Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

параскева наталия николаевна

Тематическое планирование НОД, развлечений, работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_nravstvenno.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Содержание.

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………2
  1. Введение…………………………………………………………………………………2
  2. Актуальность…………………………………………………………………………….2
  3. Цель, задачи……………………………………………………………………………...2
  4. Принципы планирования....…………………………………………………………….3
  5. Предполагаемый результат……....……………………………………...........................3

2.Содержание тематического планирования материала………………...………………...4

2.1 Формы реализации плана………………………………………………..........................4

2.2 Содержание развивающей предметно- развивающей образовательной среды……...4

3.Тематическое планирование для детей 5-6 лет…………………………………………..5

4.Тематическое планирование для детей 6-7 лет…………………………………………..8

5.Методическая литература………………………………………………………………..11

Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста.

  1. Пояснительная записка.
  1. Введение.

Методическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Данное планирование предусматривает реализацию регионального компонента, через знакомство с национально-культурными особенностями  Урала (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой); знакомство с бытом и традициями русского народа; с природными и климатическими особенностями Урала, с трудом жителей ; с животным миром и водными ресурсами.

1.2Актуальность. 

Тема нравственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей, для педагогов. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Кто из нас, педагогов не задавался этими вопросами. Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

 

1.3 Цель - воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан Росси, патриотов своего Отечества.

Задачи:

• формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;

• формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыкальная деятельность, художественно- эстетическая деятельность.

• воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.

                                        1.4 Принципы планирования.

Планирование  построено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам : «Моя семья»,  Моя малая Родина, Россия- Родина моя;

• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;

• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

1.5 Предполагаемый результат.

 Если в воспитательно- образовательную деятельность с детьми ввести систему мероприятий по расширению знаний об истории родного края, страны, это позволит значительно повысить их познавательную активность, а так же будет способствовать воспитанию патриотических чувств.

        2. Содержание тематического планирования материала

Моя семья. Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

Моя малая родина. Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта,  зданий и учреждений поселка, трудовой деятельности людей,. природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.

Россия- Родина моя. В образовательной деятельности этого блока дети получают географические сведения о территории России. Расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу. Гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско – патриотических чувств: любовь. Гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. В образовательной деятельности дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

            2.1 Формы реализации плана:

- непрерывная образовательная деятельность;

- экскурсии;

- беседы;

- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные);

- продуктивная деятельность;

- чтения произведений художественной литературы, фольклора;

- прослушивание и изучение музыкальных произведений;

- праздники;

- утренники;

- веселые спартакиады;

- работа с родителями;.

2.2  Содержание предметно – развивающей образовательной среды.

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды.

Оформление в группах зоны гражданско – патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, поселке, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родного поселка, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: название страны в которой живет; общие географические сведения о России; о своей малой родине, государственные символы, о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции,

искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д. ;

                           

                           

                                       

                                      3.  Тематическое планирование.

                                          для детей 5- 6 лет

Блок « Моя семья»

Цель:- формировать  знания о своем ближайшем окружении, семье,   воспитывать гуманное отношение к своим близким, уточнить представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

месяц

мероприятие

Работа с родителями

сентябрь

Беседа « Я и моя семья» , стихи о семье, см. приложение № 3

Анкетирование родителей « Роль матери в воспитании ребенка», « 10 заповедей для родителей» см.  приложение № 4

октябрь

Проект « Моя семья» см.приложение № 3« Сборник дидактических игр по нравственному воспитанию.» приложение №6

Оформление семейного фотоальбома, составление генеалогического дерева

 « Моя родословная»

ноябрь

Игра « Назови членов семьи ласково», чтение А. Барто

 «Имя и Фамилия»

Родительское собрание « Азы воспитанности» см.приложение № 5

 « Родительские собрания»

декабрь

Сюжетно –ролевая игра

 « Дочки – матери»,НОД «Открытка к Новому году»

Участие родителей в выставке

« Новогодняя игрушка»

январь

Беседа « Новогодний праздник в семье», НОД рисование « Новогодняя елка»

Фотовыставка « Новогодний праздник в семье»

февраль

Беседа « Мой любимый папа», НОД « Открытка к 23 февраля»

Спортивное развлечение « Мама, папа, я – спортивная семья»

март

НОД :« Портрет Мамы»

 ( рисование),аппликация

 « Открытка к 8 Марта»,разучивание песен о маме.

Развлечение « Моя мама – лучше всех»

апрель

Чтение  художественной литературы: русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Консультация « Воспитание доброты», см.  приложение № 4 « Консультации для родителей»

май

Беседа « Кем работает мама?» Наблюдение за трудом взрослых, рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра « Что лишнее»

Памятка для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя»

См. приложение № 4

Блок  « Моя малая Родина» 

Цель: формирование краеведческих сведений о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта,  зданий и учреждений поселка, трудовой деятельности людей,. природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.

Месяц

мероприятие

Работа с родителями

сентябрь

Беседа « Я живу в поселке», символика поселка, « Дары осени»

Фотоальбом « Мой поселок», экскурсия в музей, выставка поделок из овощей.

октябрь

Игра « Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», Наблюдение за утками. Подвижные игры :«Городки»,

« Краски»

Экскурсия на пруд

« Ключик»

ноябрь

НОД ( рисование) « Дома на нашей улице»,чтение художественной литературы Д. Н, Мамин – Сибиряк « Серая Шейка»

Совместное составление рассказа «Моя улица»

декабрь

Наблюдение « Зимний лес», НОД

 ( рисование) « Зима»

Экскурсия в зимний лес, фото газета.

январь

Беседа « Животные нашего края», рассматривание альбома.

НОД ( лепка) « Белочка»

Составление рассказа

 « Мой любимый домашний питомец»

февраль

Создание творческого коллажа « Кто живет в нашем лесу», рассматривание альбома

 « Деревья и кустарники»

Фото журнал « Мы счастливы, когда мы вместе»

март

Беседа « Весна пришла», наблюдение за изменениями в природе. Дидактическая игра

« Поливаем цветы», Беседа

« Ручейки и озера», загадки о воде, см приложение №2

Экскурсия к роднику, выставка

апрель

Экскурсия в библиотеку, « Сказы Бажова»,чтение сказки « Серебряное копытце», НОД « Малахитовая шкатулка» приложение

№ 2

Поделки  из бижутерии

май

Беседа « Достопримечательности нашего поселка», рассматривание альбома.

Экскурсия к памятным местам, памятка для родителей « Посеять в детских душах доброту»

Блок « Россия- Родина моя» 

Цель: познакомить детей с  географическими сведениями о территории России. Расширять представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу. Гимну РФ. представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.

месяц

мероприятие

Работа с родителями

Сентябрь октябрь ноябрь

Проект « Наша родина- Россия»

Оформление папок- передвижек

«Воспитываем патриота», рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме, экскурсия в краеведческий музей.

декабрь

« Главные праздники России», беседа, рассматривание иллюстраций, презентация.

Костюмы к Новогоднему празднику

январь

Беседа « Путешествие в Москву», рассматривание альбома «Москва – столица нашей родины» Рисование «Моя Родина»

Выставка рисунков

февраль

Беседа « Наша армия», рассматривание альбома, НОД ( аппликация ) «Открытка к 23 февраля»

Фото газета к 23 Февраля «Как я служил в армии».

март

Беседа « Мы разные, мы вместе», рассматривание альбома « Народы России» приложение № 1

Консультация « Поговорим о нравственности» ,приложение №4

апрель

НОД « Мы летим в космос», рассматривание альбома

 « Космос», конструирование « Ракета»

Создание альбома «Космос»

май

«День Победы», беседа

 « Взрослым и детям нужен мир на всей планете», открытка для ветеранов приложение № 1

Выставка военной техники

4.Тематическое планирование.

для детей 6-7 лет

Блок « Моя семья»

Цель:- закреплять и расширять  знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывать гуманное отношение к своим близким, уточнить представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

месяц

мероприятие

Работа с родителями

Сентябрь

Беседа « Как я провел лето»,игры:

« Мой адрес», «Моя семья» см приложение № 6

Поход « Семейное путешествие»

октябрь

НОД « О правах, играя», приложение № 3,игра«Ожившие игрушки» см .приложение № 6

Родительское собрание

 « Правовое воспитание» анкета « Слушается ли вас ребенок?»см. приложение № 5

ноябрь

НОД « Один дома»

Памятка для родителей «Правила общения в семье»приложение № 4

декабрь

Беседы: « Новый год- семейный праздник»,

« Моя семья»

Памятка для родителей « Играем дома с детьми»,  приложение

№ 4,  выставка

 « Новогодняя елочка»

январь

НОД (аппликация) «Новогодняя елочка»

Экскурсия к Дому культуры «Снежный городок»

февраль

 НОД ( аппликация) «Открытка для папы»

Круглый стол « Искусство наказывать и прощать»приложение № 4

март

НОД (рисование) « Портрет  Мамы», ручной труд вышивка « Салфетка для мамы»,разучивание стихов и песен о маме, бабушке. Развлечение « Моя мама лучше всех», игра « Кто больше»см приложение

Фото коллаж « Моя Мама»

апрель

 Беседа «Профессии», чтение художественной литературы « Кем быть?»рассматривание альбома

« Профессии»

Экскурсия в магазин, на почту.

май

Экскурсия к памятным местам, к мемориалу погибших воинов.

Мастер –класс « Учимся играть вместе»

Блок  « Моя малая Родина»

Цель: формирование краеведческих сведений о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта,  зданий и учреждений поселка, трудовой деятельности людей,. природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.

месяц

мероприятие

Работа с родителями

сентябрь

Проект « Мой родной поселок», герб Новолялинского городского округа, герб поселка

Экскурсия по улицам поселка, к памятным местам.

октябрь

НОД « Урал- наш край родной», см. приложение №2

Беседа « Столица Урала – Екатеринбург», рассматривание альбома приложение № 2

Фото выставка « Наша природа» ,гербарий

« Деревья и кустарники»

ноябрь

Народные промыслы на Урале, стихи об Урале.приложение № 2 приложение № 2

Экскурсия в краеведческий музей

декабрь

НОД « Знакомство с национальными костюмами Урала» приложение № 2

Родительское собрание

январь

Творческий вечер « Сказы из малахитовой шкатулки» приложение № 2

Выставка рисунков по сказкам П.П.Бажова

февраль

Уральские заводы, Музей военной техники, приложение № 2

Выставка военной техники

март

Презентация « В мире камней»

Консультация

апрель

Беседа

« Ручейки и озера», загадки о воде, см приложение № 2

экскурсии в краеведческий музей

« Путешествие капельки»,роднику

май

Беседа « Наши ветераны», открытка к Дню Победы

Экскурсия к памятным местам, акция « Бессмертный полк»

Блок « Россия- Родина моя» 

Цель: расширять знания детей о географических сведениях о территории России. Формировать представление о значении государственных символов РоссииВоспитывается уважительное отношение к гербу, флагу. Гимну РФ. представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Прививать детям чувство любви и уважения к культурным

ценностям и традициям русского народа.

месяц

Мероприятие

Работа с родителями

сентябрь

Проект « Моя родина- Россия», пословицы, поговорки.

Памятка « Три основных способа познания окружающего мира»

октябрь

Проект « Хлеб- всему голова»,беседа

« Профессии» приложение № 1

Экскурсия на пекарню

Экскурсия в пожарную часть

ноябрь

Беседа « Я люблю тебя Россия», рассматривание иллюстраций, Энциклопедия для детей. НОД (рисование) « Матрешка», лепка

« Флаг России»

Экскурсия в библиотеку

декабрь

«Россия – спортивная страна»  презентация, рассматривание альбома с различными видами спорта, проект « Если хочешь быть здоров» приложение № 1

« Лыжня России», консультация

 « Безопасность на льду»

январь

НОД( рисование )

« Кремль»,конструирование « Стены Кремля», рассматривание иллюстраций с изображением Кремля, см .Детская Энциклопедия

Информация для родителей «Советы психолога»

февраль

НОД « Народы России»,рассматривание альбома приложение № 1

Информация для родителей . « О значении эффекта первого впечатления»

март

Беседа « Мир спасет доброта» приложение № 1

Изготовление поделок на ярмарку « Светлая пасха»

апрель

Беседа « Космос», рассматривание альбома, оформление группы

 « Планеты»

Изготовление планет, техника папье- маше

май

Беседа « Взрослым и детям нужен мир на всей планете», НОД

( аппликация) открытка к дню Победы.

Акция « Бессмертный полк»

                                          Методическая литература.

  1. Методическое пособие О.В. Толстиковой « Мы живем на Урале»;
  2.  М.Д. Маханева « Ознакомление детей с предметным и социальным окружением»;
  3. Н.Г.Зеленкова, Л.Е. Осипова « Мы живем в России», Москва 2008 г.,
  4.  Методическое пособие по патриотическому воспитанию  в ДОУ « Дошкольникам о защитниках отечества»  под редакцией Л,А. Кондрыкинской, Москва 2006г.,
  5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Методическое пособие по лексическому развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка( наглядный материал )  формированию у детей смысловой стороны слова...

Пособие по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возрастав процессе декоративно–прикладной деятельности

Ах! Чуть жив от восхищенья!Чудо всем на удивленье:Расписные медвежата,Барыни, коньки, утята,Расписные даже хрюшки –Царство дымковской игрушки!Удивительному чудуМы поклонимся не разИ о дымковской...

Методическая разработка. Картотека дидактических игр по нравственному-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позво...

Методическое пособие Синквейн как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем эта форма стала использоваться в дидак...

Методическая разработка сборник дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Занимательное краеведение"

Методическая разработка сборник дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Занимательное краеведение"...