Методическое пособие по нравственно - патриотическому воспитанию (подборка пословиц, поговорок, дидактических и подвижных игр) "Научись это любить"
материал (средняя группа) на тему

Чехлань Надежда Андреевна

В пособии собраны материалы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которые можно использовать при планировании образовательной деятельности по данному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.odt54.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 муниципального образования Каневской район

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по нравственно-патриотическому воспитанию

(подборка  пословиц, поговорок, дидактических и подвижных игр)  

«Научись это любить»

Автор-составитель:

воспитатель Чехлань Н.А.

 

ст. Каневская, 2017 год

Пояснительная записка

         

             

                 Важным средством нравственно-патриотического воспитания  является приобщение малышей к традициям своей страны и малой Родины. Малыш с рождения слышит родную речь и песни матери. Слушая сказку, пословицы, поговорки, загадки ребенок начинает любить то, что любит его народ.

                        Конечно же,  важный и естественный спутник дошкольного детства - игра является источником радостных эмоций и обладателем огромной воспитательной силы. Поэтому, в работе по нравственно-патриотическому воспитанию целесообразно использовать разнообразные игры: дидактические, подвижные и хороводные игры. В любой игре у ребенка происходит  переосмысление накопленного социального и нравственного опыта, в ней  малыш отказывается  от своих собственных желаний, согласовывает свои замыслы с другими участниками игры, договаривается о совместных игровых действиях, преодолевает  трудности.

              Именно народная игра является  неотъемлемой частью социального и нравственно-патриотического воспитания детей. В них отображается образ жизни людей, их быт и труд,  представления о чести, смелости и мужестве, национальные устои, желание обладать силой, выносливостью, проявлять смекалку и находчивость. Народная игра реализуется на принципах добровольности и спонтанности  при особых условиях договоренности, она  является отражением исторического момента развития общества, претерпевающая изменения под различными социально-политическими или экономическими влияниями. Ненавязчиво и органично приобщает детей к народным традициям, духовным ценностям. Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств, которые всегда идут в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой  и другими сторонами культуры.

                 Поэтому, в данном пособии я предлагаю подборку дидактических и народных подвижных игр по данному направлению, а также пословицы и поговорки о Родине, семье, дружбе, которые помогут в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в работе по нравственно-патриотическому воспитанию будущих граждан России.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка                                                                                                    2
  2. Пословицы о Родине                                                                                                        4
  3. Пословицы о семье                                                                                                           7
  4. Народные подвижные игры                                                                                             9
  5. Хороводные игры                                                                                                            15
  6. Русские народные считалки                                                                                           19
  7. Русские народные зазывалки перед началом игры                                                      19
  8. Дидактические игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста          20
  9. Список используемой литературы                                                                                 24

 

 ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ

Родной край – сердцу рай.

 Нет в мире краше Родины нашей.

 Человек без Родины, что соловей без песни

. Одна у человека мать, одна у него и родина.

У народа один дом – Родина.

Нет сына без отчизны.

Родина – всем матерям мать.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

 Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

 Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

 Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

 В своём доме и стены помогают.

Дома и стены помогают.

За морем теплее, а у нас светлее.

И пылинка родной земли – золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Дым отечества светлее чужого огня.

На чужой стороне Родина милей вдвойне

. Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

 Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

 На чужой стороне и весна не красна.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

 Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

 Если дружба велика, будет Родина крепка.

 Если народ един, он непобедим.

Народы нашей страны дружбой сильны.

 Народное братство дороже всякого богатства.

 Родину-мать учись защищать.

Герой – за Родину горой.

Главное в жизни – служить отчизне.

В бою за отчизну и смерть красна.

С родной земли умри, но не сходи.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 Напоролись враги на русские штыки.

 Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Русский солдат не знает преград.

Слава русского штыка не померкнет никогда.

Знает весь свет – твёрже русских нет.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

 Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

 Москва всем городам мать.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

 Своя земля и в горсти мила.

На чужбине родная землица во сне снится.

Родная сторона - мать, чужая — мачеха.

 На чужой стороне и кости по родине плачут.

 Родина - мать, умей за нее постоять.

На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец.

На чужбине словно в домовине.

 Чужбина - калина, родина - малина.

Своя печаль чужой радости дороже.

На родной стороне и камешек знаком.

 На чужой стороне и старушка божий дар.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

 Всякая птица свое гнездо любит.

Всякая сосна своему бору шумит.

Всякому мила своя сторона.

Где кто родится, там и пригодится.

Где сосна взросла, там она и красна.

 Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

За морем веселье, да чужое, а нас и горе, да свое.

 И собака свою сторону знает.

Каждому свой край сладок.

 На родной сторонке и камешек знаком.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

 Нет в мире краше Родины нашей.

Родина краше солнца, дороже золота.

 Родная землица и во сне снится.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Русский в словах горд, в делах тверд.

Пословицы о семье

  • Где любовь и совет, там и горя нет.
  • Чужая жена всем девицей кажется.
  • Жена не гусли, – поиграв, на стену не повесишь.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Муж без жены – что гусь без воды.
  • Краса до венца, а ум до конца.
  • Мотоват, да не женат – одному себе в наклад, а женат, да мотоват – семерым живет в наклад.
  • Слепой щенок и тот к матери ползет.
  • Всякая невеста для своего жениха родится.
  • Слава сына – отцу отрада.
  • Кто родителей почитает , тот вовек не погибает.
  • Молитва матери со дна моря вынимает.
  • Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.
  • Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.
  • Родительское благословение в воде не тонет в огне не горит.
  • Братская любовь крепче каменных стен.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

ИГРЫ

Народные подвижные игры

Солнце

  Дети образуют круг, в центре которого- «Солнце» (на голову ребенка надевают шапочку с изображением солнца). Они хором произносят слова:

Гори, солнце, ярче-

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

   Дети идут хороводом, на слова «А зима теплее» подходят «ближе к солнцу», сужая круг, на слова «А весна милее» - отходят, расширяя круг. Солнце произносит -  «горю» и  догоняет детей.

«Козлик»

       Дети встают в круг, в центре круга стоит «козлик». Они произносят слова  и выполняют движения в соответствии с текстом:

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять,

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е-е!»

    Дети двигаются в центр круга и обратно, они  стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки», «козлик кричит» и догоняет детей, которые разбегаются.

«Петушок»

   Дети стоят лицом в круг, в центре которого стоит ребенок в шапочке петушка. Произносится потешка и выполняются соответствующие движения:

Тух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам -со шпорами,

Хвост с узорами!

Под окном кричит,

Кто услышит-тот бежит!

Ку-ка-ре-ку!

     Дети  идут по кругу, высоко поднимая, согнутые в коленях, ноги и размахивая «крыльями». «Петух» также идет по кругу, но против движения детей. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая махать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «Крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» их догоняет, кого догонит-тот будет исполнять роль «петуха».

 «Пчелы»

    Выбирается ребенок, изображающий цветок, остальные дети делятся на две группы -сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют:

Пчелки яровые,

Крылья золотые Что вы сидите?

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт?

Аль вас солнышком печет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

     Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, поднимая и опуская руки, мешают им залететь в круг. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и прожужжать в уши.

Горелки

      Играющие выстраиваются парами друг за другом в колонну. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под ворота» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят;

Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшихся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как ОГОНЬ!

«Горящий» старается догнать бегущих, если игрокам удается взять друг друга за руки, то они встают впереди колонны, а горящий опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок , оставшийся без пары.

Перетяни верёвку

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на две команды. В обруч входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку соперника из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

«Жмурки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул  на пенёк,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовёт

Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя, приговаривая:

-Кот, кот, на чем стоишь?

-На квашне.

-Что в квашне?

-Квас!

-Лови мышей, а не нас!

       После этих слов дети разбегаются, а «жмурка» их ловит.

 «Жмурки с колокольчиком»

     По жребию (считалкой) выбирают  «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязывают глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков.

«Огородник»

        В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков. «Катай каравай»

       Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:

Катай каравай,

Поворачивай, давай,

К лесу-куролесу,

В огород залезу,

Плетень изломаю

Гряды ископаю.

Говори, слепой-

Куда головой?

     «Слепой» должен отгадать и назвать то место, куда он повернул головой (к стене, к окну и т. п.). Если он отгадывает правильно, то его место занимает другой участник.

«Аисты и лягушки»

Дети делятся на две группы: «АИСТЫ» и «ЛЯГУШКИ», располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а лягушки прыгают к ним со словами:

На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело, прыг-скокк,

Догони-ка нас, дружок!

    Аисты догоняют лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.

«Родничок»

Дети обхватывают друг друга за пояс и становятся «гуськом» вдоль весеннего ручья и поют:

Разлился родничок, золотой рожок, у-ух!

Разлился ключевой, белый, снеговой, у-ух!

По мхам, по болотам, по гнилым колодам, у-ух!

   Затем боком стараются перепрыгнуть через ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый не должен мешать своему соседу. Тот, кто коснётся воды, выбывает из игры.

«Селезень»

     Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки, поют:

Селезень утку догонял,

Молодой утку загонял:

«Ходи, утица, домой.

Ходи, серая, домой!»

    «Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а «уточка» з акругом-против часовой стрелки. С окончанием пения «селезень» ловит «уточку». Поймав «уточку, «селезень» приводит её в круг и целует в щеку.

 «Капуста» Для игры нужно нарисовать круг -огород. На середину круга дети складывают свои вещи (пояс, игрушку, платок), обозначающие капусту. Вае участники игры стоят за кругом, один из ребят, выбранный «хозяином», садится рядом с капустой. «Хозяин» показывает движениями воображаемую работу и поет:

Мелки колышки тешу

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобр и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый.

     Дети пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту  и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, то в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.

«Мельница»

    Дети встают в круг, каждый участник, не сходя с места кружится, все поют:

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай

   На последнем слове песни все должны остановится и стоять , не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановится, тот из игры выходит, остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается самый выносливый, он и выигрывает.

«Баба Яга»

   По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуют круг. Баба Яга берет в руки ветку-помело и становится в центр круга. Дети бегают по кругу и дразнят:

Бабка Ёжка-костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

А потом и говорит:-У меня нога болит.

Пошла она на улицу, раздавила курицу

Пошла на базар, раздавила самовар

Пошла на лужайку испугала зайку. Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.

«Два Мороза»

      Обозначаются две крайние линии на противоположных концах площадки: здесь можно прятаться от «морозов». По полю гуляют два «Мороза». Они громко говорят: первый: «Я Мороз -красный нос», второй: «Я Мороз-синий нос», затем вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?». Играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!». После этого дети пытаются быстро перебежать из одного конца поля на другой, чтобы успеть спрятаться за противоположную линию, где мороз им уже не страшен. Морозы стараются догнать играющих и «осалить», бегущих через поля. Если «Мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Дети, перебежав поле , немного отдыхают, и игра продолжается снова.

 «Арина»

По считалке выбирается Арина:

Теля-меля,

Ты Емеля — третий бас,
Поводи-ка ты за нас !

       Дети становятся в круг, в центре которого Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:

Долгая Арина,

Встань выше овина,

Рученьки сложи,

Чьё имя — укажи!

      Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину, кого она поймает-того и должна узнать.

«Солнышко-ведрышко»

Игра на Пасху

Дети становятся в круг и поют:

Гори, солнце ярче,

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

        На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят к солнцу (водящему), он говорит: «Горячо!» и догоняет их.  Солнце дотрагивается до спящих-они просыпаются.



ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

«Шатер»

      Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует по углам площадки круг. В центре каждого круга ставится стул (пенек), на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:

Мы весёлые ребята

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

      С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «шатер».

«У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей

Все без бровей,

С вот такими носами, (показывают жестами)

С вот такими бородами,

Все они сидели, ничего не ели

Делали вот так ...(воспроизводят действия, которые показывает ведущий).

 «Топ-топ»

     Дети берутся за руки и идут по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами со словами:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ, топ-топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ!

«Мы по лесу идем»

       Дети берутся за руки и ходят по кругу со словами:

Мы по лесу идем,

Зверей найдем,

Зайца громко позовём:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

(Тихо) «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца можно подставлять другие слова: «Волка вместе позовём», «Мы медведя позовём», «Мы лису позовём»

«Зайка шёл»

 Дети берутся за руки и становятся в круг, двигаются по кругу, приговаривая:

   
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел  (останавливаются, присаживаются, имитируют движения)

Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.(останавливаются, присаживаются, имитируют движения)

Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел (останавливаются, присаживаются, имитируют движения)

 «Матрешки»

      Дети берутся за руки, становятся в круг и приговаривают , имитируя движения по тексту:
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаются)
Встали, (встают)
Себя показали.
Попрыгали, (прыгают)
Потопали (топают)
В ладошки мы похлопали (хлопают)

«Игра с платочком»

  Масленица играет с детьми. Дети идут по кругу, держась за руки, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу, напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

С платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

    Дети останавливаются, а Масленица произносит, останавливаясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее побежит?

    Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают внешний круг, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто первым добежал до Масленицы и взял платок.

 «Со вьюном хожу»

Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок-ведущий. У него в руках «вьюнок» (можно взять атласную ленточку или веревочка  с, пришитыми к ней, бумажными плотными цветами). Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на псоледнее слово кланяется тому, перед кем останавливается.

Со вьюном я хожу,

С зелёным я хожу.

Я не знаю куда

Вьюн положить.

            С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты, вьюн,

Положи ты, вьюн,

Положи ты, вьюн,

На правое плечо.

       С началом 3-го куплета движения повторяются

 А со правого,

 А со правого,

 А со правого,

На левое положи. К концу песни со «вьюном» ходят четверо ребятишек. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под весёлую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Тот, кто первый возьмет «Вьюн» становится ведущим, игра повторяется.

                                                            Дятел
       Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!
        После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.

«Чурилки»
         Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет – 
Того жмурка не поймает!
             После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

Русские народные считалки

Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели.
А водить тебе велели!

- Аист-аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
- А еще?
Еще лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!

Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!

Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?!"
Выходи! Тебе водить!

Русские народные зазывалки перед началом игры

Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.

Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!

Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасны

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

«Узнай, о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детей своей индивидуальности, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходства людей.

Ход: воспитатель описывает ребенка, дети отгадывают про кого говорит воспитатель.

 «Моих родителей зовут..»

Цель: закрепить знания детей об имени и отчестве родителей, (бабушек и дедушек).

Материал: семейные фотографии, мяч.

Ход игры: дети передают друг другу мяч, называя своих маму и папу.

 «Вежливые слова»

Цель: воспитывать у детей культуру поведения, вежливое и уважительное отношение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки с изображением ситуаций: ребенок толкнул другого ребенка, ребенок жалеет другого ребенка, ребенок не дает игрушку и т. п.

Ход игры: воспитатель показывает картинку, предлагает детям рассказать, что произошло и какие слова используют герои данной  сюжетной картинки.

 «Назови свой адрес»

Цель: закреплять представление о том, что у каждого есть свой адрес, учить  его называть.

Материал: флажок

Ход игры: при передаче флажка ребенок называет свой адрес.

«Кто здесь трудится?»

Цель: закреплять представление о труде взрослых в детском саду.

Материал: фотографии (демонстрация на мультимедиа проекторе)

Ход игры: воспитатель показывает помещение детского сада, дети рассказывают кто здесь трудится и как.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: закреплять знания детей о хороших поступках, стремиться к ним.

Материал: сюжетные картинки с разными ситуациями (ребенок грязный, малыш помогает маме, ребенок ломает ветку и т. п.)

Ход игры: воспитатель показывает картинку и спрашивает «Это плохо или хорошо», «Почему?»

 «Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания детей о животных и растениях родного края.

Материал: карточки с изображением растений или животных Краснодарского края (можно использовать презентацию с животными и растениями)

Ход игры: воспитатель описывает растение или животное, не показывая карточку, когда дети дадут правильный ответ, растение или животное демонстрируется детям.

« С какого дерева листок»

Цель: закреплять знания детей о деревьях малой Родины, обогащать словарны запас прилагательными.

Материал: листья с деревьев (можно картинки),

Ход игры: воспитатель показывает листок и предлагает угадать с какого он дерева и назвать его: «с березы-березовый, с клена-кленовый».

 «Птицы в Каневской»

Цель: закреплять знания детей о птицах станицы, прививать заботливое отношение к птицам.

Материал; карточки с разнообразием птиц ( в том числе и экзотических).

Ход игры: воспитатель показывает карточки с изображением птиц, предлагает детям назвать и определить: живет ли такая птица в Каневской.

«Отгадай профессию»

Цель: закреплять знания детей о профессиях.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: воспитатель показывает карточку и просит детей отгадать что это за профессия (можно усложнить — назвать обязанности человека с такой профессией, назвать инструменты или оборудование, которые ему необходимы в работе).

 «Назови праздник»

Цель: закреплять знания детей о традиционных праздниках края, России.

Материал: карточки с изображением атрибутов праздника (пасхальные яйца, парад Победы, елка и т. п.)

Ход игры: воспитатель показывает картинку и просит детей назвать праздник.

«Дымковская игрушка. Найди половинку»

Цель: закреплять знания детей об особенностях росписи дымковской игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам.

 Материал: картинки с дымковскими игрушки, такие же картинки, разрезанные на половинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с дымковскими игрушками, затем убирает их и раскладывает половинки картинок и просит найти вторую половинку к каждой картинке.

 «Из какой сказки»

Цель: закреплять знание русских народных сказок, воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества, развивать наблюдательность и внимание, связную речь.

Материал: карточки с текстом и картинками русских народных сказок («Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д.).

Ход игры: воспитатель читает детям отрывок из знакомой сказки, предлагает отгадать её название, назвать её героев (можно предложить рассказать чем закончилась сказка).

«Тайный друг»

Цель: учить детей узнавать сверстников на фотографии, воспитывать доброжелательные отношения в группе, развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Материал: конверт с фотографиями детей.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку вытянуть из конверта фотографию, никому её не показывая рассказать об этом ребенке, начиная со слов «Мой друг -любит...» или «Мой друг — одет в...»,  все дети угадывают -кто это.

 «Кто и что делает?»

Цель: закреплять знания детей об обязанностях членов семьи, воспитывать уважительное отношение к ним.

Материал: фишки за правильный ответ.

Ход игры : воспитатель называет члена семьи, например «Мама», дети должны сказать, что она делает дома (стирает, галдит, готовит и т.д.). За каждый правильный ответ, воспитатель даёт фишку, у кого будет больше всех фишек-тот победил.

 «Угадай мелодию»

Цель: развивать музыкальный слух, закреплять знания детей о народных песенках, потешках, песнях о мамах, папах и др (тему по нравственно-патриотическому воспитанию можно взять любую).

Материал: аудиозаписи знакомых музыкальных произведений,

Ход игры: воспитатель знакомит с условиями игры, предлагает угадать мелодию и пропеть часть музыкального произведения или назвать его.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. \\ Дошкольное воспитание 2012, №3

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М.: Эксмо, 2007.

3.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.М.: Айрис -пресс, 2003.

4. Кожухова Л.Н. С любовью о доме.-Самара, 2003г.

4. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие._СПБ.: Детство-Пресс, 2010.
5. Русинова Ю.А. Русские народные подвижные игры в детском саду. Pedsovet.su,  2014г.                

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет в условиях ФГОС "Научись это любить..."

В данном материале предоставлено описание опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста с примерным перспективным планированием по данному направлению....

Паспорт дидактического пособия по нравственно - патриотическому воспитанию "Волшебный кубик"

Любовь маленького ребенка – дошкольника к родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому с...

Дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию «Рюкзак - солдатская сказка»

Задачи: 1. Закрепить знания детей о военных профессиях; 2. Развивать у детей интеллектуальную компетентность. 3. Расширить представление детей о городах героях ВОВ; Описание: дидактическое пособие...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию "Люби и знай свой край. Брянщина."

quot;Люби и знай свой край. Брянщина."Задачи:-формировать познавательный интерес у воспитанников;-развивать личностное отношение ребенка к истории своей страны, расширять словарный запас;-воспит...