей о городах героях ВОВ; Описание: дидактическое пособие...
Дидактическое пособие по нравственно – патриотическому развитию у детей старшего дошкольного возраста лепбук «Победу ковали вместе»
Данный пособие предназначено для работы с детьми 5 -6 лет, с целью содействия развития интереса и любви к родному городу, на основе ознакомления исторического и культурного наследия России. ...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»
В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...